Сегодня на Амуре № 7 (20 февраля) 2018 г.


Место службы изменить нельзя

 

интервью

 

В воскресенье, 18 февраля, сотрудники транспортной полиции отметили свой профессиональный праздник. Этой дате было посвящено торжественное мероприятие, которое прошло накануне в «Центре культурного развития». После концерта и вручения наград начальник Белогорского линейного отдела транспортной полиции Виталий Асаев в интервью корреспонденту газеты «Сегодня» Елене Гладышевой рассказал об особенностях службы в транспортной полиции.

 

- Виталий Станиславович, сколько лет Вы служите в транспортной полиции?

 

- 25 лет. Я пришел в отдел в мае 1993 года. Отдал службе здесь, можно сказать, практически всю жизнь. Помню всех тех, кто здесь служил, всех наших ветеранов, некоторые из них были моими наставниками, как, к примеру, Владимир Григорьевич Носов, Валерий Александрович Юшков и многие другие.

 

- За четверть века в жизни каждого человека происходит немало событий, которые делят ее на несколько вех. О Вас так тоже можно сказать?

 

- Думаю, да. У меня таких моментов было несколько. Первый - в декабре 1993 года меня с тремя коллегами отправили в служебную командировку в город Забайкальск. Тогда это была Читинская область (сейчас - Забайкальский край), граничащая с Китаем. В те годы там сложилась довольно сложная ситуация: из Китая шли грузовые составы с ширпотребом, фруктами, конфетами, техникой. На станции Забайкальск товар из китайских вагонов перегружался в российские. Из-за невысокой пропускной способности грузовые поезда в парках стояли длительное время. Чем и пользовались недобросовестные граждане не только из числа местного населения, но и различные криминальные элементы, съезжавшиеся туда со всей страны. Своих сотрудников милиции там не хватало, и нас отправили в командировку для оказания практической помощи. Там впервые пришлось применить табельное оружие при задержании…

 

- И много задерживали?

 

- Не то слово, «пачками». Ночью туда приходишь на дежурство, а в грузовом парке канонада от стрельбы и трассеры летают по ночному небу.

 

Еще запомнилось, что местные коровы не на пастбища пастись ходили, а в эти парки - китайские фрукты и овощи из вагонов на земле кучами лежали.

 

Общими усилиями решили проблему с пропускной способностью составов, порядок навели. Сейчас Забайкальск - одна из красивейших станций на Забайкальской железной дороге. Вокзал во всяком случае точно. А по ту сторону границы стоит китайский город - Маньчжурия.

 

Второй момент. В августе 1994 года я по отдельному поручению ездил в командировку в Чечню. Это было до начала боевых действий. Тогда я своими глазами увидел людей с оружием на улицах города, это было как в порядке вещей. А еще беспредел и хаос, что творился на улицах Грозного на тот момент там. Поразило что: 12-летние пацаны с автоматами и пистолетами за поясом свободно ходили, а у опера грозненской милиции табельного оружия не было. Грозный тогда представлял из себя бандитский отстойник. Сюда съезжались криминальные элементы не только со всей России, но и из других республик. На тот период там работали две опергруппы из Казахстана, которые ловили своих преступников, которые скрывались на территории Чечни.

 

Ночевал я в кабинете заместителя начальника угрозыска МВД Чечни. Когда прибыл к нему, он, показав на ряд стульев вдоль одной стены кабинета, сказал: вот эти стулья мои, я тут сплю, а вот этот ряд - твой. Я спросил: а почему, что не так с гостиницей? - А в гостинице, - отвечает, - бандиты живут. - А что же вы их не задержите? - спросил я у него. Он в ответ только посмеялся…

 

Уезжал я оттуда через Гудермес. Привезли меня в транспортную милицию, передали и сказали: этого человека посадить в поезд и пусть он спокойно уезжает. Пока ждал поезд, решил выйти на перрон. Смотрю: идет локомотив с тремя вагонами и парой цистерн. А на крышах - вооруженные люди, человек 50, с автоматами, пулеметами и гранатометами, в камуфляже. Я в дежурку кинулся, мол, ребята, там вооруженные люди едут! Они мне в ответ: не переживай, эта наша военизированная охрана. На вопрос, почему так много, объяснили, что поезда часто «бомбят» местные - аулами выходят на «дело», кладут на рельсы железобетонный блок, а когда поезд останавливается, грабят, как в лихие махновские времена…

 

Довелось быть свидетелем работы грозненской милиции по освобождению российской заложницы. Тогда там широко было распространено похищение людей, за которых потом вымогали деньги. Первый раз попытка была неудачная. Во второй раз повезло, освободили. Но до сих пор помню пробитый окровавленный бронежилет в кабинете начальника милиции… Так и не узнал, ранен ли был кто из сотрудников чеченской милиции или погиб при освобождении.

