Сегодня на Амуре № 26 (3 июля) 2019 г.


Реновация для парка

 

благоустройство

 

Сроки, деньги, решения: парк им. Дзержинского на пути к реновации. Глава Белогорска Станислав Мелюков считает, что обустройство еще одной современной зоны отдыха в городе - это дело времени, причем ближайшего. Трудности закалили, признает он, но не остановили. Что ждет парк, он рассказал в своем интервью корреспонденту газеты «Сегодня» Светлане Саенко.

 

- Станислав Юрьевич, Вы уже говорили о том, что 2019-2020 годы станут для парка решающими. Планы не изменились?

 

- Нет. Они немного скорректированы. Сделать парк - это большая, серьезная задача, потому что он будет особенным. Не таким, каким привыкли видеть дальневосточники подобные зоны отдыха. Функционально они ведь однотипные: деревья, газоны, тропинки между ними и, в лучшем случае, аттракционы. Мы хотим видеть парк им. Дзержинского (кстати, пора думать и о новом названии) уникальным, не таким, как у всех. Формировать идею, знаете, начали давно, вместе с горожанами. Проделан огромный пласт работы, я бы назвал ее невидимой, потому что специфична и по большому счету общественности неинтересна, связана с рутинной, бумажной работой. Но без нее никак!

 

- Возможно, поэтому находятся те, кто считает, что ничего не делается…

 

- (смеется) Больше критикуют за другое… В основном, за то, что администрация продала участок земли под строительство торгового центра. Да, мы вынуждены были это сделать, потому что инвестор заплатил за участок 40 млн рублей, которые пошли на развитие города.

 

- Построено здание, где нашли работу 250 человек... Это так, дополнение…

 

- Новые рабочие места. Разве это плохо? Они получают заработную плату, платят налоги в городской бюджет. Но самое главное другое. Площадь бывшего парка была почти 6 гектаров. Для того чтобы благоустроить такую территорию, нужны очень большие, серьезные деньги. По предварительным расчетам - миллионов 500-600, по нашим, недорогим, белогорским меркам. Таких средств у города просто нет! Мы это понимали. И приняли решение преображать этот квартал поэтапно. Но даже с условием построенных на территории парка зданий ЦКР, Школы искусств, торгового центра, осталось почти 3 гектара. Этого вполне достаточно для хорошей, современной зоны отдыха.

 

- Собственно, уже говорили, что сумма практически сопоставимая с собственными доходами Белогорска за год. А сколько вообще стоит сделать парк?

 

- Судите сами - 13 гектаров парка «Зарядье» обошлись Москве более 25 миллиардов рублей. То есть, почти 2 миллиарда за гектар! По этим меркам на парк Дзержинского нужно было бы 6 миллиардов! Космическая стоимость. Мы обустроим 3 гектара за 120-150 миллионов. И получится неплохо.

 

- А начинать все действительно нужно было с «нуля»…

 

- И здесь я обращаюсь к скептикам: а вы помните, когда парк перестал быть парком? Закройте глаза и вспомните, что было там до 2008 года. Вспомнили? Стояли две избушки на курьих ножках. Они примыкали к тому месту, где сейчас подземный переход. Помните? Нет? А то, что в глубине парка Дзержинского жили люди в своих домах? Мы очень долго придумывали всякого рода варианты как их расселить. А кто сейчас помнит, какие там были сараи? Да, для 60-х, возможно, деревянный барак стал центром притяжения культуры, но со временем, увы, он стал аварийным и пожароопасным.

 

- А еще был железнодорожный тупик…

 

- Этот ржавый, извините, вонючий вагон меня выводил из равновесия! Когда мимо проходил, он просто меня бесил! Ржавые пути, ржавые вагоны, которые, стояли прямо в центре города! А фонтан, набитый грунтом? Облезлый памятник Ленину? Ни освещения, ни дорожек, разруха кругом!

 

- …танцплощадка еще была… тоже убитая.

 

- Поэтому, когда начинают администрацию критиковать по поводу парка Дзержинского, я эту критику категорически не принимаю. Я готов слушать, участвовать в дискуссии, но не готов разговаривать на такие темы с теми, кто яростно апеллирует к чему-то, но мало понимает, как на самом деле, все устроено. Повторюсь, чтобы эту территорию парка привести в современный вид, необходимо было 500-600 миллионов рублей. Продавая часть заброшенной территории, мы понимали, что это будет вклад, в том числе, и в будущее строительство парка. Оставшихся трех гектаров, повторюсь, вполне достаточно, чтобы там сделать комфортную, необычную зону отдыха.

 

- Концепция ведь есть? Белогорцы много предлагали…

 

- Большинство пожеланий учтено. Парк включит пешеходные зоны, подвесной тротуар, хороший детский игровой комплекс, сцену, точки общепита, туалет, площадки для активных видов спорта: велодорожки, рампы для скейтбордов. Все, соответственно, будет поделено на зоны так, чтобы те, кто пришел покататься, позаниматься экстремальными видами спорта, не мешали тем, кто захочет просто пройтись, отдохнуть у красивого ландшафта. Там будут фонтаны, пруд и один-единственный аттракцион - 40-метровое колесо обозрения.

