Сегодня на Амуре № 10 (11 марта) 2020 г.


Чувства приговор не смягчили

 

Трагедия, которая разыгралась в ночь с 17 на 18 апреля 2019 года на крыльце спортклуба «Олимпия», перевернула жизни многих людей. И унесла жизнь молодого парня, через несколько месяцев планировавшего стать мужем, а позже, и отцом…

 

В тот апрельский вечер Сергей Иванов провел очередную тренировку по кикбоксингу для местных спортсменов, принял душ, вызвал такси и вышел ждать автомобиль на улицу. Нападение на него произошло, когда он закрывал спортивный комплекс. Молодой человек получил несколько ударов ножом в шею, голову и верхнюю часть спины. Несовершеннолетний на тот момент убийца нанес 25 ножевых ранений, два из которых оказались смертельными.

 

Свидетелями резни стали двое: таксист, который подъехал за Сергеем, и жительница дома напротив. Из окна своей квартиры она наблюдала, как нападавший раз за разом подходил к упавшему парню, пытавшемуся обороняться, и наносил удары. Крики: «Помогите, убивают!» разносились по всему двору. Даже с высоты пятого этажа женщина различила лужи крови, растекавшиеся под парнем, умирающим на крыльце. Таксист, на глазах которого произошла кровавая развязка, не успел вмешаться - к дверям спортклуба подъехала черная машина, из которой выскочил мужчина.

 

- Он бросился к парням, что-то сказал зачинщику разборок, - рассказал суду водитель такси. - Тот развернулся и спокойно пошел в темноту меж домов. Мужчина же наклонился над умирающим и держал его за шею до прибытия «скорой»…

 

Врачи прибыли на место спустя две минуты после вызова. Сергея доставили до приемного покоя хирургического отделения за пару минут. Но там у него остановилось сердце. Полчаса медики боролись за жизнь истекающего кровью парня. Но спасти его так и не удалось. В 15 минут первого ночи он умер от огромной кровопотери…

 

Несовершеннолетнего Дмитрия А. полицейские задержали практически сразу же. Пока одни врачи боролись за жизнь тренера, другая бригада оказывала медпомощь его убийце. Удары он наносил с такой силой, что практически отрезал себе четыре пальца правой руки. Из кармана его куртки полицейские изъяли кухонный нож со сколотым кончиком…

 

Нож для безопасности

 

Следствие длилось несколько месяцев. Уголовное дело поступило в суд 4 октября 2019 года, первое заседание состоялось 13 ноября. Затем последовал месячный перерыв, связанный с ухудшением здоровья подсудимого. За пять дней до Нового года он ответил на все вопросы своего адвоката и лишь на несколько - государственного обвинителя.

 

О причине преступления можно было бы сказать известным французским выражением сherchez la femme. Именно чувства и стали тем катализатором, спровоцировавшим последующие события. Впрочем, по мнению многих участников судебного процесса, не все так однозначно. Родные, близкие и друзья Сергея Иванова довольно резко высказываются в адрес той, из-за которой все произошло…

 

У осужденного парня была своя версия.

 

«Я учился в 11 классе, а моя девушка, с которой мы встречаемся третий год, в десятом, - рассказал он суду. - Мы все свободное время проводили вместе, она мне очень дорога и я всегда интересовался, где она и с кем находится. У нас были общие планы, мы собирались поступать в одно высшее учебное заведение, пожениться и всю жизнь провести вместе».

 

Беспокойством о своей девушке, занимающейся в том самом спортивном клубе, возле которого поздней ночью разыгралась драма, объяснял свои действия парень, отвечая на вопросы адвоката. По его словам, однажды она приняла участие в выездных соревнованиях. И якобы в те дни тренер Сергей Иванов проявил к ней, так сказать, повышенное внимание. Что ее сильно расстроило. А потом, когда она рассказала обо всем своему другу, расстроило и того. Что он пытался поговорить с тренером за два месяца до убийства, но тот отмел обвинения. «Но я не поверил, подумал, что он боится огласки, - говорил подсудимый Дмитрий. - Я решил с ним серьезно поговорить, узнать, что он к ней испытывает - что-то серьезное или просто хочет воспользоваться ею».

 

Для разговора подросток выбрал позднее время. «Я знал, что Иванов сильнее меня, - объяснял он суду, - и он мог выйти из спортклуба с ребятами, которые там занимаются. И для своей безопасности я взял нож и пошел на встречу с Ивановым…».

