Сегодня на Амуре № 9 (6 марта) 2019 г.


Собак возьмут под крышу

 

общество

 

1 марта глава Белогорска Станислав Мелюков встретился с зоозащитниками и их противниками, а также с представителями ветслужб за «круглым столом», на котором объявил о позиции муниципалитета по отношению к бродячим животным (точнее, собакам). О том, как обсуждение проблемы едва не вылилось в дележку шкуры неубитого медведя, - специальный корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.

 

Этот острый для многих белогорцев вопрос глава поднял в своем аккаунте в «Инстаграм» 24 февраля. Он предложил найти выход из сложившейся ситуации всем вместе - муниципалитету, общественности, зоозащитникам. Мнения разделились. Одни предложили создать приют и пристраивать животных в хорошие руки, другие выступили за более радикальные меры - отстрел или отлов и усыпление. По разные стороны развело и участников «круглого стола», когда стало известно, сколько примерно средств город готов вложить в решение проблемы.

 

На ее обсуждение, проходившее в актовом зале горадминистрации, собралось немало заинтересованных людей. Хотя могло быть и больше, ведь проблема, так или иначе, касается многих, если не сказать, всех. За самим столом сидели депутаты, специалисты управления ЖКХ, горадминистрации. Рядом с главой - женщины в форме и при погонах. Это были представители амурского ветнадзора и городской прокуратуры. То есть, тоже надзорного ведомства, но только уже за людьми. Рядом друг с другом сидели (стараясь не встречаться взглядами) два руководителя общественных организаций, занимающихся животными, с полярными точками зрения о бродячем собачьем мире. Еще с десяток представителей общественности устроились на креслах в зале.

 

Начал глава города Станислав Мелюков. И сразу предложил говорить лишь про одну категорию бродячих животных - собак. С ней гораздо сложнее, чем с кошками. Хотя и с ними есть свои нюансы. Но в отличие от собак, они людей на улицах не облаивают и не кусают, и в стаи не сбиваются.

 

Глава города напомнил, как в 2008 году лужайку возле администрации под флагом облюбовала стая собак в десяток особей. И спокойно пройти мимо них было сложно. Не лучше была ситуация в других районах города. Создали МБУ - проблему решили. Собак отлавливали и усыпляли. В 2014-м в силу вступил областной закон о регулировании численности безнадзорных животных. Тогда было выделено 1,6 млн рублей, которые пошли на отлов и размещение в спецприемниках полутора сотен собак. Но в последующие годы денег выделялось на отлов всего восьми (!) собак. С тех пор проблема стала усугубляться. В этом году денег дали столько же. Сейчас популяция четвероногих в городе по оценкам управления ЖКХ составляет 300 особей. Впрочем, по мнению главы, их гораздо больше.

 

И эту численность надо уменьшить до минимального количества, сказал глава, обращаясь по большей части к представителям организаций, занимающихся животными. А город готов помочь зоозащитникам с бродячими животными.

 

Произнесенные дальше слова едва не взорвали умы зоозащитников. По тому, как расправились их плечи и даже заискрились глаза, можно предположить, что этого они ждали давно. Несколько лет, уж точно.

 

- Мы готовы найти единовременные деньги на то, чтобы создать приют, выделять ежегодно какие-то деньги из бюджета, освободить приют от налогов, отчисляемых в бюджет города. Но муниципалитет не готов брать содержание приюта в полном объеме.

Можно было даже не объяснять почему - и этого обещания для защитников животных было достаточно, но глава объяснил.

 

- В первую очередь, мы связаны с серьезными ограничениями - соглашением с Минфином, согласно которому муниципалитету запрещено тратить деньги на несвойственные ему функции. Муниципалитет вынужден был сократить свои социальные мероприятия - уменьшить льготные банные талоны, льготный проезд по дачным маршрутам, с большим сожалением закрыли проект соцтакси, придуманный нами в 2010 году. И все по настоянию Минфина. В таких условиях сокращения помощи для людей возможности ежемесячно выделять деньги на животных нет. Кроме этого, многие депутаты горсовета заявили, что не пойдут на внесение подобных расходов в бюджет. Содержать собак после того, как лишили граждан льгот - город нас не поймет. Это реалии жизни, и их нужно принимать.

