Сегодня на Амуре № 9 (6 марта) 2018 г.


К Фемиде привели присяжных

 

интервью

 

28 марта в областном центре пройдет традиционная, ежегодная конференция судей Приамурья. С какими результатами поедут на нее представители белогорской Фемиды - в интервью председателя Белогорского городского суда Андрея Барташевича.

 

- Андрей Васильевич, по традиции, в начале года подводятся итоги проделанной работы за предыдущий год. А они, как известно, зависят от людей. Как обстоят дела с кадровым составом Белогорского городского суда сегодня?

 

- Начну с того, что итоги года мы подвели 9 февраля. На совещании в этот день присутствовал судья Амурского областного суда Константин Степанович Благов, представители правоохранительных органов Белогорска, в том числе следственного комитета, межмуниципального и транспортного отделов полиции, городской и районной прокуратур, службы судебных приставов, городской администрации. Началось оно с представления нового судьи уголовной коллегии горсуда Елены Луценко. Она перешла работать к нам из Амурского облсуда. А до этого времени, с ноября 2016 года помощь в оправлении правосудия оказывала судья в отставке Любовь Трухина. Кстати, ждем назначения к нам еще одного судьи Елены Облавацкой, сейчас она трудится на мировом судебном участке Бурейского района.

 

Сегодня в уголовной коллегии работают семь федеральных судей. В гражданской - шесть. Многим судьям в 2017 году с учетом полученного ими опыта и стажа работы были присвоены квалифицированные классы. Это говорит о том, что с каждым годом белогорские судьи становятся более квалифицированными, опытными. Что, несомненно, положительно отражается на качестве выносимых ими судебных решений и приговоров.

 

Что касается кадрового состава суда - помощников, секретарей - то он в суде стал еще более крепким, чем годом ранее. Но в связи с тем, что заработная плата оставляет желать лучшего, а нагрузка меньше не становится, то люди иногда уходили. Обидно то, что имея высшее юридическое, человек может найти себе в городе более высокооплачиваемую работу…

 

- Это сказалось на результатах работы?

 

- На результатах работы в первую очередь сказалась нехватка судей в гражданской коллегии. Ими, а также мировыми судьями было рассмотрено 19601 дел - это на 14% больше, чем в 2016-м. Это очень высокая нагрузка. Стабильность вынесенных по ним решений по сравнению с 2016-м упала на 8%. Немного ниже среднеобластного показателя. То есть, мы не в числе первых, но и не в числе последних. Как говорится, находимся в золотой середине. Что касается уголовной коллегии, то в 2017 году сработали лучше - находимся в пятерке лучших судов области.

 

- Статистика вещь упрямая, против нее не пойдешь… А лично Вы сколько дел рассмотрели и какие?

 

- Мною было рассмотрено 208 гражданских и 83 уголовных дела. Предваряя Ваш вопрос, замечу, что самыми «популярными» гражданскими делами, как и ранее, были рассмотренные мною дела по кредитным обязательствам и налогам. Граждане оформляют займы и ввиду разных жизненных проблем не возвращают их. А в суде заявляют, что деньги от банка они получили, но возвращать их не намерены. И обосновывают это тем, что, якобы, договор с ними не заключался, наличность на руки не получали, что им выдавали векселя. При этом на полученные средства улучшали свои жилищные условия. Но суд в данных ситуациях становится на сторону истца, а именно банка, и взыскивает задолженность.

 

Можно сказать, что такие дела идут как под копирку - начитаются люди информации из интернета и защищаются с помощью такого вот «аргумента». Думаю, стоит разъяснить, что подобные аргументы неверные. Судебная практика это подтверждает. И апелляция решения о взыскании долгов оставляла без изменений.

 

Все также много рассматривается споров по жилищным, трудовым, земельным вопросам, ОСАГО, немало дел, связанных с причинением вреда здоровью, споров о защите прав потребителей.

 

Что касается уголовных дел… Я всегда стараюсь рассматривать еще дела и по особо-тяжким преступлениям, чтобы не терять квалификацию. Хоть они и отнимают много времени. Но это необходимо.

