Сегодня на Амуре № 12 (27 марта) 2019 г.


По-человечески справедливое

 

конференция

 

20 марта в Амурском театре драмы прошла ежегодная конференция судей Приамурья. В течение трех часов представители Фемиды подводили итоги своей работы за прошлый год, говорили о цифровизации, не раз позавидовав Арбитражному суду Амурской области, который, как выяснилось, имеет лучшее среди всех амурских судов техническое обеспечение. Но главное - судьям напомнили, что любое решение должно быть справедливым. С подробностями - корреспондент газеты «Сегодня Елена Гладышева.

 

На конференцию в областной центр прибыли около трехсот амурских судей. Мероприятие началось с минуты молчания в память ушедших в прошлом году из жизни судей. После последовали поздравления и вручение наград. Председатель Амурского областного суда Сергей Семенов, выступающий первым, начал с признания. По его словам, тот факт, что на конференции ему каждый раз дают возможность выступать больше отведенного времени, он воспринимает как особую честь. Ведь ему приходится не только хвалить коллег, но и говорить им неприятные, критические вещи.

 

Впрочем, начал он с хорошего. Прошлый год у амурского судейского сообщества был насыщенным и продуктивным в плане изменения законодательства - как процессуального (о них в следующих номерах), так и материального. В последнем случае речь идет именно об использовании цифровых технологий и технических средств в отправлении правосудия. Сегодня уже никого не удивишь аудиопротоколированием судебных заседаний, видеоконференцсвязью с другими судами, использованием в качестве доказательств на процессах видео, - и аудиозаписей. Или, к примеру, использованием автоматизированной программы распределения дел между судьями. Как отметил Сергей Семенов, благодаря «цифре» на практике реализуются святые принципы правосудия: объективность, независимость и беспристрастность, исключается влияние человеческого фактора.

 

Однако не все так гладко. Пока судам не всегда получается «работать в связке с остальными органами». Пример из жизни. Суд принимает решение снять арест с автомобиля. Человеку выдают решение, с ним он идет к приставам. Те в ответ: это не к нам, а в Госавтоинспекцию. Он идет туда, а там ему: мы не можем, потому что есть совместный приказ МВД и службы судебных приставов, которым установлен порядок снятия ареста. Если утрировать, то снимается арест в ГАИ, а кнопку по снятию ареста нажимают в службе приставов. «Вот и получается, - с разочарованием отметил Сергей Семенов, - что по факту система не очень работоспособная для граждан, потому что создает для них проблемы».

 

Остановившись на теме кадровой составляющей (из 263 судей более 60 процентов - это женщины), Сергей Семенов заметил, к большому удовольствию женской половины судейского сообщества, что «с женщинами работать надежнее, они более качественно, добросовестно работают». Что же касается возрастной составляющей, то почти 48% представителей амурской Фемиды от 40 до 50 лет, 28% нет еще и сорока, а 18% не исполнилось и 30 лет. При этом больше половины вершат людские судьбы менее десяти лет. Хорошо это или плохо? По мнению председателя облсуда, судейский стаж значит многое. «На западе редко встретишь молодых судей, чаще это люди в возрасте... Но что есть, то есть», - заметил он и вздохнул.

 

А вот откуда приходят в судебную власть - тема отдельная и, как оказывается, спорная. Настолько, что на конференциях судей ее обсуждают с завидной регулярностью.

 

- До сих пор не утихают дискуссии, из каких органов мы должны пополнять свои ряды, - высказал свою позицию Сергей Семенов. - «Горячие» головы даже вносили законопроект в Госдуму, предлагая не брать никого из следственных органов и прокуратуры. Мол, у их сотрудников формируется обвинительный уклон в работе, а это неприемлемо для правосудия.

 

Однако эту позицию председатель облсуда не разделяет. «Из прокуратуры в судебную систему приходят люди, которые показывают очень хорошие результаты работы», - сказал он и привел цифры: в прошлом году из прокуратуры в судебную власть пришли 19% судей, из МВД - 12%, адвокатуры - семь. Судебная же система  «взрастила» только 45% судей.

 

При этом отбор кадров за последние годы сильно ужесточился. Любое «пятно» в личной и семейной биографии, ошибка - и с мечтой быть судьей можно распрощаться. Однако Сергей Семенов, ранее высказывающий сомнения в правильности такого жесткого подхода к кандидатам в судьи (в том числе, в газете «Сегодня»), признал, что такой подход все же оправдан. Особенно когда речь идет о конфликте интересов.

 

- Недавно один из судей меня спросил: в деле, которое я веду, в качестве адвоката участвует мой бывший начальник, - рассказал председатель облсуда. - А в качестве следователя дело расследовала моя бывшая подчиненная. Казалось бы - что тут такого? Однако после обсуждения ситуации мы пришли к мнению, что имеет место быть конфликт интересов. Мы, судьи, не должны давать возможность использовать подобные обстоятельства против нас. Особенно, если дело сложное. Зачем так подставляться? (Тут Сергей Семенов извинился - за выражение). Поэтому правильно сделали коллеги, что дело было передано с использованием автоматизированной системы другому судье.

 

Но даже если и нет никакого конфликта интересов, есть сферы, где «много соблазнов», добавил Семенов. «Так, недавно мы были вынуждены проститься с судьей в связи с тем, что его жена попала в очень неприятную ситуацию…».