 

Третий момент. С марта по май 2000 года был командирован на чеченскую войну в составе сводного отряда Забайкальского линейного управления. Я возглавлял этот отряд. В него входили 27 наших ребят и три сотрудника Забайкальского линейного УВДТ. Мы охраняли железнодорожный мост через р. Терек и ст. Червленно-Узловая. Что запомнилось: как раз в марте были выборы президента, тогда Владимир Путин впервые выдвинул свою кандидатуру. Мы были задействованы на охране избирательного участка. На выборы пришло более 90 процентов населения Чечни. И 98 процентов из проголосовавших отдали свой голос за Путина. Народ к тому времени устал от войны, устал от нестабильности. И мне как-то сказал местный чеченец: мы народ гордый, но все понимаем, а руководителя уважаем сильного. Чеченский народ хлебнул шариатских порядков, понял, что лучше жить в составе России, чем быть отдельным шариатским придатком.

 

И последний момент - мое назначение начальником отдела. Это был 2007 год. Вышло совершенно…

 

- Случайно?

 

- Дело в том, что мне предложили новую работу на гражданке. И я уже намеревался увольняться со службы. Но тут мне позвонил начальник Забайкальского управления внутренних дел на транспорте генерал-майор полиции Аркадий Георгиевич Иванов. Сказал: мы тут советовались и все в один голос сказали, что кроме тебя начальником отдела быть некому. Как человек мудрый и опытный, он предложил должность таким образом, что отказаться было просто невозможно.

 

За эти годы пришлось побывать в разных ипостасях в результате реформ и сокращений. Сначала - начальником Амурского линейного управления, затем, в 2010 году, - Белогорского линейного отделения полиции, в 2011 году отдел стал называться Белогорским линейным отделом МВД России на транспорте. Пока это название сохраняется.

 

- Служба в транспортной полиции отличается от той, что несут сотрудники белогорского отдела?

 

- Мне трудно давать такую оценку. Я там не служил. Но мы выполняем одно дело и перед нами стоят одни и те же задачи. Единственное, есть своя специфика. У территориального органа нагрузка, безусловно, выше - преступлений совершается в городе и районе больше, чем в нашем подведомстве. Но если брать нашу специфику работы…

 

Представьте, произошла кража телефона в поезде. Потерпевший живет в Красноярске, подозреваемый - в Чите, а свидетель - где-то в Якутии. Попробуй проведи расследование. Приходится проводить следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия в разных городах. И это не может не создавать сложности в работе. К тому же наша прокуратура находится в Свободном, а не в шаговой доступности, как здесь. Поэтому на решение вопросов приходится терять целый день и следователю, и начальнику следственного отдела, дознания, и начальникам оперативных подразделений. Это тоже накладывает свой отпечаток. Плюс протяженность - наша зона ответственности тянется от станции Мухинская, а это 50 км от станции Шимановская на запад и до входных сигналов станции Архара. Кроме того, в зону нашего оперативного обслуживания входит и акватория реки Зея - от села Натальино до города Зея. А это ни много ни мало 540 км.

 

- С открытием космодрома работы добавилось?

 

- Конечно. Ведь на строительстве было задействовано более 10 тысяч работников и все они в подавляющем большинстве работали вахтовым методом и передвигались к месту строительства на поездах через ст. Свободный и ст. Ледяная. А среди них разные категории граждан попадались - и с наркотиками, и судимые. Нам пришлось в срочном порядке создавать линейный пункт полиции на ст. Ледяная.

 

- Какие преступления чаще всего вашему отделу приходится расследовать?

