Сегодня на Амуре № 12 (27 марта) 2019 г.


Театр начинается с мечты…

 

интервью

 

27 марта во всем мире отмечается День театра. А 2019 год особенный для всех, без исключения, театров России. Президентом России Владимиром Путиным он объявлен Годом театра. Для белогорского народного театра имени Анны Уласовец этот год еще и юбилейный. С художественным руководителем театра Еленой Шуйской, возглавляющей его вот уже 15 лет, накануне праздника встретилась корреспондент газеты «Сегодня» Наталья Васильева.

 

- Елена Александровна, если профессиональный театр начинается с вешалки, то с чего начинается театр любительский?

 

- С мечты! Народный театр начинается с мечты. С мечты актеров-любителей о сцене, с мечты режиссера о новых постановках. У нас коллектив мечтателей, воплощающих свои мечты в жизнь. Сегодня он объединяет более пятидесяти человек. Это сам театр и его коллективы-спутники «Протеатр», где театральным искусством занимаются люди с ограниченными возможностями здоровья, и детско-юношеская студия «Индиго», в которой с ребятами занимается молодой талантливый педагог Александр Воронков.

 

- А когда Вы начали мечтать о театре?

 

- Думаю, что мечта эта жила во мне всегда, начиная с раннего детства. Просто я это не сразу осознала, хотя и участвовала во всевозможных постановках с малых лет. Причем, в этом меня активно поддерживали родители: мама занималась со мной художественным чтением, а отец помогал создавать  костюмы. А вот когда окончила школу, то уже осознанно решила поступать в Хабаровский институт искусств и культуры. Выбрала кафедру театральной режиссуры и специальность «Руководитель народного театра». Во время студенчества участвовала в постановках однокурсников, а они - в моих. Ведь режиссировать нельзя, если не знаешь актерской природы и законов сценического действия. Педагоги ставили с нами интересные спектакли. Это был прекрасный творческий процесс.

 

- Были ли у Вас актерские успехи?

 

- Да, конечно. Я получила приз за лучшее исполнение женской роли на одном из студенческих конкурсов - это роль Настеньки в отрывке по пьесе Александра Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Я и сейчас с удовольствием выхожу на сцену, если есть возможность поучаствовать в спектакле. Правда, когда являешься «играющим режиссером», это сложнее. Но режиссура, работа с актерами, процесс создания спектакля мне очень дороги. С возрастом и обретением жизненного опыта это становится все интереснее и увлекательнее.

 

- Кто повлиял на Ваше становление как режиссера?

 

- Я благодарна своим институтским педагогам, мастерам Вере Головановой, Владиславу Янушевичу, Валерию Лебединскому. Яркие личности, настоящие профессионалы, они учили не только ремеслу. Они были заинтересованы в нас как в людях, помогали расти духовно и творчески. По ощущениям сегодняшним это был «ботанический сад», из которого не хотелось выпускаться. Хотя и «стружки снимали» с нас, если требовалось. С Валерием Яковлевичем мы очень тепло общались вплоть до его ухода из жизни, он был уникальным харизматичным человеком энциклопедический знаний, тактичным, остроумным. Казалось, он был всегда в одном возрасте - сорок с небольшим. Бывая в Хабаровске, я обязательно забегала к нему пообщаться и всегда уходила с подарками - распечатками пьес, учебными пособиями. Я рада, что он смог увидеть и оценить на конкурсных показах несколько спектаклей белогорского народного театра. Для меня его присутствие в составе конкурсного жюри всегда было вдвойне волнительно и ответственно. После официального подведения итогов конкурсов мы с ним детально обсуждали мои постановки, его похвала и замечания были очень ценны. Он помнил моих актеров, отмечал их творческую динамику, радовался успехам.

 

- Как пришли к своему театру?

