Сегодня на Амуре № 46 (20 ноября) 2019 г.


Остаться при своих

 

мошенничество

 

Очередное сообщение о крупном телефонном мошенничестве - жительница Свободного лишилась 800 тысяч рублей после того, как разместила в интернете объявление о сдаче жилья в наем. Более того, позже выяснилось, что на ее имя был оформлен кредит на сумму более 900 тысяч рублей.

 

Мошенническая схема сработала чисто. Потерпевшей позвонила женщина, которая сказала, что желает арендовать квартиру, но проживает в другом регионе. Деньги за аренду она уже перевела по номеру телефона на банковскую карту, но больше необходимой суммы. Затем она передала трубку мужу, который потребовал вернуть переплату. Та отправилась к банкомату и под диктовку совершила несколько операций со своим счетом, называя пароли телефонным собеседникам. И в итоге осталась без 800 тысяч рублей и с кредитом на сумму более 900 тысяч рублей...

 

По данным белогорской полиции, за последние десять месяцев совершено 75 краж денежных средств с банковских счетов. Самая большая сумма, которая была снята без ведома владельца карты, составила 75 тысяч рублей. А вот мошенничеств с использованием телефонов и интернета зарегистрировано почти в два раза больше - 118. Самое крупное телефонное «ограбление» произошло в январе, когда сразу две жительницы Белогорска обратились в полицию с заявлениями о кражах крупных сумм денег. Сначала одна осталась без 1,5 млн рублей, затем у второй мошенники «увели» один млн рублей. Первой потерпевшей на телефон позвонил «специалист по работе с клиентами» известной фирмы и предложил дополнительный и быстрый заработок в виде вложения денежных средств под проценты, прибыль по которым будет зависеть от курса валют. Во втором случае «специалисты брокерской компании» настойчиво звонили и предлагали легкий заработок на инвестировании капиталов в мировые рынки. И обе поверили «на телефонное слово».

 

В большинстве случаев, говорят специалисты, мошенники - это люди, которые находятся в местах не столь отдаленных. Несмотря на то, что пользоваться мобильным телефоном в тюрьмах запрещено как осужденным, так и надзирателям, это никого не останавливает. Недавно, наконец, МВД совместно с Федеральной службой исполнения наказаний и Роскомнадзором было поручено до 30 июля 2020 года установить так называемые блокаторы сотовой связи в местах лишения свободы. Таким образом предполагается бороться с «колл-центрами» в тюрьмах. Предлагается также создать приложения для защиты от звонков от мошенников.

 

Пока же гражданам остается уповать на свое здравомыслие и осторожность. А все потому, говорит зампрокурора Белогорска Ирина Волошина, тема телефонного мошенничества своей актуальности не теряет - криминальные сводки говорят о неуклонном росте данных преступлений в Приамурье.

 

- К сожалению, бдительность граждан, образно говоря, усыпляется, как только им обещают какие-то выплаты, бонусы, выигрыши… Ведь как обычно действуют мошенники? Они входят в доверие, приглашая на бесплатное обследование или косметические процедуры, которые в итоге оказываются совсем не бесплатными. Людям обещают «100%» выигрыши, соцвыплаты, оформить налоговые вычеты, рассылают квитанции о задолженности за квартплату от несуществующих компаний за якобы полученные  услуги, предлагают утроиться на хорошую на работу, отдохнуть и так далее. Список можно продолжать. И все эти способы мошенничества реально имеют место в нашей области.

 

Кстати, в этом году в Приамурье было совершено около 15 тысяч преступлений и 10 часть  - это именно мошенничества (1463). И это на 25% больше, чем было совершено за 10 месяцев прошлого года. Наибольшее их количество (практически половина) была зарегистрирована в  областном центре. Следом идут Свободный, Тында и Белогорск с прилегающими районами. Это общие цифры. А если говорить о видах мошенничеств, то реалии таковы: в 2012 году в Уголовный кодекс был введен ряд новых статей по мошенничеству в сфере кредитования, при получении выплат, с использованием электронных средств платежа, в сфере страхования  и в сфере компьютерной информации. И половина преступлений была совершена с использованием либо интернета, либо телефона. Но из-за определенных сложностей в раскрытии данного вида преступлений, сегодня из 100 совершенных мошенничеств раскрывается только около 20... К тому же, несмотря даже на возбуждение уголовного дела, установление личности преступника, направление дела в суд и вынесение приговора, причиненный ущерб не всегда возмещается потерпевшим.

 

Как обманывают людей? К примеру, лжецелительница убедила пенсионерку, что та серьезно больна, а она может ей помочь, но, естественно, за деньги. С другой потерпевшей связалась по телефону якобы сотрудница банка, которая потребовала обновления кредитной истории. Жителям Приамурья по телефонам обещали и социальные компенсации - от Фонда соцстрахования или Пенсионного фонда - по номеру СНИЛС, и помощь в получении якобы переплаченных сумм, и пугали тем, что кто-то из родственников попал в беду и необходима сумма для решения вопроса о прекращении уголовного дела или освобождении из-под стражи. Были случаи, когда амурчане оформляли через непроверенных лиц путевки на отдых, приобретали или продавали имущество (в том числе авто и гаражи) путем перечисления денежных средств неизвестным.