 

Зоозащитники их приняли. Как приняли предложение главы по окончании обсуждения проблемы создать рабочую группу, в которую войдут и те, кто помогает животным, и те, кто против приюта. Тут Станислав Мелюков подчеркнул, что он против того, чтобы убивать собак. Но не против рекомендаций по решению проблемы бродячих животных, которые муниципалитет будет исполнять. Руководство к действию должно содержать все этапы - от строительства приюта до отлова бродячих собак, их размещения и содержания.

 

- Администрация Белогорска несколько отличается от других муниципалитетов тем, что те задачи, которые ставим, которые озвучиваем, имеют неизбежное правило - они исполняются, - напомнил он. - Если решили - нам надо, значит, сделаем. И решите, где будет располагаться приют. Конечно, на территории города, но не рядом с жилыми комплексами.

 

Потом Станислав Мелюков рассказал о последствиях, в случае если стороны не договорятся, не найдут общий язык.

 

- Проблема будет пущена на самотек, - обрисовал он возможное будущее. - И подозреваю, что озабоченные безопасностью и численностью бродячих собак граждане начнут втихаря отстреливать их и травить, а остальные будут делать вид, что ничего не происходит. Такое возможно. Не говорю, что это хорошо, но так будет с большой долей вероятности.

 

Поделился глава и впечатлениями от практик других городов.

 

- В некоторых городах собак отлавливают, лечат, откармливают, стерилизуют, чипируют и снова выпускают на волю. Я категорически против этого, - заявил он. - Не могу позволить бегать по Белогорску стаям чипированных, стерилизованных собак. Хоть некоторые и утверждают, что такие собаки неагрессивные. Нет, такого в Белогорске не будет!

 

И прежде чем дать слово участникам «круглого стола», предостерег их от завышенных запросов. К примеру, приют с евроремонтом и с центральным отоплением никто строить не будет. Но он будет современным и удобным для его обитателей, поселившихся там надолго.

 

Первой высказалась волонтер общества защиты животных «Шанс» Елена Воронина. Она честно призналась: не знаю, чего хотеть большего.

 

- «Шанс» - это четыре женщины, которые самостоятельно занимаются проблемой брошенных животных на протяжении шести лет, - рассказала Елена. - Нам помогают: кто-то килограмм крупы даст, кто-то мясные обрезки, кто-то деньги на стерилизацию перечислит. В прошлом году через наши руки прошли 68 собак, мы стерилизовали 37 сук и 54 кошки. Деньги на это изыскиваем сами, ходим, просим. У «Шанса» есть небольшой вольер на частной территории, где сейчас содержится 17 собак. Из них три инвалида, остальным ищем новых хозяев. Все животные обработаны от глистов, вакцинированы, стерилизованы-кастрированы и готовы отправиться на новое место жительства. Более того, мы стараемся отслеживать судьбу всех животных, чтобы они вновь не попали на улицу.

 

Дальше она отметила, что надо также воспитывать культуру отношения к животным, и будущий городской приют сможет решить и эту проблему. Пример привела участник «круглого стола» Ирина Пашкина. Она предложила одной из миссий этого приюта сделать прививание любви к животным у подрастающего поколения. И как вариант - при нем можно открыть гостиницу для животных, где хозяева смогут оставлять своих питомцев, пока отправляются, к примеру, в отпуск.

 

После слово взял Дмитрий Мурашкин. Перечислив свои регалии и достижения, представитель пункта временного содержания собак заявил, что восторженность волонтеров его «умиляет».