 

- Дипломную практику я проходила в Хабаровском театре «Бенефис». Его создатель и руководитель Ольга Копейкина позволила мне на базе своего коллектива попробовать себя в режиссуре, педагогике, актерском мастерстве и даже в роли сценариста. Как говорила Ольга Леонтьевна: «Сколько унесешь, все твое» (смеется). Мне, еще «зеленой», она предложила остаться в «Бенефисе» после института на «сказочных условиях», да и позже неоднократно приглашала. Но именно тогда моей мечтой стало создать похожий театр. Ольга Леонтьевна стала моим творческим наставником и примером для подражания, формата «как надо строить то, что ты любишь». Театр - это жизнь в жизни, жизнь в квадрате, в кубе, если хотите. И эти степени увеличиваются по мере того, над каким проектом ты работаешь, есть ли рядом те, кто также самозабвенно любит театр. К своему театру надо прийти.

 

- Белогорский народный театр сегодня, он какой?

 

- Театр в отличной творческой форме. У нас сложился репертуар, рассчитанный на разного зрителя, как по возрасту, так и по интересам. К примеру, есть музыкальная сказка «Принцесса-прачка», ироничный детектив «Восемь любящих женщин», комедия-авантюра «Блэз», лирическая комедия «Выходили девки замуж». В работе спектакли «Девичник» и «Счастье мое». Постановки городского театра белогорский зритель принимает с удовольствием.

 

- А постановки видит только белогорский зритель?

 

- В первую очередь, стараемся порадовать именно его. Но мы расширяем свою творческую географию, участвуем в фестивалях в Хабаровске, Биробиджане, Благовещенске. Показывали спектакли на сцене в Ромнах, Возжаевке, Серышево. Недавно нашим коллективом написан проект, который стал участником конкурса на соискание муниципального гранта. Он направлен на организацию гастрольной жизни театральной труппы.

 

- Театр - жертвенный вид искусства. Приходится ли белогорским актерам чем-то жертвовать и чем именно?

 

- Конечно. Например, килограммами (смеется). Дмитрий Савин играет главную роль в спектакле «Блэз», так вот, для этой роли он похудел на десять килограммов!

 

- Это была Ваша режиссерская задача актеру? Вы поставили такое условие?

 

- Ни в коем случае. Это пример работы актера над собой, вживание в роль, видение себя на сцене. Да и ответственное отношение к зрителю. Пример Димы не единственный. Так, в четырех спектаклях играет Елена Цура, и почти во всех ролях она работает в париках. Это очень сложно, но актриса идет на это, считая, что для создания образа это необходимо. Важно, что все театралы отдают театру самое главное - свое время, свою энергию. А ведь их профессии никак не связаны с творчеством, у них семьи, дети. Для меня, как для руководителя театра, очень ценно, что несмотря ни на что, актеры приходят на репетиции вечером и в выходные.

 

- А как происходит работа над ролью?

 

- Важно заинтересованное,  внимательное отношение к роли. Сразу чувствуется, когда актер создал биографию своего героя, прожил его жизнь, выстроил логику его поступков и поведения, обратил внимание или придумал речевые и внешние особенности. Внимание к деталям. Владимир Безруков, работая над ролью Абдуллы в спектакле «Выходили девки замуж», начал с того, что представил, во что одет его герой. И на первой же репетиции заявил: «Мне нужен свитер с воротом, я буду привыкать к этому ощущению». Понимаете - привыкать к ощущению? А ощущение уже вырабатывает уникальные поведенческие «фишки». Актриса Виктория Фурман, исполняя роль Лауры в спектакле «Блэз», стала шепелявить. Дефект речи получился настолько органичным, что зрители решили, что это особенность речи актрисы, а не героини. И это потрясает, когда человек, которого ты давно и хорошо знаешь, на сцене превращается в своего персонажа.

 

- Есть режиссер - Вы, театральная труппа - актеры. А кто еще участвует в создании спектаклей?

