Сегодня на Амуре № 34 (28 августа) 2019 г.


Предучебная тревога

 

общество

 

Операция «Всеобуч». Она проводится каждый год, и начинается обычно за месяц до первого сентября. Пьющих родителей уговаривают исправиться, предлагают лечение от алкогольной зависимости, объясняют, как важно детям учиться. Но зачастую после бесед и уговоров в подобных семьях мало что меняется. Однако чем ближе сентябрь, тем чаще социальные работники вместе с сотрудниками полиции стучат в двери домов неблагополучных семей, чтобы проверить, как готовы к учебному году их дети. Хотя выяснить это сразу получается не всегда. На стук открывают нечасто…

 

Первый адрес - пятиэтажка по улице Кирова, 43. Специалист набирает номер квартиры на домофоне. В ответ - одни гудки. «Специально не открывают или действительно никого дома нет?», - сомневаются участники рейда. Набирают номер соседней квартиры.

 

- Да…

 

- Здравствуйте, мы из соцзащиты, к вашим соседям, откройте, пожалуйста…

 

- У меня домофон не работает, - раздается в ответ.

 

- А как же вы тогда отвечаете? - переглядываются специалисты. В ответ слышится щелчок - домофон отключился.

 

Еще одна попытка. На этот раз удачная. Но в нужную квартиру попасть все равно не получается. Помятую, искореженную снизу дверь так никто и не открыл. Секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Лада Новикова поясняет: здесь проживает семья, состоящая на учете - мать и трое детей, двое из которых - школьники. «Сегодня, к сожалению, не получилось проверить, насколько дети готовы к школе», - итожит она и добавляет: - Попытка попасть сюда хоть и не первая, но и не последняя».

 

Следующий адрес - частный дом по улице Куйбышева в микрорайоне «Мелькомбинат». Заросли по пояс, серость и убогость. Видно, что дом давно не знал ремонта: почерневшие от старости стены, покосившаяся крыша, заляпанные окна. Во дворе разрываются от лая две огромные собаки. На гостей в доме нет никакой реакции.

 

- Похоже, ни хозяев, ни детей, - после безуспешных попыток докричаться, говорит Лада Новикова.

 

Рассказывает: здесь проживает женщина с двумя дочками. До поры до времени держалась, не пила, работала в одной из пекарен. А позавчера специалисты приехали проверить, как обстоят дела с подготовкой к школе - и встретили ее детей, немытых, в грязной одежде, катающихся на улице на «полуживых» велосипедах. Мать же девочек как вышла из дому, так проверяющие и ахнули - под глазом у той был то ли фингал, то ли блямба. На вопрос, что случилось, стала оправдываться, мол, на работе миксером «прилетело». И клялась, что сегодня только пива немного выпила, а больше - ни-ни.

 

- Но сдается, что сорвалась она, - говорит специалист, - запила…

 

Так это или нет, точно установить не получилось - на этот раз женщины с детьми дома не было.

 

По дороге на следующий адрес специалисты рассказывают о другой семье, у которой побывали с проверкой пару дней назад.

 

- Дома - бардак и грязь, дети чумазые, в старых грязных вещах. Спрашиваем: может, одеждой новой нужно помочь? В ответ: вы что, мы носим такие дорогие вещи! А сама стоит в грязном застиранном халате… Была когда-то нормальная женщина, работала воспитателем, ее многие знали и уважали. Да вот скатилась, запила. Первый раз на нее подружка написала заявление. Пришли, а она с собутыльниками никакая валяется, дочки сами по себе. В кухне два холодильника, а еды в них - с горсть, одной ладони хватит. Потом вроде работу нашла, детей в садик устроила. Воспитатели рассказывали, что малыши в садике наесться не могли, с жадностью на еду набрасывались… Сейчас их в школу собирать надо…

 

Улица Тимирязева. Частный дом за железным забором. На окнах грязные тряпки вместо штор. Во дворе заливаются лаем собаки. Мимо машины быстро идет женщина.

 

- Жанна Юрьевна, подождите, пожалуйста! - кричит Лада Новикова, буквально на ходу выпрыгивает из машины и спешит к ней. Женщина останавливается, с подозрением смотрит на высаживающийся десант из сотрудников полиции и соцзащиты. В это время мужчина, который, по всей видимости, направлялся ей навстречу, резко свернул в сторону и пропал из поля зрения. Жанна меж тем выслушивает про цель приезда специалистов и исчезает за калиткой.

 

В этом доме живут две семьи, в одной из которых воспитываются трое детей. И каждый год накануне первого сентября специалисты наведываются сюда, чтобы проконтролировать сборы в школу. После переговоров в дом разрешается зайти лишь двум специалистам из состава межведомственной комиссии. «И это уже хорошо, - отмечает Лада Новикова, - нередко бывает, что даже сотрудников полиции не пускают, даже угрожают. В прошлый раз сосед на нас с ножом набросился, видите ли, мы слишком громко стучали…».