 

- Во всем мире есть практика безвозвратных приютов, где собаки отлавливаются, содержатся некоторое время, а потом усыпляются. Возврат их в среду не есть гуманный способ.

 

Тем более в Белогорске, ведь по его улицам, считает Мурашкин, собак гуляет куда больше, чем триста особей.

 

- А у вас сколько? - не удержавшись, спросила Воронина.

 

- Секундочку, дайте мне закончить... - раздраженно отмахнулся от нее Мурашкин.

 

Говорил он еще долго. Убеждал, что приют - это, конечно, хорошо, но «нужно смотреть на проблему шире». Что «если не предпринять других мер, не привлечь другие структуры», то популяция увеличится. Мурашкин пытался убедить присутствующих в том, что его организация должна непосредственно заниматься этим вопросом. Мол, есть у него и территория, и здание, и специалисты, которые умеют отлавливать собак, и пункт содержания собак в селе Лозовое.

 

- Я знаю, как зарабатываются деньги на собаках. Способов много. Но проблема шире и должно как можно больше участвовать в этом организаций, чтобы уменьшить численность животных, - заявил он. - С собаками должны работать именно специалисты.

 

- Вы хотите сказать, что мы не профессионалы? - возмутилась Воронина. - Не сможем помочь городу решить проблему? А чем же мы, по-вашему, занимались все эти годы? 37 стерилизованных сук не считаются? А вы-то сколько сами сделали?

 

- Приют точно не решит проблему, - продолжал настаивать Мурашкин.

 

Его позиция стала понятна всем присутствующим - всех собак нужно отловить, поместить в питомники, тех, кого не удастся пристроить, усыпить. А за все это должна отвечать его организация. Как и претендовать на городские деньги.

 

Его позицию по кардинальному методу сокращения численности бродячих собак поддержал и депутат Владимир Сидоренко. И напомнил, что существует еще и проблема собак, живущих на территориях предприятий, но за которые те не несут никакой ответственности.

 

Тут к трибуне встал известный общественник Александр Кайзер.

 

- Я три года занимался собаками для того, чтобы кормить людей, - начал он. - Через нас прошло где-то полсотни собак…

 

- Подождите, - прервал его Станислав Мелюков. Уточнил: - Вы занимались собаками, чтобы кормить людей?

 

- Да, мы…

 

Тут Кайзер понял, что оговорился и поспешил поправиться:

 

- Нет, не в этом смысле. Мы отлавливали, содержали собак, к нам претензий нет. Просто те деньги, которые шли на эту работу, мы использовали на кормление людей.

 

- А собак тогда чем кормили? - поинтересовались у него зоозащитники.

 

- У нас есть, чем их кормить. У нас отходы сельского производства, нас не раз проверяли, и у нас ни одна собака не умерла. Часть потом мы раздали. До сих пор у меня в деревне живет штук 20-30. Но половина собак, которые были отловлены, это нехорошие собаки. Собака - это хищник, а человека надо защищать.

 

Разгорающиеся дебаты остановил глава.

 

- Я ни в коем случае не хочу, чтобы приют пошел по следам печально-известного приюта «Дружок», - сделал он еще одно принципиальное замечание. - Он должен быть современным, с учетом гостиницы для животных.

 

На этом глава Белогорска оставил «круглый стол», дав его участникам срок до 16 марта определится с дорожной картой по решению проблемы. Разошлись все еще нескоро. Только через час защитники животных и сторонники радикальных мер сокращения количества бродячих собак создали рабочую группу под председательством замглавы по ЖКХ Александр Башун. В нее вошли только желающие активно заниматься этим вопросом - девять человек. К какому общему знаменателю они пришли, станет известно уже скоро. 5 марта, на момент выхода газеты активисты вновь собрались вместе, чтобы поработать над проблемой. Юридическое сопровождение, а также место для собрания активистов будет предоставлено администрацией города.

Елена Гладышева

НазадАрхив