 

- Белогорск - самый крупный железнодорожный узел на Забайкальской железной дороге с тремя грузовыми парками и значительным грузооборотом. И основная наша работа связана с кражами. Если в пассажирских поездах количество совершаемых краж нам еще удается сдерживать, все больше поездов сопровождается нарядами, то вот по линии провозки грузов ситуация более сложная.

 

- Не хватает сотрудников?

 

- Их не хватает всегда. Но у каждого столба полицейского не поставишь. Поэтому наша задача - профилактика. Если не получилось предотвратить - то необходимо установить и привлечь преступника к ответственности.

 

На втором месте преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Белогорский линейный отдел имеет хорошую практику по документированию и расследованию уголовных дел, связанных со сбытом наркотиков. И наша задача эту практику, этот опыт сохранить как минимум. Потому что это дела определенной сложности. Сбыт наркотиков - это тяжкое преступление, причем, в подавляющем большинстве случаях речь идет о героине и здесь приходится совершать значительное количество следственных действий. Плюс лица, которые обвиняются в сбыте наркотиков, обычно приговариваются судом к реальным, серьезным срокам лишения свободы.

 

- Расскажите об одном таком деле.

 

- Несколько лет назад мы выявили группу, которая продавала опиумный мак под видом пищевого через розничную сеть магазинов. И занимались этим шесть женщин - жительницы Белогорска. В итоге две получили условные сроки, трое - реальные. Организатора, индивидуального предпринимателя, суд осудил на восемь лет лишения свободы. В суд она приехала в окружении адвокатов, с ярким макияжем, уверенная в себе и высокомерная. Но когда в зале суда на нее одели наручники, была в шоке. Потом в суд приходил ее муж, который требовал ее освободить, мол, у них путевки в Таиланд на завтра, а вы ее ни за что арестовали…

 

Такой вот цинизм - сбывать мак детям, тем самым, губя их жизни, за деньги, за возможность ездить на отдых в Таиланд...

 

Наш отдел выявлял и документировал и факты хищений перевозимых на железной дороге грузов в составе организованных групп. Причем не раз. Было в нашей практике громкое дело, связанное с хищениями грузов, по которому на скамье подсудимых оказались 13 фигурантов - от машиниста и помощника машиниста, сотрудников ВОХР железной дороги, до ЧОПовцев и других. Так вот, эта преступная группа похищала металлолом. Запрыгивали в вагоны, сбрасывали метал по ходу поезда или остановив его, а потом вывозили на машинах.

 

Кроме этого, в прошлом году к уголовной ответственности были привлечены два руководителя железнодорожных предприятий за взяточничество и вымогательство.

 

- Виталий Станиславович, не могу не спросить о последнем случае, который вызвал немало обсуждения в СМИ. Про елочку, которую срубили накануне Нового года возле здания транспортной полиции…

 

- Правонарушителя, как вы знаете, нашли сразу же и привлекли к административной ответственности. Елочку изъяли. Я его сюда вызвал, хотел посмотреть в глаза, понять: зачем? Житель города гражданин Белокопытов извинялся, обещал, что все исправит, обещал, что все здесь в округе озеленит. Но я сомневаюсь. Понимаете, эту елочку уже лет пять как посадили, и она уже выросла где-то до полутораметровой высоты. И вот этот прибежал с топором. Сотрудники отдела сработали оперативно, задержав его, но, к сожалению, на место елочку уже вернешь.

 

- Довольны итогами работы отдела за прошлый год?

 

- Однозначно, мы ведь по итогам работы за 2017 год стали лучшими по Забайкальскому линейному управлению.

 

- Работу кого из своих коллег Вы бы отметили накануне праздника?

 

- Стабильно положительные результаты работы отдела - это, конечно же, заслуга всего коллектива от патрульно-постового полицейского до руководителей служб и подразделений. Но, как и в любом коллективе, у нас есть свои передовики. Не могу не отметить с положительной стороны работу Декало, Довбыш, Грязнова, Трухина, Иванникова, Лебедева, Красноруцкого и многих других. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить коллег, ветеранов транспортной полиции с профессиональным праздником и с Днем защитиника Отечества, пожелать им крепкого здоровья, терпения, семейного благополучия, стабильности и дальнейших успехов в служебной деятельности!

НазадАрхив