Последствия большой воды
визит
10 августа в Белогорск приехал заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Черкасов. Вместе с главой города Станиславом Мелюковым они сначала пообщались с «подтопленцами» в горадминистрации, а затем проехали в поселок Остров Старица. С места событий - корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.
Вместе
с замминистра в город приехали министр соцзащиты региона Наталья
Киселева, управляющие региональных отделений ПФР Елена Гончарова
и ФСС Наталья Хрущева. К этому времени на первом этаже
горадминистрации заканчивали заполнять заявления на
компенсационные выплаты из федерального бюджета последние
владельцы затопленных участков. Людей, по поручению главы, в
администрацию доставили организованно на автобусе - время на
оформление всех документов ограничено.
- Это лучше, чем они сами будут по одному сюда ездить, - пояснил глава.
- Правильно, - одобрительно кивнул головой Алексей Черкасов. И подойдя поближе к людям, поинтересовался: - Это все?
Ему объяснили, что почти все, кого привезли, заявления уже написали и отправились по своим делам. Либо пошли с детьми в горпарк, где в этот день маленькие «подтопленцы» могли бесплатно покататься на аттракционах.
- Правда? - удивился замминистра.
Помолчал.
- А полного затопления не было? - обратился с вопросом к главе.
- По крышу дома у нас не уходили, - ответил ему Станислав Мелюков. - Поэтому на частичную утрату подали меньше двух десятков заявлений, остальные - на возмещение причиненного ущерба. Ну и своими силами тоже будем помогать - 10 тысяч рублей из городского бюджета и овощи.
- А пострадавшие есть?
В ответ на это Станислав Мелюков трижды постучал по деревянной двери ближайшего кабинета.
- Такого нет, - ответил он. - 2013 год нас многому научил, сделали все, чтобы избежать серьезных последствий - и дамбы, и укрепления... Однако нас топит уже пятый раз за девять лет. Кстати, Белогорск, наверное, единственное муниципальное образование в России, которое топит с периодичностью - 2010-й, 2013-й - два раза, 2016-й и 2019 год...
- Стоит над этим задуматься, даже не знаю… - потер подбородок замминистра. - А подтапливают ежегодно одних и тех же?
- Раз в три года - да, сейчас поедем, посмотрим, - сказал Станислав Мелюков. - Та дамба, которая была, она утонула, к сожалению. Уровень воды превысил уровень 2013 года, когда было масштабное наводнение…
- Так же, как в Иркутске, - кивнул в ответ замминистра. - Там на самом деле были готовы, учитывая опыт предыдущих подтоплений, но поскольку две волны пошли, то вода превысила высоту самих дамб.
- Что-то не так с климатом, - предположил глава Белогорска. - Раньше раз в 15-20 лет подобное случалось, сейчас - раз в три года. Что-то происходит. Но не знаем, что…
- Природа отвечает человеку, платит за грехи, - ответил на это замминистра.
Между тем последние «подтопленцы» отдавали свои заявления специалистам, уточняя детали выплат.
- Можно посмотреть? - вдруг обратился к пожилой женщине Алексей Черкасов.
Та протянула ему документы.
- Заявление составляется вот в такой форме, - заглянув в бумаги, стала пояснять министр соцзащиты региона Наталья Киселева. - Здесь указывается, какая нужна помощь: материальная, единовременная финансовая.
- А если семья из нескольких человек, каждый, что, должен будет сам заполнить заявление? - спросил замминистра.
- Нет, заполняется общее, на всех, - прозвучал ответ.
Возвращая бумаги заявительнице, Наталья Киселева поинтересовалась:
- Раиса Ивановна, а Вы где проживаете?
- Пролетарская, 2.
- Какая вода у вас была?
- С речки, - вздохнула та в ответ и рукой показала: - Вот так, по пояс стояла. У нас ориентировка пришла от соседей - как они «напились», значит, вода идет к нам...
- Имущество успели спасти?
- Имущество мы приподняли, спасибо, вовремя оповестили, предупредили. А вот полы - линолеум, оргалит да обои намокли…
- А давно Ваш там дом стоит?
- Давно… - кивнула женщина. И добавила: - Раньше не было модно помогать людям. Я как-то застраховалась, заплатила 18 тысяч, а получила 6. Больше не стала. Сейчас же помогают, спасибо всем.
Между тем Наталья Киселева читала текст объявлений, вывешенных на стене.
- Ого, Станислав Юрьевич, - удивилась она. - Вы такую мощную поддержку делаете…
- Да людей уже который раз топит, как их бросить? Никак, - развел руками глава.
Спустя полчаса замминистра с остальными участниками рабочей группы и журналистами стоял перед затопленной дорогой на Остров Старицу. На субботу, 10 августа, транспортное сообщение с населенным пунктом отсутствовало - поселок по-прежнему был отрезан водой от города. На ту сторону добирались на спецтранспорте МЧС. Дома, до которых дошла большая вода, Алексей Черкасов осматривал вместе с главой города Станиславом Мелюковым. Остальные остались ждать на автобусной остановке, наблюдая, как жители поселка на лодках преодолевают водную преграду между ним и городом.
Когда они, наконец, вернулись, замминистра по труду и соцзащиты России Алексей Черкасов поделился впечатлениями от увиденного и услышанного с журналистами.
- Для начала отмечу, что цель приезда нашей рабочей группы достаточно проста и в то же время сложна, - сказал он. - Потому что проблема, которая коснулась Амурской области, имеется в виду подтопление, вышла на уровень федеральный. Безусловно, понимаем возможности субъекта, которых действительно недостаточно, учитывая масштаб чрезвычайной ситуации. Поэтому необходимо совместными усилиями организовать помощь не только на региональном уровне, но и на федеральном. Как вы знаете, было подписано распоряжение Правительства России о выделении региону финансовой помощи из федерального бюджета. И вопрос не столько в выделении средств, сколько в организации работы.
Кстати, по словам Алексея Черкасова, в Белогорске работа, связанная с решением всех вопросов, связанных с подтоплением, организована на должном уровне.
- Чувствуется рука хорошего руководителя, который все знает, и в рамках небольших возможностей муниципалитета делает все максимально, - отметил замминистра.
Однако без кардинального решения проблемы подтопления ситуация может повториться. И решать его необходимо на региональном и федеральном уровнях. Чтобы большая вода больше не угрожала серьезными последствиями.