 

- Не отказались от этой идеи…

 

- Нет, конечно. Нужно вернуть историческую справедливость. Во-первых, только потому, что оно когда-то там было (помните, кстати?), но его сдали на металлолом в 90-е. Во-вторых, мы его разместим таким образом, чтобы люди, проезжающие мимо Белогорска по железной дороге, видели, что здесь живой город Дальнего Востока.

 

Чтобы мечту воплотить в реальность, проделали колоссальный объем бумажной работы, переговоров. Сейчас у нас есть дизайн-проект, у нас есть генплан. Мы объединили все участки, проделали массу работы по переносу сетей, получили кучу технических условий, разрешений на перенос ливневки, водопровода, канализации, электроэнергии и так далее. По времени на самом деле это очень и очень длительный процесс.

 

- Делали только ради мечты?

 

- Делали потому, что понимали, что в любом случае реновации парка им. Дзержинского быть. В понедельник провел очередное совещание. Еще в феврале создали дорожную карту. Порядка десяти мероприятий уже исполнены. Идем почти по графику. Единственный вопрос - финансирование. С болью говорю о том, что мы вновь не попали в проект «Комфортная среда в малых городах и исторических поселениях». К великому сожалению, второй год подряд Амурскую область исключают из этого федерального проекта.

 

- Опять?

 

- Мы претендовали на 100 миллионов рублей. В 2018 году сам защищал наш проект, не хватило всего четырех баллов. Были, полагаю, и другие моменты, от нас независящие. В этом году мы исправили все нюансы, готовились к публичной защите. Однако ее почему-то не стали проводить, а в конце апреля каким-то чудным образом появилось постановление правительства: из 75 регионов России, которые подали заявку на участие, осталось 45. Остальных просто исключили. В том числе и Амурскую область. 5 миллиардов были распределены по другим территориям.

 

- Руки не опускаются?

 

- Мы не отчаиваемся. Будем теперь готовиться к следующему конкурсу. Он состоится в 2020 году. Думаю, что с учетом этого опыта, когда выкидывают из программы все пять городов Амурской области, правительство региона тоже предпримет ряд шагов. Надеемся, что на этот раз, третий, победим. И даже, несмотря на это «победим-не победим, дадут нам эти деньги - не дадут» парк Дзержинского будет. Единственно, отсутствие федерального финансирования повлияет на сроки.

 

- Смещаются?

 

- Немного. Думая, что деньги получим в 2019-м, планировали открыть парк на юбилей Белогорска, к 160-летию основания города. Но теперь этот срок сдвинется на 2021 год. Он станет окончательным.

 

- Алгоритм действий есть?

 

- Мы нашли вариант частно-муниципального партнерства. Нашли инвестора, который готов вложить деньги в строительство и ждать, когда город вернет их. Если получим федеральные деньги, то вернем средства инвесторам, естественно, быстрее. Пока планируем, что будем возвращать в течение трех-пяти лет.

 

- То есть, функциональные зоны уже определены…

 

- Да, есть полное понимание того, что там будет. Сейчас наш дизайн-проект будет подстроен под генплан: с учетом того, что будет определено точное место колеса обозрения. Кстати, учли в генплане каждую сосну и ответственно заявляю - ни одной сосны спилено не будет. Это обязательное условие, которое было поставлено мной проектировщикам. Но все остальные деревья, мешающие реновации на этом этапе, будут убраны. Думаю, что в этом особого ущерба не будет, потому что там остались перестойные карагачи и тополя. Начнем уже в этом году.

 

- Наверное, этот путь нужно было пройти: в мечте, в ожидании, в эмоциональном напряжении с конкурсами и не конкурсами.

 

- Мы и так прыгаем уже выше своих возможностей. Если бы не было парка в Белогорске вообще, я бы еще усомнился в правильности принятых решений. Но сейчас понимаю - это были верные решения с самого начала. У нас уже есть лучший в Амурской области (да и на всем Дальнем Востоке) городской парк, есть парк «Амурсельмаш» (а помните каким он был?), есть сквер «Жемчужина» на «Горе» (помните, что там было?), скоро будет сквер на «Базе-57» (на пустом месте). То есть все районы города практически обеспечены местами отдыха. Понятно, что людям хочется благоустройства, хочется жить в комфортных условиях. Однако, на все нужны деньги, а цветного принтера в администрации, к сожалению, нет. Мы делаем, исходя из тех возможностей, что есть, и даже больше. Все, что удалось достичь за этот, по историческим меркам, абсолютно ничтожный промежуток времени - это сверхусилия. Мечты становятся реальностью только благодаря жесткому контролю. Загните хотя бы один палец на руке, и назовите город в Амурской области, где было бы сделано столько за счет муниципальных средств? Белогорск такой один…

 

- Что будет сделано уже в этом году?

 

- Проведем вертикальную планировку, уберем сорные деревья, начнем завозить грунт под площадки капитального строительства, переносить сети. Задача этого года - сделать проектно-сметную документацию и провести конкурсные процедуры под будущие точки общепита и под колесо обозрения. Поэтому, кто хочет - участвуйте.

НазадАрхив