 

- Можете назвать по уголовным делам «дело года»?

 

- На этот вопрос сложно ответить. Поскольку я занимаюсь еще и административными вопросами, дела, которые отнимают много времени, часто брать не могу. Так что лучше спросить у самих судей. Таковым может быть любое дело, попадающее под любую категорию - все зависит от конкретных обстоятельств, его сложности, объема и характера преступления. К примеру, судья Наталья Аноцкая рассматривает уголовное дело в отношении замначальника полиции, обвиняемого во взятке. Дело, кстати, действительно интересное. Судья Наталья Комолова в этом году вынесла приговор в отношении двоих преступников, которые, угрожая оружием, напали на семью с детьми в селе Томичи Белогорского района. Судья Наталья Крамар рассматривает уголовное дело, по которому в мошенничестве обвиняются предприниматель и чиновник. На рассмотрении у заместителя председателя горсуда находится дело по растрате 130 млн рублей.

 

- Этот год начался сложно?

 

- Начался так, словно и не заканчивался. Сейчас ситуация осложняется тем, что впереди выборы президента страны. И это чувствуется. Ответственность на всех лежит просто колоссальнейшая.

 

- Андрей Васильевич, в прошлом году система правосудия претерпела изменения? Что нового ждет Белогорский суд в этом году?

 

- Изменения происходят каждый год. Так, с 2017 года вся судебная система муссирует вопрос введения присяжных заседателей в районных городских и военных судах. Мы начнем рассматривать дела определенной категории с участием присяжных с 1 июня этого года. Все уже готово: зал судебного заседания, комната для присяжных. Все условия для них созданы, определены судьи которые будут рассматривать данные дела. Они, кстати, прошли обучение в Москве. Кроме этого, с 1 февраля этого года у нас введено автораспределение дел. Этой работой раньше занимались как я лично, так и заместители. Сейчас же дело поступает в суд, секретарь вносит его в базу, а специальная программа «рассматривает» нагрузку по всем судьям и автоматически «определяет» его.

 

- Похоже на лотерею…

 

- Можно сказать и так, - улыбается на это председатель горсуда и поясняет: - Это пилотный проект, в него попали Белогорский горсуд, городской и районный благовещенские суды и тындинский. Вообще этот год инновационный. Будет упрощено ведение протоколов, согласно предлагаемым поправкам к ГПК РФ и АПК РФ суды будут составлять мотивированные решения только в определенных случаях.

 

Кроме того, в ближайшее время, до 1 июня, у нас запланировано импровизированное проведение суда присяжных с участием работников прокуратуры и студентов юридического факультета Белогорского техникума. Кто-то будет адвокатом, кто-то подсудимым, кто-то судьей. Уверен, что все получится.

 

- Трудно отобрать присяжных заседателей в таком городе, как Белогорск?

 

- Здесь есть свои сложности. В первую очередь, они связаны с тем, что не каждый человек согласится на это, а если согласится, то не факт, что подойдет по определенным критериям. Требования к кандидатам жесткие - от отсутствия судимости до отсутствия юридического образования…

 

- Как Вы считаете, институт присяжных заседателей оправдывает себя?

 

- Думаю, этот институт был не просто так создан. С другой стороны, не так-то просто обычному человеку слушать про то, где, когда и при каких обстоятельствах совершено преступление, решать, виновен или нет подсудимый, есть ли доказательства его вины или нет. Но уверен, это научит государственных обвинителей более качественно поддерживать обвинение в суде, улучшит качество следствия. Ведь обвинители и защитники будут выступать перед простыми людьми, которым предстоит выносить вердикт: было ли преступление, виновен ли обвиняемый и заслуживает ли он снисхождения. Это станет серьезным испытанием, в первую очередь, для юристов. При этом отмечу, что присяжные никому не подотчетны. Никто никогда в жизни у присяжного не имеет права спросить даже через 20-30 лет, почему он голосовал так, а не иначе. Присяжный отвечает только перед своей совестью.

Елена Гладышева

НазадАрхив