 

Правда, какую, рассказывать не стал, а плавно перешел на практику привлечения судей в отставке к исполнению обязанностей. Для системы правосудия нередки ситуации, когда последние привлекаются к работе, пока в суде имеется вакантное место. Но это если речь идет о городских (районных) судах. А вот что касается мировых судей, то здесь ситуация иная. К примеру, в конце прошлого года судья белогорского мирового судебного участка N2 Вера Зималина ушла в почетную отставку. Ее несколько месяцев заменяли коллеги других участков. На сегодня вопрос решился - 5 марта мировой судьей судебного участка N2 назначена Ирина Катеринич. Однако, по мнению Сергея Семенова, привлечение судей с соседних территорий или других участков не решает проблему, скорее, ухудшает. А ее решение повысит уровень правосудия для граждан, отметил он.

 

Что же касается моральных и деловых качеств судей, то, по признанию председателя облсуда, они «на высоте». Но, с сожалением заметил он дальше, все же имеют место быть и нравоучения, и недостойное поведение, и невнимательное и грубое отношение к гражданам. Что категорически недопустимо. Даже если граждане сами нарываются на грубость. И рассказал о случае, произошедшем в Белогорске. Судья, не сдержавшись, прокомментировал поведение участницы процесса словами: «вам в цирк нужно идти работать». Разрешали жалобу обиженной этим комментарием гражданки полгода. Жалобу женщина отозвала. А судьям еще раз порекомендовали «в этом вопросе быть повнимательнее и аккуратнее».

 

Посмотрев на мелькающие на большом экране цифры, диаграммы и таблицы, председатель обласуда неожиданно предложил проигнорировать «количество, качество и проценты» (были времена, когда мы за каждый процент вовремя рассмотренных дел боролись, - С.С.), потому что это «уже неактуально».

 

- Я просто расскажу вам о некоторых емких, ярких примерах из нашей работы, - сказал он. - Пришло время, когда мы должны говорить об эффективности правосудия.

 

И начал с того, что иногда выдача судебного решения не заканчивает, а только открывает процесс правосудия. Пример тому - обращение бывшего военного. На приеме мужчина рассказал, что попал в ДТП, что в отношении него был составлен протокол, который он попытался обжаловать у мирового судьи. Но последний сказал: все составлено правильно. Судья второй инстанции сказал то же самое. И никто не захотел слушать гражданина, доказывавшего, что потерпевший - самый настоящий автоподставщик, что он участвовал уже более чем в 30 автоподставах.

 

Сергей Семенов тоже сначала не поверил, мало ли… Но запросил материалы дела. И обратил внимание на тот факт, что на вопрос судьи: это правда, что вы уже больше 30 раз участвовали в ДТП? - потерпевший сослался на статью 51 Конституции РФ: никто не обязан свидетельствовать против себя самого. То есть, даже не стал отрицать данный факт… Возник вопрос: почему судья не отреагировал на это обстоятельство, не проверил факты? Сделали запрос, проверили фамилию потерпевшего. В итоге принесли кипу материалов, которые подтвердили - что это далеко не единичный случай. Информация была направлена в прокуратуру, откуда поступил ответ: в отношении данного гражданина возбуждено несколько уголовных дел. Представленные факты просто шокировали: к примеру, сегодня автоподставщик «попадает» в ДТП, сообщает обо всех повреждениях, которые имеются на автомобиле, на следующий день новое ДТП, и в протоколе указываются те же самые повреждения...

 

Другое дело. 93-летняя вдова ветерана войны, которой положены соответствующие льготы, в том числе и квартира. Жилье ей предоставляют. Правда, жить там по объективным причинам она не может - вынуждена пребывать в соцучреждении. Ее родственник оформляет от ее имени доверенность, согласно которой имеет право распоряжаться всем имуществом вдовы. И он отчуждает квартиру пенсионерке. Последняя ради нового жилья продает свой дом с подворьем. Однако прокуратура через суд доказывает, что права 93-летней вдовы были ущемлены, поскольку в доверенности не было права на отчуждение жилья. И квартиру у пенсионерки забрали.

 

- Приходит она и спрашивает: куда мне идти? Старого жилья нет, из этого меня выгоняют, - рассказал председатель облсуда. - Я задумался: почему эта женщина нуждается в меньшей защите? Ведь сделка прошла соответствующую регистрацию в органах госрегистрации. Почему государство 93-летнюю гражданку защищает, а эту пенсионерку не просто защищает, а ставит в такое положение, из которого она выхода не видит? А ведь всего-то-навсего надо было привлечь в качестве заинтересованного лица регистрационные органы и разрешить спор до конца. Ведь 93-летней вдове, по сути, без разницы, какой будет итог. А оставшаяся без жилья пенсионерка теперь проклинает всех: и прокуратуру, и суд. В этом случае разве можно говорить об эффективном правосудии? - обратился к коллегам Сергей Семенов.

 

В ответ ему была тишина…

 

И таких примеров, признался председатель Амурского областного суда, много. А они подрывают веру граждан в правосудие. Чтобы избежать этого, заметил Сергей Семенов, каждое дело нужно рассматривать так: да, есть закон, но нужно помнить, какой результат получится в итоге.

 

То есть, он должен быть по-человечески справедливым.

 

И обращение звучало как фактически персональное к каждому, кто носит судейскую мантию.

НазадАрхив