 

По словам обвиняемого, пока он стоял и ждал, его «не оставлял плачущий образ его девушки». Представлял, как все происходило, «накручивая» себя. А когда вышел Сергей, вокруг все было «как во сне». «Я не успел ничего сказать, все перемкнуло, я не знаю, как в руке оказался ножик… я наносил ему удары… через какой-то момент он упал…, - рассказывал он суду. - После этого я развернулся и пошел в сторону дома. По пути меня задержали сотрудники полиции».

 

Государственному обвинителю, которого на суде представлял прокурор Белогорска Игорь Марцоха, он подтвердил, что со стороны Иванова в отношении него никогда не было ни угроз, ни оскорблений, ни каких-либо насильственных действий. Отвечать на какие-либо еще вопросы гособвинителя во время судебного процесса Дмитрий отказался, сославшись на плохое самочувствие.

 

«Жертва» домогательств?

 

Свои показания на суде давала и причина трагедии - несовершеннолетняя черноволосая, кареглазая, невысокого роста Лидия. По ее словам, Сергей пытался с ней флиртовать, мог позволить даже приобнять. Но она, мол, не придавала этому значения. Пока однажды на выездных соревнованиях он не позволил себе лишнего. Со слов девушки, вечером после соревнований она пришла в комнату, где проживали Иванов с младшими спортсменами. Поговорила с ребятами и… заснула на его кровати. А проснулась оттого, что Сергей приставал к ней.

 

Обо всем произошедшем она никому не рассказывала, мол, было очень стыдно. Лишь позже призналась Дмитрию…

 

Но словам несовершеннолетней не все верили. Свидетели стороны обвинения задавались вполне резонными вопросами: зачем Лидия вообще пошла в комнату, где ночевал тренер с младшими спортсменами? Почему отказалась на время соревнований останавливаться у проживавших в Благовещенске родственников? И как объяснит то, что в ту ночь Сергей вообще спал в другой комнате?

 

И до сих пор многие уверены в том, что Лидия специально затеяла всю эту игру, чтобы заставить Дмитрия ревновать. Правда, по всей видимости, она не предполагала, что «игра» зайдет так далеко.

 

А что отец?

 

Уголовное дело было громким, а значит, обсуждаемым в городе. И многие задавались вопросом: а где же все это время был отец Дмитрия? Почему не остановил руку сына, ведь он же, по предположению горожан, находился на месте кровавых разборок.

 

- Я обратил внимание, что сын был в возбужденным состоянии в тот день, - рассказал следователям отец парня. - На все вопросы отвечал, что все нормально. Около девяти часов вечера сын ушел гулять с Лидией. А потом мне позвонила супруга и сказала, что Дима пошел разговаривать со спортсменами в спортклуб. Она переживала за сына и просила съездить, посмотреть, что он там делает. Я подъехал и увидел неподалеку от «Олимпии» сына. Он подошел ко мне и сказал, что хочет кое с кем переговорить. И что скоро вернется домой.

 

Мужчина решил понаблюдать за сыном, чтобы ничего не случилось. Отъехал на расстояние и встал так, чтобы была видна боковая сторона спортклуба. Он видел, как подъехало такси, как сын зашел за стену клуба. Что происходило на крыльце, ему не было понятно. Но когда увидел, что какой-то парень упал возле крыльца, понял, что что-то происходит и подъехал ближе к входу.

 

- Я выбежал из машины и увидел, что парень лежал весь в крови, - рассказал мужчина, - Сын стоял в стороне, весь в крови, его трясло. Я сказал ему идти домой, зажал рану на шее парня. Потом приехала скорая. Я сел в машину, вернулся домой, но сына там не было. А через несколько минут позвонила супруга и сказала, что сына задержали…

 

Верни сына, тогда прощу!

 

Мать убитого тренера Ольга Васильевна Иванова не раз плакала на суде. Женщина пыталась получить от убийцы своего сына, которому на тот момент уже исполнилось 18 лет, ответ на вопрос: за что он лишил Сергея жизни? Но тот молчал. Или заявлял, что ему «тяжело говорить».

 

- А я могу? - с горечью говорила мать убитого. - Ты совершил преступление, будь добр, ответь за свой поступок, раз ты мужчина. Я же переживаю каждый день, в каждом молодом человеке ищу сына… Каково мне видеть сына в гробу, ходить на его могилу? Мне что, на колени упасть, тебя пожалеть?

 

Не раз «доставалось» от женщины и первопричине трагедии.

 

- Мне ей, что теперь, поклониться за то, что одного убила, второго - посадила, а теперь сидит здесь белая и пушистая? Разве она стоила того? - с этими словами обращалась Ольга Васильевна к Дмитрию. - Самая дорогая женщина в жизни - это мама, а не какая-то там девушка...

