Сегодня на Амуре № 21 (29 мая) 2019 г.


Оцифрованный мусор

 

жилкомхоз

 

Вывоз мусора публично и онлайн: в Белогорске процесс утилизации коммунальных отходов из контейнеров жилфонда намерены сделать максимально прозрачным. Одни воспринимают идею делом пусть и хорошим, но преждевременным. Другие же точно знают - применение цифровых технологий в «мусорной теме» абсолютно оправданно.

 

Работающие в сфере ТКО уверены: это хозяйственный подход в организации системы. Тут и жесткий контроль за расходованием топлива, работой техники, и «глаз» за персоналом. Как ни крути, с датчиками ГЛОНАСС/GPS, установленными на мусоровозы, шутки плохи. 24 часа в сутки они четко фиксируют все данные и позволяют анализировать сбои.

 

- Сначала воспринимал это скептически. Говорю откровенно, - признался главе Белогорска Станиславу Мелюкову руководитель компании «Концепт» Дмитрий Осипов на рабочем совещании, где детально обсуждался процесс «цифровизации мусора». - Но когда «застукал» работников в «простое», за игрой в домино перед контейнерной площадкой, оценил возможности. Это, прежде всего, контроль.

 

Одно дело использовать технологии для внутреннего пользования, другое - перевести их в народное достояние. О том, что без общественности не обойтись, стало ясно сразу. «Дурнопахнущее» дело апрельского «новичка», в новых условиях реформы, белогорцы прочувствовали в считанные дни, когда вместо привычных, пустых контейнеров с утра они увидели горы мусора…

 

Реакция главы последовала незамедлительно. Тогда же Станислав Мелюков озвучил мысль сделать организацию вывоза ТКО публичной. Для начала предложив создать аккаунт в социальных сетях musorstop, куда каждый может сообщить о сбое. Действительно, чего стесняться? Если уж стоимость вывоза мусора выросла, то и результат должен быть соответствующий. Регоператора с качеством быстро поправили и предложили идти в ногу со временем. Так, с багажом соцсетей Белогорск стал пилотной территорий, где прозрачность вывоза мусора решено обеспечить на базе тех возможностей, что уже есть. Правда, с другого ракурса.

 

Сначала суть проекта сводилась только к спутниковой навигации. Однако вскоре проект стал более сложным. В адрес главы поступило еще одно предложение - следить не только за передвижением транспорта, но и за наполняемостью контейнеров с помощью специальных датчиков. Обсудили это вместе. С участием заместителей главы, руководителями управляющих компаний, руководителями компаний, специализирующихся на IT-технологиях, регоператором «ТрансЭкоСервис».

 

- В Белогорске уже есть успешный опыт использования региональной навигационно-информационной системы в области пассажироперевозок. С ее помощью каждый может проследить за маршрутом движения общественного транспорта, - отметил на совещании гендиректор Амурского РНИЦ Егор Мельников. - Эту же модель можно спроецировать на технику регионального оператора. Тем более что база с отрисованными геозонами всех контейнерных площадок Белогорска в МКД уже есть. Ранее мы очень плотно над этим поработали с предыдущей обслуживающей организацией «Концепт», занимавшейся вывозом ТКО. Специалисты высоко оценили возможности внутреннего контроля с учетом информационных технологий. Главное - это снабдить машины регоператора датчиками угла наклона. Именно они указывают на признаки опустошения контейнера и передают факт через ГЛОНАСС/GPS в систему.

 

Идею исполнительный директор регионального оператора Виталий Ефремов поддержал. Мол, идея хорошая, не отказываемся.

 

В системе, кстати, доступна актуальная информация о текущем статусе каждого транспортного средства (на выезде, в ремонте, на сервисном обслуживании). На основании этих данных диспетчер распределяет полученные заявки между автомобилями. Навигационная система в онлайн-режиме отслеживает передвижения автомобилей, прохождение точек маршрута, длительность стоянок и простоев. Вся информация сохраняется на сервере для последующего анализа. Она автоматически может отображаться онлайн.

 

- Это исключает вероятность нецелевого использования техники и дисциплинирует сотрудников: водитель не сможет без согласования отклониться от маршрута или оставить мусор на ближайшей обочине, все его действия находятся под контролем и прозрачны для руководства. И не только. Каждый житель города сможет увидеть работающий транспорт по вывозу ТКО через интерактивную карту на любом гаджете, - добавил руководитель РНИЦ. - При установке весовых площадок (транспортных автомобильных весов) на полигонах ТКО есть возможность получения информации и о массе выгруженного мусора.

 

По итогам встречи глава города принял решение о дополнении системы второй технологией - специальными датчиками, сигнализирующими о переполненных баках. О ней рассказал директор отделения «Энфорта» Дмитрий Комлев.

 

На первом этапе Станислав Мелюков поручил произвести расчеты установки антивандальных датчиков на 200 контейнерных площадках, организуемых муниципалитетом в частном секторе. После апробации и обкатки системы планируется установить их на всех контейнерах для ТКО. При этом двум компаниям, специализирующимся на внедрении IT-технологий, предстоит совместить возможности систем. Планируется, что к середине лета проект начнет свою работу, и каждый потребитель услуг сможет в любое время увидеть как и где убирают мусор в Белогорске.

Светлана Саенко

НазадАрхив