Сегодня на Амуре № 36 (11 сентября) 2019 г.


Главное - дети. А мы им просто помогаем

 

общество

 

Сироты с инвалидностью в России часто обречены на изоляцию в четырех стенах своей квартиры. Или пожизненный интернат за высоким забором. Но у белогорских детей с ограниченными возможностями есть возможность переступить через ограничения. В прямом смысле этого слова. Корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева побывала в отделении реабилитации Белогорского комплексного центра социального обслуживания населения, где порой происходят чудеса.

 

Дети солнца

 

Послеобеденное время - детское время в отделении. До обеда здесь принимают людей пожилого возраста, а после - родителей с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Их двести, малышей с различными диагнозами. И каждый, как может, борется за возможность быть здоровым и даже сильным.

 

Полинке пять лет. Вместе с братом, трехлетним Артемом в отделение они приезжают с мамой Леной. Таких детей, как Полинка, называют солнечными. Говорят, сегодня примерно один из тысячи рожденных младенцев в мире страдает синдромом Дауна. Причиной данной патологии, как известно, является лишняя, сорок седьмая хромосома. Не секрет и то, что определенный процент беременных, узнав о болезни ребенка, решаются на аборт. Другие отказываются от них в роддоме. Но есть те, кто рожает и воспитывает такого ребенка.

 

Вот и мама Полины, узнав о диагнозе дочери, сначала испытала шок. Как и муж, как и все родные. Но оставлять малышку в роддоме не стала. Хотя и было морально тяжело, признается она.

 

То было верное решение, говорит заведующая отделением реабилитации Татьяна Макарова:

 

- Знаете, все родители мечтают о том, чтобы ребенок был рядом, когда вырастет. И это никогда не происходит. А Полина будет всегда рядом. Но это значит, что надо подумать о том, как ей жить, когда она станет взрослой. Очень хочется, чтобы эти дети могли жить в таком обществе, где их будут принимать.

 

Елена говорит: с Полиной ей не так сложно, как думают многие.

 

- Она очень спокойная, непроблемная. С ней надо постоянно разговаривать, вовлекать во все, что делаю. При этом она очень любит тишину, может книжки по два часа рассматривать, и чтобы ее в этот момент не трогал.

 

Но воспитание такого ребенка отнимает все время. Поэтому Елена не планирует выходить на работу. К тому же в семье подрастает сын Артем. Кстати, здоровый мальчуган.

 

В последние годы общество начало принимать таких детей, как Полина, перестало прятаться от них. И их перестали прятать. Это тоже правильно, говорит Татьяна Сергеевна. Хотя всякое бывает.

 

- Есть такие, кто смотрит без одобрения, - делится Елена. - Полина девочка открытая, может подойти, обнять кого-то, к кому-то подбежать. Кто-то отодвигается, но многие обнимают в ответ.

 

- Людей с синдромом Дауна  легко обидеть, но они редко обижаются, - добавляет Татьяна Макарова. - Артем может задирать Полину. Другой ребенок убежал бы, заплакал, а Полина поворачивается и обнимает его. То есть обидеть таких людей сложно. Но для того чтобы они интегрировались, их нужно научиться принимать…

 

Полчаса, отведенные на занятие, заканчиваются. Малыши обуваются и отправляются к другому специалисту. С Татьяной Сергеевной идем в сторону кабинета физкультуры. Там, прилагая усилия, на тренажерах пыхтит мальчуган лет десяти.

 

Через усилие к шагу

 

Кабинет состоит из двух комнат. В обеих - тренажеры. Какие-то, рассказывает инструктор-методист по адаптивной физкультуре Алла Дьяченко, приобрели по сертификатам, какие-то получили благодаря грантам, участия в различных программах, третьи - это помощь благотворительных фондов. Все - качественные, дорогостоящие.

 

Темноволосый Магомед демонстрирует свою силу - передвигает педали на тренажере, смотрит на инструктора, улыбается - ждет одобрения. Он сильный, очень активный, неусидчивый, но есть нарушения осанки и отстает в умственном развитии. Занятия на тренажерах каждую минуту прерывает звук секундомера.

 

- Время таких детей организует, - говорит Алла Дьяченко. - Все занятия назначаются по нозологиям и по возрасту. Есть тяжелые дети, лежачие, с ними мы занимаемся пассивной гимнастикой. Есть такие активные, как Магомед. А есть, у кого имеются нарушения опорно-двигательного аппарата. И тренажеры помогают им заново учиться ходить, двигаться, физически крепнуть.

 

Она рассказывает об одном ребенке, который стоять и ходить не может, а вот на специальном велосипеде смог научиться самостоятельно ездить.

 

- За 10 дней произошел настоящий прорыв в его развитии! И после этого мама купила подобный тренажер, только дешевле, за свои средства, потому что в технические средства реабилитации он не входит, а значит, не оплачивается государством, и это позволило ребенку самостоятельно передвигаться.

 

С особыми детьми здесь занимаются по десять дней. А самые физически активные посещают физкультурно-оздоровительный клуб «Факел» при отделении. И даже побеждают на различных соревнованиях. Медали, грамоты и кубки в кабинете заведующей отделением тому подтверждение.

 

А еще здесь во дворе расположена интегрированная развивающая площадка с уличными тренажерами. Где занимаются не только дети из отделения, но где собирается ребятня со всей ближайшей округи.