 

Когда государственный обвинитель попросил суд назначить наказание убийце тренера в виде семи лет колонии, женщина запротестовала.

 

- Семь лет - это мало! Он отсидит и выйдет, а меня обрек на пожизненные страдания. Тебе ведь не так плохо, он тебе не снится, - с болью требовала ответа женщина.

 

- Мне плохо, Сергей мне снится, каждую ночь снится, - опустив голову, ответил ей Дмитрий. - Я прошу у вас прощения…

 

- И я прошу у вас прощения, - встала на колени его мать перед Ольгой Васильевной. - Что мне сделать, чтобы вы простили?

 

- Верните мне сына, - отвечала убитая горем женщина. - Тогда я его прощу!..

 

Бесстрастное убийство

 

Судебные прения состоялись 28 февраля. Сторона защиты настаивала, что убийство парень совершил в состоянии сильнейшего эмоционального душевного волнения. Аффекта. А значит, не вполне мог в тот момент контролировать свои действия. По словам адвоката, всему причиной - вторжение Сергея Иванова в личную жизнь пары. И сильная светлая любовь, которую питал к Лидии подзащитный. Адвокат даже привела слова русского поэта Михаила Лермонтова, «Я не могу любовь определить, но это страсть сильнейшая! - любить…». И что именно это чувство, желание защитить любимую толкнуло его на преступление.

 

Гособвинение в лице прокурора Белогорска Игоря Марцохи с доводами защиты не согласилось. «Преступление подсудимый совершил в состоянии эмоционального напряжения. А значит, все осознавал и понимал», - настаивал прокурор города.

 

Приговор был оглашен 4 марта. Белогорская Фемида не приняла во внимание доводы защиты о «великой светлой любви». Не поверила и показаниям Дмитрия о том, что он не хотел убивать: 25 ударов в спину заранее прихваченным с собой ножом говорили об обратном. Утверждения адвоката, что действия Иванова по отношению к Лидии, переживания Дмитрия перед встречей с обидчиком явились кульминационным моментом его психического перенапряжения, было признано лишь субъективным мнением. В момент совершения убийства парень не находился в состоянии физиологического аффекта - вывод суда.

 

Вердикт - 6 лет и 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Фемида учла содействие осужденного раскрытию преступления. А это уменьшает максимальный, 10-летний, срок по данный статье для несовершеннолетних преступников на треть.

 

Все время, пока судья Белогорского горсуда Елена Луценко зачитывала приговор, Дмитрий сидел спиной ко всем. И молчал. Больше не было ни слов раскаяния, ни просьб о прощении. Ни с его стороны, ни со стороны его близких. Молчала и Лидия, которую приходила в суд с матерью.

 

«Зачем она здесь?» - каждый раз задавались этим вопросом близкие и друзья убитого Сергея Иванова. Очевидно, так надо было. Возможно, для того чтобы суд поверил в их с Дмитрием любовь…

 

Боль, которая надолго

 

У Сергея Иванова остались родители, младшие брат и сестра. По словам его мамы Ольги Васильевны, она согласилась с вынесенным приговором. «Я боялась, что убийца моего сына вообще сможет уйти от наказания, - призналась женщина после завершения судебного процесса. - Данный срок я приняла. Успокоилась ли? Нет, материнское сердце вряд ли смирится с такой потерей…».

 

До сих пор не смирилась с потерей и Наташа Мальцева. Они с Сергеем тоже строили планы на будущее, планировали пожениться через несколько месяцев, завести детей. Его она видела последний раз буквально за несколько часов до трагедии.

 

- У меня промелькнула желание пойти с ним, но потом подумала: что я на его тренировке буду делать? Осталась дома. А когда узнала, что произошло, сначала отказывалась поверить. У нас с Сережей были очень доверительные отношения. Я ездила с ним на соревнования, помогала с детьми, а когда не могла - всегда были на связи. Да, я знала о существовании Лидии, видела ее, но никогда с ней не общалась. И никогда о ней не говорили. Да и зачем? Сережа всегда вел себя всегда корректно по отношению к окружающим, не обращал внимания на других девушек. Я не исключаю, что она сама его провоцировала...

 

Наташа призналась, что вместе с гибелью Сергея рухнули все ее планы и надежды. Она до сих пор поддерживает хорошие отношения с его родителями, братом и сестрой. Старается улыбаться.

 

Но, говоря о нем, до сих пор не может сдержать слез…

Имя несовершеннолетней изменено

НазадАрхив