 

- Когда открывается занавес, первое, что видит зритель - сценическое пространство. Его автор Лина Воронова. Художественное оформление спектакля создает она. Все, что зритель видит - костюмы актеров, декорации, бутафория - это она. Лина Викторовна умеет банальное превращать в уникальное. Она смотрит на обычный ничем не примечательный предмет и уже знает, как его преобразить, она вдыхает жизнь в спектакли, внимательна к деталям, стилю, характеру героя. Это очень помогает актерам и влияет на эстетику спектаклей. Если говорить о музыкальных спектаклях, то очень плодотворно наше сотрудничество с  белогорским композитором Владимиром Барабашем. Он пишет оригинальную музыку к спектаклям и делает аранжировки с учетом эпохи и национального колорита. При этом расставляет правильные акценты, чтобы отразить характеры героев и берет во внимание особенности исполнителей.

 

- Оценивают ли постановки белогорских театралов профессионалы в сфере культуры или оценивает только зритель?

 

- Конечно, профессиональная оценка есть. Так, 16 марта комиссия профессиональных режиссеров и других специалистов разных жанров народного творчества оценивала наши театральные коллективы. В результате детско-юношеская студия «Индиго» рекомендована к присвоению звания «Народный самодеятельный коллектив», а белогорский театр - к подтверждению этого звания.

 

- Есть ли профессиональные амбиции? Что хотелось бы поставить?

 

- Я бы сформулировала несколько иначе: есть стремления и творческие задумки. Есть желание и хороший репертуар для участия во Всероссийском фестивале любительских театров «Дальневосточный бенефис». Он обычно проводится в Хабаровске осенью. И дальше бы поехать... Хотелось бы поставить «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца (когда и я, и актеры будем готовы), люблю драматургию Григория Горина. Но все впереди. Мы работаем, развиваемся.

 

- Как коллектив будет отмечать Всемирный день театра?

 

- Мы ежегодно готовимся к этому празднику, в этом году - особенно, ведь 2019-й еще и Год театра. Потому 27 марта в 17 часов «Центр культурного развития» приглашает белогорских зрителей стать участниками праздника. Актеры народного театра и молодежной студии «Индиго» подготовили интерактивные площадки, зрители смогут познакомиться с закулисьем спектаклей, а в 18 часов начнется спектакль «Дог-шоу. Овраг». Премьера спектакля состоялась 3 марта, сюжет и игра юных актеров никого не оставили равнодушными. Постановка мощная и заставит зрителя о многом задуматься, обещаю - безразличным никто не уйдет. А еще 2019-й год для нас еще и юбилейный. Белогорскому народному театру исполняется 60 лет. Его создатель Анна Игнатьевна Уласовец, в ноябре 1959 года в городе был впервые поставлен спектакль «Любовь Яровая». К юбилею мы тоже готовимся и порадуем зрителя премьерным спектаклем.

 

- Елена Александровна, как мечтающие о театре могут попасть в коллектив?

 

- Главное быть готовым к настоящей работе и полной самоотдаче на репетициях и сцене, потому что зритель моментально чувствует фальшь.

 

- О чем мечтает коллектив белогорского народного театра в Год театра?

 

- Мечты самые смелые. С появлением в городе «Центра культурного развития» у театра появился свой кабинет, где проходят репетиции, и комната для хранения реквизита. Но все же мы мечтаем, чтобы у театра появилась своя площадка, свой дом. Чтобы зрители приходили не только на спектакль на той или иной сцене города, а именно в театр. Туда, где смогут заниматься творчеством коллективы народного театра, детско-юношеская студия «Индиго», «Протеатр», профессионалы, режиссеры и актеры (в нашем городе немало выпускников ХГИиК).  Да, это смелые мечты. Но есть много примеров, когда, казалось бы, невозможное, в Белогорске становится возможным. Мы живем в городе, в котором мечты сбываются!

 

- Елена Александровна, спасибо за интересный рассказ, желаем, чтобы все Ваши мечты сбылись, а еще успешных постановок и благодарных зрителей!

НазадАрхив