 

Язык спорта понятен любому ребенку.

 

Через игру - к пониманию

 

Как и игры. На втором этаже отделения есть две комнаты, попав в которые, не то что ребенок, взрослый не захочет уходить. Первая - комната релаксации, или «темная сенсорная». Если выключить свет, она наполняется мягким светом и теплой музыкой, а по потолку, стенам и предметам обстановки начинают бегать огоньки. Под этот «аккомпанемент» дети рисуют песком, играют в бассейне с шариками или наблюдают, как один цвет сменяет другой.

 

Вторая - кабинет ранней помощи. Здесь детям доступны все ощущения - тактильные, световые, звуковые, для развития моторики. Яркая, залитая солнечным светом красочная комната, с множеством невообразимых игрушек. По словам психолога Ксении Макушкиной, отсюда дети сами уходить не хотят - их уводят со слезами.

 

В отделении есть еще один кабинет. Специализированная комната социально-бытовой адаптации «Я сам», где детей-инвалидов обучают навыкам самообслуживания. Как раз шел очередной урок. Педагог показывает двум мальчуганам разные бытовые предметы, рассказывает, для чего они предназначены. Зубная щетка, мыло, расческа, полотенце, салфетки… Простые вещи, казалось бы. Но не для таких ребят. Одному десять, он больше молчит, предпочитая в ответ кивать головой, мол, понял. Второму девять, слова и понятия даются ему легче. Оба ребенка из Белогорского района, у обоих задержка в развитии. Приезжают каждый день. Обучение даже таким простым вещам дается нелегко. Однако стоит занятиям закончиться, как мальчишки меняются. Скованность исчезает, они что-то обсуждают, о чем-то спорят…

 

Через помощь - к принятию

 

- Дети здесь становятся другими, идет постепенная адаптация, - наблюдая за шумной парочкой, говорит заведующая отделением реабилитации Татьяна Макарова. - Мы с ними здесь даже блины на Масленицу печем, десерты несложные делаем… К нам приезжают разные дети, с ДЦП, умственной отсталостью, задержкой в развитии, и отовсюду. Есть семья, которая приезжает из Амурского, у них трое детей. А еще из Пригородного, Никольского, Междугранки, Васильевки. Мы же обслуживаем Белогорский и Серышевский районы. Недавно присоединили Ромненский, но пока только навещаем проживающие там семьи, где есть особенные дети (их всего тридцать), знакомимся. А вот Полина и Артем, с которыми вы ранее пообщались, из Серышева приехали. Второй раз. Они у нас новенькие…

 

С двумя сотнями детей в отделении занимаются всего (!) семь специалистов. И сил хватает на всех. «Главное - дети. А мы им просто помогаем», - говорит Татьяна Сергеевна.

 

На вопрос, отличаются ли мамы детей-инвалидов от остальных, ненадолго задумавшись, отвечает:

 

- Знаете, мне есть с чем сравнивать, 27 лет отработала в школе с обычными детьми. И скажу, что эти родители более благодарные. За то, что их детей любят, принимают такими, какие они есть. Что нет никаких разграничений. А еще у таких родителей более крепкий стержень внутри, что ли. К примеру, есть мама, у которой дочка лежачая с ДЦП. Но они все равно ходят и к логопеду, хотя та не говорит, и на физкультуру. Она благодарна, что с ее ребенком занимаются и сама чувствует себя уверенней.

 

Но есть родители, которые стесняются своих детей. Некоторые даже погулять ребенка не выводят, особенно если он лежачий или колясочник. Правда, и «доступная среда» не везде есть, не все подъезды оборудованы пандусами, а ведь многие на третьих-пятых этажах живут. Это маленького ребенка можно на руках вынести, а попробуй более взрослого, весом в 60 килограмм, на улицу, да каждый день. Тяжело. Одни родители, оформив ребенку инвалидность до 18 лет, считают: ну и ладно, пусть будет как будет. И сидят дома, никуда не ходят, не ездят. Считают, что толку не будет. Правда, в основном такое отношение в неблагополучных, малообеспеченных семьях.

 

А вот другие с особыми детьми на все мероприятия ходят, на выставки, в музей, на концерты. И постоянно занимаются с ребенком либо у нас, либо проходят реабилитацию в центре «Бардагон» и Малиновском доме-интернате.

 

Что же касается окружающих… Хорошо, что уже на нашу машину не так реагируют, как раньше. Общество меняет свое отношение к таким детям. Это радует. Что не радует, так это то, что много неполных семей, где воспитывается особенный ребенок. Как правило, о них заботятся матери. Многие отцы бросают жену и больного ребенка, уходят из семьи. Просто не выдерживают, просто страшно. Иногда всю вину сваливают на женщин, мол, что она виновата. Несправедливо… Но есть такие папы, которые участвуют в жизни ребенка, идут рядом с ним по жизни, помогая, поддерживая, поднимая. Такие семьи вызывают только положительные эмоции.

 

Уже прощаясь, задаю Татьяне Макаровой последний вопрос: «Эта работа стоит таких моральных усилий?»

 

- Конечно, - не задумываясь, отвечает она. - Когда смотришь на успехи таких детей, радуешься, понимаешь, что не зря все это!

Елена Гладышева

НазадАрхив