Сегодня на Амуре № 37 (18 сентября) 2019 г.


По дороге за металлом

 

общество

 

Проблема краж металла на железной дороге и его сбыта своей актуальности не теряет. Скорее, наоборот. Сотрудники линейной полиции констатируют: случаи краж медесодержащего оборудования и кабелей, деталей верхнего строения железнодорожных путей в последние месяцы заметно участились. С подробностями - корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.

 

По словам заместителя начальника Белогорского линейного отдела МВД России на транспорте Вячеслава Декало, сегодня проблема краж лома черных и цветных металлов  с объектов железнодорожного транспорта по сравнению с первым десятилетием двухтысячных свою масштабность подрастеряла. В те годы разграблению подвергались целые подвижные составы, в грузовых вагонах которых перевозился лом черного металла. Сегодня криминальная картина, как и образ преступников, несколько изменились.

 

- Тогда среди преступников был, как правило, контингент неработающий, малоимущий и асоциальный. Воровали все от мала до велика - от 12-летних пацанов до стариков, - рассказывает Вячеслав Декало. - В те годы целые семьи жили тем, что разграбляли подвижные составы. Сегодня повального разворовывания содержимого вагонов и контейнеров нет. Но теперь воры переключились на стационарные объекты жд-транспорта, локомотивы, на кабельную продукцию, верхние строения путей - рельсы, накладки, подкладки... А это гораздо серьезнее, так как наносится не только экономический урон, но ставится под угрозу безопасность людей и подвижного состава. По сути, речь идет уже о национальной безопасности. Разобранный путь, даже одна скрученная и украденная гайка могут привести к трагическим последствиям.

 

Поменялся и облик самого преступника. Сейчас это чаще работники железнодорожной или другой сопредельной сферы. «То есть, люди далеко не бедные, но таким образом решающие свои проблемы, пользуясь своим служебным положением, доступом к локомотивам, к базам хранения запчастей, кабельной продукции», - говорит Вячеслав Декало.

 

Почему они воруют? Правоохранители говорят, что после 2010 года проблема краж на железной дороге потеряла свою остроту потому, что материальное положение граждан стало улучшаться. Но, начиная с 2017-го года, когда доходы населения стали снижаться, «волна» воровства пошла вверх. Вот и на железной дороге не все работники удовлетворены своими заработками, и уж тем более сокращениями штатов. Как итог - попытка улучшить материальное положение за счет жд-предприятий.

 

Недавний пример. 6 сентября сотрудники линейной полиции в ходе профмероприятия на пункте приема металла остановили водителя легковушки, в которой была обнаружена кабельная продукция и жд-детали. Выяснилось, мужчина - работник жд-транспорта, и уже не в первый раз сбывает здесь краденное с железной дороги. Теперь решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

 

Другой задержанный тоже оказался работником дороги. В багажнике его машины оперативники обнаружили детали верхнего строения пути и аккумуляторные батареи с подвижного состава. Было установлено, что все было похищено со склада. Кстати, до этого мужчина неоднократно попадал в поле зрения правоохранителей, но до поры до времени отделывался, так сказать, легким испугом - административными штрафами.

 

- Еще один случай, - приводит пример Вячеслав Декало, - у человека есть постоянная работа, он на хорошем счету у руководства. Но в один день, когда в цеху никого не было, решил присвоить детали, которые должны быть использованы для ремонта электрооборудования, и сдать на нелегальном пункте приема. Но попался…

 

И таких случаев много, говорит замначальника транспортной полиции. А еще едва ли не ежедневно вневедомственная охрана задерживает тех, кто «приватизирует» то, что оставляют после ремонта путей железнодорожники.

 

- По большей части люди попадаются на хищении накладок, оставленных на временное хранение ремонтниками. Железная дорога представляет собой сплошную производственную зону, рабочие завозят и складируют новые детали для ремонта пути, но их охрана отсутствует. Таким несовершенством системы и пользуются местные жители, выходящие на железную дорогу, как на металлический промысел.

 

Кражами занимаются и несовершеннолетние. В основном, это дети из неблагополучных семей. Но, бывает, попадаются на воровстве и дети железнодорожников, проживающие, в основном, рядом с жд-путями - в селах Томское, Поляна Серышевского района.

 

Проблемы как таковой не было, говорит Вячеслав Декало, если бы изделия с железной дороги и кабельную продукцию не принимали в пунктах приема лома черного и цветного металла. Однако с начала года на них уже выявлено 17 случаев приема краденного. При этом подобных пунктов в Белогорске становится все больше. И только три из одиннадцати соответствуют всем правилам и нормам. К остальным у правоохранителей есть немало вопросов.

 

- Владельцы пунктов заинтересованы в извлечении выгоды, а что там им принесли - это их, зачастую, не интересует, - говорит замначальника транспортной полиции. - Хотя существует порядок, что можно принимать, что нельзя. А еще немало среди них «нелегалов», которым закон не писан. Которые свернут свою деятельность после проверки, а через некоторое время вновь открываются. Потому что это их заработок...

 

В попытке изменить ситуацию, транспортная полиция разработала ряд предложений, которые и были озвучены на заседании административного совета при главе Белогорска, заседание которого прошло 10 сентября. В частности, они предложили запретить на пунктах принимать от граждан металлолом, относящийся к категории промышленного, в том числе железнодорожного, а также ужесточить ответственность за нарушение законодательства в этой сфере. Еще одно предложение - разработка единых правил и требования к организации деятельности пунктов приема вторчермета.

 

Однако в полномочиях муниципалитета отсутствует право устанавливать какие-либо правила и осуществлять контроль за теми предприятиями приема металла, которые действуют на территории города. Но выход был найден. Так как понятие «взаимодействие» никто не отменял, было предложено создать рабочую группу по изучению вопроса и выработке предложений, которые могут трансформироваться в законодательные инициативы. В ее состав вошли представители администрации, налоговой инспекции, сотрудники городской и транспортной полиции, прокуратуры и ФСБ.

 

Первое заседание рабочей группы по поручению главы Белогорска должно состояться до 1 октября.

НазадАрхив