Сегодня на Амуре № 14 (10 апреля) 2019 г.


До победного танца

 

интервью

 

Вечером 5 и 6 апреля концертный зал детской школы искусств был полон. Образцовая студия современной хореографии  «Грация» дважды представила на суд белогорского зрителя свой отчетный концерт, в основу сценария которого лег микс из телевизионных шоу-программ. Его написала бессменный руководитель и создатель студии Юлия Мыльникова. Она же - автор всех концертных номеров. И, наверное, никто лучше нее не расскажет о коллективе, который для всех танцует, а для себя живет полной творческой жизнью.

 

- Юлия, прошедшие концерты - это как подведение итогов. А с чего все начиналось и когда?

 

- Девять лет назад. Мне дали шанс, поверили в мои возможности и я, объявив о создании студии танца на базе школы искусств, набрала первые 36 ребят. В школе и тогда, и сегодня созданы безусловные условия для комфортного творчества. На сцену в этот раз вышли 97 ребят. Все они занимаются у нас в четырех группах: старшие в «Тетрисах», помладше - в «Карамельках». Затем следуют маленькие «Пуговки» и «Бусинки». Названия выбраны не случайно. Коллектив как бы собран из разного «материала» - возрастов, характеров, эмоций в одну «вазу» под названием «Грация».

 

- За девять лет судьба коллектива и Ваша, по всей видимости, переплелись тесно?

 

- Для меня он стал семьей. Большой и дружной. И каждого ребенка принимаю как своего. У нас нет такого, чтобы пришли, оттанцевали и ушли. Отнюдь. Каждый живет студией, встраивая ее в свою юную жизнь. Ребенок, как правило, ищет для себя комфортную среду, он не уйдет в другой коллектив, если ему тут комфортно. А если ушел, значит, не нашел себя. Это нормально.

 

Что касается меня, то я живу и дышу студией. Я на всех и каждого смотрю и понимаю - это мои дети, и не представляю их вне коллектива. Потому порой приходится подстраиваться под их жизнь и мне самой, и всей группе.

 

Сейчас я нахожусь в декретном отпуске, все занятия ведет муж, Константин Мыльников. Он, как и я, живет коллективом. В нашем репертуаре есть и его постановки. У нас есть мальчики, и все занятия с ними ведет он.  Костя для меня - это большая поддержка. Он всегда подскажет, поможет, верит в успех. Все разговоры с ним - это разговоры о работе. Как вели себя дети, кто был, кого не было на занятиях, кто с каким настроением и почему, что в нашей работе надо исправить, какие проблемы решить, на что нацелиться...

 

- Каковы они, приоритеты репертуара? Бывает, что не нравится номер, хотя уже почти все готово?

 

- Бывает всякое. Когда мы начинали, ставили то, что могли, в первую очередь, для того, чтобы вывести коллектив на уровень образцового. Кстати, тогда желающих было немало, но мы взяли всего 36 человек. Задача стояла взять качеством, а не количеством. Но постановка номера всегда была как отдельная история. Идеи ко мне приходят спонтанно - на улице, случайно услышав музыку из мимо проезжающей машины, ночью, во сне. Или в отпуске...

 

Мы ставим разноплановые танцы, хоть и называемся студией современного танца. Кстати, как показывает практика, народные номера всегда проходят на «ура». Ведь как это ни странно, зритель не всегда принимает и понимает современный танец, в основу которого заложен какой-то смысл, идея. А вот русские народные песни и танцы - это, как говорится, наше, родное, понятное сердцем и умом. Хотя часто приходится слышать: если вы коллектив современного танца, то и танцуйте современное. А мы варьируем, постоянно пробуем что-то иное, ищем себя. Современного зрителя очень сложно удивить, заставить чем-то восторгаться. Удержать его внимание надолго можно только в том случае, если ваша история горяча, талантлива и абсолютно оригинальна. Прошли времена, когда можно было существовать в расслабленном состоянии. Нужно очень динамично реагировать на мир, который постоянно меняется. Очень важно уметь соединять лучшее в разных видах и жанрах и создавать что-то абсолютно новое. Нужны сюрпризы, иначе зал будет пустым.

 

- Танцы - это огромная, в первую очередь, физическая нагрузка. Что заставляет детей заниматься этим?

