Сегодня на Амуре № 8 (27 февраля) 2019 г.


Иждивенчество как позиция

 

интервью

 

Практически каждому второму жителю города и района в своей жизни хоть единожды, но приходилось обращаться в соцзащиту. Будь это рождение ребенка, оформление субсидии на квартплату или похороны близкого человека. О том, с чем приходится ежедневно сталкиваться и какие вопросы решать сотрудникам управления соцзащиты Белогорска и Белогорского района, рассказала начальник учреждения Елена Юденко.

 

- Елена Владимировна, как давно Вы возглавляете Белогорское управление соцзащиты?

 

- Седьмой год, с 24 сентября 2012 года. Но еще ранее, в 1997 году работала в районной соцзащите в отделе назначения пенсий, который в 2001-м передали в Пенсионный фонд. В 2005 году я приняла решение сменить место работы и ушла «Белогорсктехинвентаризацию». Но через семь лет вернулась сюда...

 

- Недвижимость и пенсии - совершенно разные направления...

 

- Но зато какой огромный опыт получила, работая в БТИ, это не менее ценно.

 

- Однако здесь работа, судя по всему, тяжелее…

 

- Однозначно, потому что она связана с людьми, с человеческими судьбами. Потому тяжелая морально и психологически.

 

- В соцзащиту, в основном, обращаются…

 

- Все, кому нужна помощь и поддержка. Пожилые люди, инвалиды, семьи с детьми, многодетные, малообеспеченные и другие категории граждан. Круг решаемых вопросов широк и разнообразен. Он охватывает практически весь жизненный цикл человека: от рождения до преклонных лет. Многие приходят к нам неоднократно. И по личным делам можно проследить историю целых семей.

 

- Но ведь сегодня прием документов ведут также специалисты МФЦ. Разве работа соцзащиты не была упрощена?

 

- Да, в 2015 году между министерством соцзащиты Амурской области и МФЦ было заключено двустороннее соглашение. И сегодня по ул. Партизанская, 31/а специалисты принимают документы от граждан по 24 социальным услугам, на все выплаты, кроме субсидий на ЖКУ, адресной помощи, а также выплат на первенцев. Как Вы помните, 418-й федеральный закон гарантирует мамам и папам первенцев поддержку из госбюджета. При определенных условиях, конечно. Но в ближайшее время и последнюю выплату будут оформлять в МФЦ. Это предусмотрено действующим законодательством.

 

И, отвечая на Ваш вопрос: да, МФЦ взяло на себя очень большой объем работы. Но их специалисты только принимают заявления и документы от граждан. А обработкой дел, их правовой оценкой, назначением все также занимаются именно наши специалисты.

 

- С каким настроением в Ваше учреждение приходят люди?

 

- Зачастую с негативом. А Вы час посидите в кабинете по назначению детских пособий и послушайте, как граждане общаются с нашими специалистами. Что мы и бездушные, и только бумаги от них требуем… Да и еще все на камеры телефонов снимают. Но мы не боимся камер, уже привыкли к этому. Но не понимаю, к чему это все? Записать реакцию сотрудника соцзащиты, который поставлен в жесткие рамки закона, предписывающего требовать от гражданина те или иные документы?.. Каждая выплата - это федеральный или областной закон, это постановление, это регламент их исполнения. И отступать от них мы просто не имеем права.

 

В общем, нелегко работается с людьми. И нередко бывает, когда в моем кабинете сотрудницы рыдают, говоря, что больше так не могут…

 

- А Вы что в ответ?

 

- Что надо уметь держаться. Всегда советую: зашли в учреждение, откинули все семейные проблемы и занялись людьми. Закончили работу - оставили ее за порогом. Хотя… Каждый вечер уходишь с работы и думаешь: ну ладно, надо «переночевать» с мыслями, а утро, как известно, вечера мудренее. Но соцзащита - это не тот случай, когда ты закрыл дверь рабочего кабинета за собой - и все, точка.

 

- И как разгружаются Ваши сотрудники, да и Вы сами?

 

- У нас обязательные технические перерывы. А я лично хожу пешком домой. От центра города до автовокзала. Такой вот релакс…

 

- А в выходные?

 

- Или в субботу, или в воскресенье я на работе. В эти дни можно спокойно поработать с документами, никто не отвлекает.

 

- Что больше всего Вас разочаровывает?