 

Минут через десять под присмотром все той же Жанны специалисты выходят из дома.

 

- В этой семье два ученика, - рассказывает Лада Николаевна. - Родители приобрели рюкзаки, канцелярию, одежду и обувь. Правда, все по минимуму. Но в целом дети вроде как к 1 сентября готовы. Однако ситуацию будем держать на контроле. Также посмотрели, есть ли в доме продукты. Они есть, но вот санитарное состояние жилья оставляет желать лучшего. Жильцы говорят, что, мол, идет ремонт. А что касается огорода - то его здесь никогда не засаживали…

 

Посажен ли огород у другой семьи, проживающей в частном доме по Ушакова, увидеть не довелось. За высоким железным забором виднелись лишь часть крыши потрепанного годами дома и полуразвалившихся пристроек. И также, как и в остальных дворах, заливались лаем собаки. Как пояснили специалисты ПДН, здесь живет многодетная семья, которая не очень-то склонна общаться с ними…

 

Следующий адрес: новая пятиэтажка по улице Производственной. На стук дверь приоткрывается. Лада Новикова объясняет цель визита комиссии, просит разрешения проверить, как обстоят дела с подготовкой детей к школе. Молодая женщина отступает внутрь квартиры со словами: «Я уборкой занимаюсь…». «Ничего страшного, - отвечают ей, - мы ненадолго».

 

В этой семье воспитывается четверо детей. Из них двое - школьники. В квартире с яркими натяжными потолками и ободранными обоями стоит странный неприятный запах. Но по сравнению с предыдущими семьями здесь все обстоит куда лучше. Молодая женщина меж тем показывает одежду, которую купила детям к 1 сентября, ранцы и канцелярские принадлежности. Заверяет, что к школе дети готовы полностью. Чтобы быть окончательно уверенными, что в семье на сегодня все нормально, специалисты просят показать запас продуктов. Увиденным остаются удовлетворены. Многодетную мать меж тем приглашают с детьми на праздник, который должен состояться на неделе в социальном центре «Росинка». Она обещает привести туда малышей.

 

На улице Лада Новикова вдруг останавливает проезжающего мимо на велосипеде лохматого чумазого паренька: «Афанасий, как дела?» Тот тормозит. Под мышкой - половинка дыни в фасовке.

 

- Нормально, - отвечает подросток, нервно поглядывая на остальных взрослых. На вопросы отвечал коротко, каждый раз заверяя, что «дома все неплохо». Мальчишка явно хотел побыстрее умчаться отсюда.

 

Наконец Лада Николаевна отпускает его. Рассказывает: живет мальчишка с отцом в частном доме. Недавно были у них - во дворе хлам, бардак и - как же без них - две собаки. Запустение царит и в доме. Жизненная ситуация тоже не из легких. В январе отец мальчика, в целом не особо пьющий, перепил какой-то «сивухи», в итоге отказали ноги. Сегодня передвигается на костылях, а мальчишка один справляется с хозяйством. Была женщина у отца, да выгнал из дома, уж сильно пила. На что живут? На пенсию. Сам Афоня учится в коррекционном классе. «Надо туда еще раз ехать, но с физподдержкой», - говорит Лада Новикова...

 

Сегодня на учете в комиссии по делам несовершеннолетних состоит 99 семей. В прошлом году было чуть меньше - девяносто. Почему стало больше? Причины тому разные. Например, некоторые из деревень в город переехали жить, старались, чтобы никто не «раскусил» их уклад жизни. А иногда соседи попросту молчат, не обращают внимания на то, что творится у них под боком.

 

- Приехали к одной такой семье по улице Чехова, - рассказывает Лада Новикова. - А там такая помойка дома, настоящая клоака! У матери трое детей. В комнате все завалено. Во дворе завал и собак куча. С соседями начали общаться, те: мол, они такие-сякие… Но, подождите, говорю, раз вы это видели, почему не сообщили? В ответ лишь плечами пожимают. Еще один случай: забирали детей у одной семьи. Пришла когда, соседи по подъезду начали в один голос жаловаться: они всю ночь не давали нам спать. Но почему молчали, почему полицию не вызвали? - спрашиваю. Никто так и не ответил, повозмущались и разошлись по квартирам. Странное отношение, с учетом того, что бывают диаметрально противоположные ситуации: мать с ребенком уроки делала, рявкнула на него - сразу в полицию позвонили. Семья оказалась нормальная. А тут - тишина, все молчат…

 

…Рейд закончился ближе к четырем часам дня. Из десяти семей удалось попасть в дом пяти. «Пока неготовых к учебному процессу не выявлено, к родителям претензий нет, - подвела итог секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Лада Новикова. - В двух случаях были замечания к санитарному содержанию домов, в которых проживают маленькие дети».

 

Проверка готовности к школе детей из семей, имеющих статус «неблагополучные», продлится вплоть до 1 сентября. Тогда же станет известно, сколько детей не посещают школу и почему.

Елена Гладышева

НазадАрхив