 

Периодически жителям благоустроенных многоэтажек навязывают установление водосчетчиков под угрозой отключения. Или «волшебной» техники, очищающей воду и воздух от вредных примесей.

 

- Для многих белогорцев интернет-магазины стали обыденным местом приобретения товаров, - говорит Ирина Волошина. - Это неплохо, однако люди часто невнимательны при совершении покупок, чем и пользуются мошенники. Очень часто люди, в погоне за экономией, реагируют на сомнительные сайты и «выгодные» предложения и финансово теряют больше, нежели пойти в проверенный  магазин и приобрести товар несколько дороже. Обычно схема мошенничества выглядит одинаково: создается сайт-одностраничник или объявление, на котором выкладываются товары, зачастую одного визуального признака. Цена на товар, как правило, очень привлекательная. Отсутствуют отзывы, минимален интерфейс, указаны скудные контактные данные. Чаще всего такие интернет-магазины работают по 100% предоплате. Переписка о приобретении товара ведется с использованием электронных почтовых ящиков. По договоренности с продавцом деньги перечисляются, как правило, на имена различных людей. Конечно же, псевдопродавец после получения денег исчезает, а покупатель остается без товара.

 

Например, типичный случай: жительница Белогорска в интернете подыскивала электротовары. На одном из сайтов интернет-магазина она нашла необходимый товар - электроплиту, стоимостью  около 20 тысяч рублей. Оформила заявку, менеджеру магазина по телефону подтвердила заявку. Кроме того, ей сообщили, что действует  акция,  в связи с чем доставка транспортной компанией бесплатная и займет около семи дней. Затем она оплатила заказ, переведя деньги через банкомат на номер карты, которая была размещена на сайте интернет-магазина. После этого пришло подтверждение, что товар оплачен, подтвержден и принят в обработку. Но - трек-номер, по которому отслеживается путь товара, предоставлен не был. Вся переписка велась посредством электронной почты, менеджер звонил лишь один раз при подаче заявки. По прошествии семи дней товар так и не пришел. Девушка пыталась зайти на сайт, с которого оформила заявку, однако он оказался закрыт. При попытке написать на адрес электронной почты, по которому велась переписка ранее, приходили обратные письма о том, что адрес почты некорректен. Номер телефона магазина, указанный ранее на сайте, был недоступен… Таким вот образом девушка стала жертвой мошенников.

 

Другой случай. В  белогорскую полицию, рассказала старший инспектор белогорской полиции Татьяна Лукоянова, поступило заявление от жительницы Белогорского района, которая сообщила, что у нее похищено с банковской карты 700 тысяч рублей.  Оказалось, что на телефон потерпевшей с неизвестного номера позвонил мужчина и, представившись сотрудником банка, предложил кредит на выгодных условиях. А так как женщина планировала взять кредит, то предложение ее заинтересовало. Дальше события происходили по отлаженной схеме: чтобы получить кредит, необходимо внести определенную сумму сначала за оформление кредита, потом за страховку, далее происходит что-то с компьютером, поэтому надо внести деньги за блокировку и т.д.

 

Переведя на счет мошенников около 100 тысяч и не дождавшись курьера, женщина поняла, что стала жертвой обмана. Как выяснили сотрудники полиции, пострадавшая на удочку мошенников попалась второй раз. Около года назад гражданка приобрела через интернет таблетки от похудения. Пройдя курс, эффекта не почувствовала, но при этом частично подорвала свое здоровье. Весной этого года ей позвонил мужчина, и, представившись капитаном юстиции, предложил взыскать с фирмы, выпускающей таблетки, моральный и материальный ущерб в сумме 40 млн рублей. По телефону ее убедили, что нужно обратиться в суд исковым заявлением. Но за оказание помощи в получении компенсации надо заплатить: сначала за комиссионный сбор 145600 рублей, потом 160800 рублей для оформления документов, потом 300 тысяч, чтобы получить выплату в размере более 40 млн рублей, после чего затребовали 80 тысяч рублей за работу адвоката. В итоге потерпевшая, набрав кредитов, так и не получила компенсацию за подорванное таблетками здоровье, и лишилась денежных средств в сумме более 700 тысяч рублей.

 

Такие аферы, к сожалению, не изжиты, и осуществляются они с учетом психологии потенциальных жертв. Афера продумывается до мельчайших деталей, направлена на «усыпление» бдительности даже самых осторожных и внимательных людей.

 

Конечно, отказываться от удобных вещей в повседневной жизни не стоит, говорит Ирина Волошина. Но наличие онлайн-банка либо иного мобильного приложения как такового не способствует работе мошенников. Для них главным является то, что жертвы самостоятельно и добровольно передают информацию. Поэтому важно помнить, что на телефоны, которые начинаются с 8800, 900 не стоит перезванивать, нельзя переходить по ссылкам, не надо открывать вложенные файлы, а уж тем более нельзя сообщать свои персональные данные, а также данные банковских карт как то срок действия, код с обратной стороны, смс-коды, подтверждения и так далее. Если вас попросили назвать по телефону подобную информацию - насторожитесь. Прекратите разговор, сходите в банк и лично все узнайте, либо позвоните на горячую линию, телефон которой указан на карте. Гораздо легче предупредить обман и хищение, чем в дальнейшем добиваться возврата похищенных средств.

Елена Гладышева

НазадАрхив