 

- Иждивенческий настрой людей. Он, можно сказать, «махровый», разрастается с каждым годом. Многие люди считают: вы должны и обязаны. Иждивенчество в нашем понимании в чем ведь проявляется: приходит дама в норковой шубе, с дорогим телефоном, дорогим маникюром, в руках ключи от автомобиля не последней марки, и заявляет: «А у меня доходов нет». Несет справку или декларацию о доходах - там прочерк… Нет доходов, значит, должны оформить выплату. Смотришь в трудовую книжку, а там ни одной записи о том, что человек работал последние пять-десять лет. И на все вопросы один ответ: «Да, я никогда не работала и не собираюсь! А вот вы мне должны!..».

 

Но мы-то видим, прекрасно понимаем, что это не те люди, которым действительно нужна помощь. Но такие граждане считают: раз нет официальных доходов, значит, они малоимущие. Некоторые прямо говорят: я же должен что-то получить от государства. Причем зачастую это люди в полном расцвете сил. Хотя это уже нас не шокирует. Неприятно, да. Но уже привыкли к этому.

 

- Но приятные моменты в работе есть?

 

- Их, естественно, больше, чем негативных. Это и выездные встречи с населением, и благодарности от наших посетителей, даже когда говорят специалистам простое «спасибо»…

 

- Сколько человек обслуживает белогорское управление соцзащиты сегодня?

 

- Около 36 тысяч. Это льготники - инвалиды, ветераны труда, ветераны боевых действий, военной службы, чернобыльцы или те, кому положена субсидия по ЖКУ. Плюс Белогорский район - а это еще тысяч восемь-девять человек. В среднем по нашей статистике, за месяц в управление приходит шесть-семь тысяч человек. Но в отдельные месяцы бывает до десяти тысяч.

 

- Многодетные семьи пользуются большим пакетом льгот?

 

- Им предоставляются выплаты на приобретение одежды, дети-учащиеся бесплатно обедают в школьных столовых и ездят по соцкартам в автобусах, детям до шести лет оплачиваются лекарства. В этом году добавились льготы на авиаперелеты. Уже пять семей заявили о своем желании воспользоваться ими. Плюс 30%-скидка на коммунальные услуги. Кроме того, семьи, имеющие шесть и более детей, признанные нуждающимися в жилье, могут рассчитывать на субсидию для покупки квартиры. А для тех семей, которые воспитывают восемь и более детей приобретается автотранспорт.

 

- Такие случаи есть?

 

- В 2016 году мы приобрели машину многодетной семье из Возжаевки, в 2017-м выделили деньги на покупку жилья маме из села Некрасовка, она купила в селе дом и квартиру в городе. В конце 2018 года квартиру приобрела семья из села Лохвицы. Практически каждый год на такую помощь правительством Амурской области выделяются деньги. В Белогорске большие выплаты были в 2010-2012 годах. Тогда, помнится, многодетным семьям купили и трактор, и бычка, и, конечно же, квартиры.

 

- А чтобы многодетную семью признали нуждающейся, какой должен быть доход и часто ли им отказывают в помощи?

 

- Доход должен составлять не более двух прожиточных минимумов, установленных губернатором Приамурья на дату обращения. А отказываем, в основном, семьям, где родители - военнослужащие и железнодорожники. У них, как правило, хороший доход.

 

- Чем еще живет управление социальной защиты населения?

 

- Очень большим объемом работы. Мы назначаем и пересчитываем льготным категориям граждан ежемесячную соцвыплату на оплату ЖКУ, оформляем адресную помощь малоимущим, делаем выплаты участникам войны и боевых действий.

 

Кстати, с этого января впервые за последние четыре года изменены региональные стандарты для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. И как результат, увеличилось число их получателей.

 

- О чем мечтаете?

 

- Чтобы механизмы назначения пособий на федеральном уровне были упрощены. Люди приносят свои документы, которые они обязаны лично предоставить для оформления выплаты. Плюс мы делаем много запросов, ответы на которые должны быть в пакете документов, чтобы назначить льготу или пособие. А на это уходит до месяца-двух. Хотелось, чтобы все было проще и быстрее.

 

- Соцзащита - это, по-Вашему…

 

- Стремление помогать ближнему, что всегда свойственно людям. А для специалистов управления - это еще и повседневный труд. Бескорыстие, милосердие, сострадание - качества, которые присущи людям нашей профессии. И это так. Легко судить по человеку и его работе, глядя со стороны. На самом деле, труд работников социальной сферы нелегкий. И хочется, чтобы граждане это понимали.

Елена Гладышева

НазадАрхив