 

- А уж какая моральная… Знаете, наша команда не подбиралась в одночасье. Коллектив формировался несколько лет. Кто-то пришел с самого начала, кто-то буквально недавно. Но точно одно - случайных детей у нас нет. Да, уходят, оставляют танцы. Но таких немного, от силы человек семь-десять в год. Если брать в расчет то количество ребят, что сегодня занимаются у нас - а это более ста, то цифра небольшая. Причины ухода? Некомфортно, не его... Знаете, родители, отдав своего сына или дочь в студию, иногда спрашивают через месяц-другой: скажите, это наше или нет? Но нужно куда больше времени. Ребенок ведь не просто находится в коллективе, он начинает приобщаться к пониманию и осознанию того, что такое общение, чем важен внешний вид, для чего нужна эстетика в движениях, воспитание в поведении. За годы занятий у них появляется закалка, они становятся крепкими и физически, и морально. Никогда не было такого, чтобы ребенок сказал: не могу, не хочу, не получается. Ни разу. Они знают, что просто надо. Даже если нет настроения. Привыкают к этому настолько, что в каникулы, когда появляется много свободного времени, начинают скучать.

 

Кстати, часто приходится «воевать» с родителями, которые считают, что знают лучше, что нужно для их ребенка. Но при этом многие как бы самоустраняются от участия в творческой жизни своего сына или дочери. Дали денег на автобус, сложили вещи в рюкзачок - и все… А ведь для ребенка важно, чтобы родители всегда были рядом - и на тренировках, и на концертах. Без их поддержки сложно любому маленькому человеку.

 

- Но студия - это не только дети, танцы, но еще и костюмы… Шьете их сами?

 

- Сами, точнее, родители. У нас есть родительский комитет, который курирует этот вопрос. У нас в гардеробе около 70 комплектов костюмов, минимум - четыре-шесть, максимум - 25 для одного номера. А еще 230 пар обуви - народные туфли, балетки, латиноамериканские… Эскизы костюмов разрабатываем сами, а потом заказываем пошив, в ходе которого идет доработка. Ведь на бумаге подчас одно, а в реальности получается совсем другое. Бывает, костюмы привозят уже на концерт. Но это тоже творческий процесс.

 

- Сколько времени проходит от первого па ребенка до его выхода на сцену?

 

- Сам номер ставится от пары месяцев до полугода. Бывает так, что за две недели складывается номер, а потом его только оттачиваешь. А бывает и так, что вроде есть идея, начало - и все, ступор. Мы в этом году поставили 14 новых танцев. Потому иногда возникает ощущение, что все одинаковое, все повторяется. Тогда начинаешь сомневаться. Что же касается детей, то, по-хорошему, полтора года мы должны «лепить» из ребенка танцора. А у нас чаще как: «мой сын уже три месяца к вам ходит, почему до сих пор на сцене не танцует?»… Да все потому, что каждый ребенок - это отдельная история, маленькая личность, которая должна привыкнуть к новому окружению, а мне его нужно прочувствовать, посмотреть, как себя поведет. Ведь есть такие, которым комфортно в своем «панцире», а вытаскивать насильно из него попросту нельзя. Нужно время.

 

- На концерте обратила внимание: танцуя, одни дети искали взглядом поддержку в зале, а у других - блеск в глазах, а зритель их как будто не волновал…

 

- Вторые - это как раз те, кто давно занимается, те, кто уже живет сценой, они уже работают на зрителя неосознанно. А вот первые - это те, кто впервые вышел на сцену. Редко бывает, когда кто-то приходит - и уже звезда…

 

- Но все же есть такие?

 

- Есть. Кстати, бытует ошибочное мнение, что к нам приходят идеальные дети. Отнюдь. В каждом ребенке заложено что-то, и надо просто дать возможность этому раскрыться. Танцевать можно научить всех. Разница лишь во времени. Кому-то на это требуется два месяца, кому-то полгода. А кому-то и больше. Бывает, когда у ребенка кризис, он входит в ступор, собирается бросить все. Мол, раз его никуда не ставят, раз он не в первых рядах, значит, у него не получается и ему это не дано… Но это не так. Я вижу каждого, его настроение, его сомнения. В такие моменты говорю: если сдашься, то ты и в жизни будешь пасовать перед трудностями. И если ребенок проходит этот этап и не бросает, то тогда у него все получится.

 

- Что Вас вдохновляет идти дальше и развиваться?

 

- На нас сегодня смотрят как на профессионалов. Одно время даже обижало: почему кому-то списывают промахи, прорехи, а нам нет? А сейчас понимаю: это правильно. Это не дает опустить планку. Ни в танцах, ни в костюмах, ни в прическах. Более жесткие требования обязывают танцевать до победного.

НазадАрхив