Сегодня на Амуре № 13 (1 апреля) 2020 г.


Все под Кохом ходим-2

 

На волне ситуации с коронавирусом как-то незаметно прошел День борьбы с туберкулезом, который отмечается ежегодно 24 марта. Болезнью не менее страшной и опасной: туберкулез по-прежнему является ведущей причиной смертности от инфекционных болезней в мире. Палочка Коха, как и коронавирус, передается воздушно-капельным путем. И от заражения ею также никто не застрахован.

 

По данным ВОЗ, каждый день почти 30 тысяч человек заболевают туберкулезом, а четыре с половиной тысяч человек умирают от этой предотвратимой и излечимой болезни. Возможно излечение 92-95% заболевших туберкулезом. Однако из девяти миллионов человек, ежегодно заболевающих туберкулезом, 3 миллиона больных не проходят лечение.

 

Чтобы осознать серьезность ситуации, привяжем к общемировым данным статистику белогорского противотуберкулезного диспансера. По словам главного врача медучреждения Олега Файрузова, сегодня в городе проживает 180 больных туберкулезом, потенциально опасных для окружающих. Еще 70 - в Белогорском и Серышевском районах. Последние также лечатся у нас. Всего же данный диагноз подтвержден почти у около пятисот человек. И все они проходят лечение и наблюдение в здании, которое было построено более 63 лет назад…

 

Удручающе нищее

 

Старожилы помнят, что в годы открытия диспансера он находился на самом краю города. Однако за шесть десятилетий тут появился большой жилой массив из многоэтажек и частных домов. На территории же самого диспансера располагаются три здания: собственно сам стационар на 40 коек, поликлиника на 133 посещения и гараж. Два года назад мы писали о сложном положении, в котором находилось медучреждение. Катастрофическая нехватка всего самого нужного и нищенское состояние диспансера вызывало стыд и недоумение: здесь ведь лечат опасных для окружающих больных - почему все так? В стационаре не работала вентиляция, окна грозились рассыпаться со дня на день, косметический ремонт вызывал уныние не только у врачей, но и у пациентов. На все здание - лишь одна палата с современными окнами, мебелью и свежим ремонтом. В остальных палатах обстановка была удручающе-нищая и мало способствующая поднятию духа больных. Прикроватные тумбочки казалось, еще чуть-чуть и развалятся, как картонные домики. Сетки на кроватях провисали до самого пола. Не хватало постельного белья, лекарств…

 

Пугала и перспектива с шамбо. Оно периодически переполнялось, и грязные, опасные стоки регулярно грозили залить не только территорию диспансера, но и ближайших дворов.

 

Кстати, грозился развалиться на ходу и старый, помятый, с прогнившим дном, протекающей крышей «УАЗик», на котором три десятилетия ездили больные и врачи. На ходу машина была лишь благодаря усилиям водителя. И веры в русское «авось»…

 

«Дочке платье купили, осталась обувь…»

 

За последние два года в диспансере произошли изменения. В положительную сторону. Возможно, рассмотрение ситуации в медучреждении на одном из заседаний белогорского горсовета и последовавшие ряд публикаций в СМИ, заставили минздрав вспомнить о «нелюбимой дочке». Лечение от туберкулеза длительное, от года до двух лет, и дорогостоящее, а потому данная медицинская служба была у чиновников от медздрава как нелюбимая дочь у родителей. А возможно, и из-за общей ситуации, связанной с распространением туберкулеза в стране. Ведь еще в 2017 году, выступая на первой глобальной министерской конференции ВОЗ по теме ликвидации туберкулеза, президент России Владимир Путин сказал, что «только вместе можно побороть этот недуг». Глава государства тогда поставил задачу к 2035 году на 95% снизить смертность, а заболеваемость от туберкулеза - на 90%.

 

До полной ликвидации туберкулеза, конечно, еще далеко, но в прошлом году в диспансере, наконец-то, появился новый автомобиль для перевозки больных и врачей. А в здании медучреждения заменили окна - на новые, из металлопластика. «Даже светлее стало в помещениях, - говорит главврач медучреждения Олег Файрузов. - Отремонтирована была система вентиляции, улучшилось снабжение постельными принадлежностями, с лекарствами вообще теперь проблем нет».

 

В общем, платье дочке купили, шутит Олег Файрузов. В этом году обещают с «сапогами» решить проблему. Речь о шамбо - планируется врезать канализационную систему учреждения в центральную городскую. И, наконец, рассматривается вопрос об ограждении, которому столько же лет, сколько самому диспансеру. Та его часть, что идет параллельно с проезжей частью, давно находится в плачевном состоянии. Столбы сгнили, доски ветхие - вот-вот развалятся. Живущие по соседству жители города не упускают возможности поругаться по этому поводу, недоумевая, почему больным туберкулезом разрешают свободно разгуливать на свободе.

 

Но чего катастрофически не хватает сегодня диспансеру, так это современного рентгенаппарата. Старый сломался, и сегодня медики медучреждения вынуждены обследовать больных с помощью переносного аппарата. А он, говорят они, не дает нужного качества и глубины снимков легких больных.

 

Пора действовать!

 

- Лозунг, который объявила на 2020 год Всемирная организация: «Пора действовать!», - говорит главный врач тубдиспансера.

 

- Это неслучайно. Туберкулез представляет серьезную опасность, несмотря на прогресс в здравоохранении. И только вместе можно побороть этот недуг. В белогорском тубдиспансере мы ведь работаем не только с теми, кто выделяет палочку, но и с теми, кто не является таковым, но тоже требует лечения, - говорит Олег Файрузов. - 90 человек из ста благополучно заканчивают свое лечение через год.

 

Если же у человека имеется сопутствующая патология - сердечнососудистая, центральной нервной системы, сахарный диабет, возраст, наконец, то тогда года не хватает. К примеру, сахарный диабет неблагоприятно взаимодействует с туберкулезом. Поэтому приходится прикладывать больше усилий и времени, чтобы победить болезнь.

 

А есть те, кто не осознает серьезность заболевания, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики. У таких людей шансов на полное выздоровление минимальное… Всем своим больным я говорю: за десять лет моей работы в противотуберкулезном диспансере не было ни одного человека, который хотел бы вылечиться, и не вылечился. Поэтому все зависит от вас.

 

Кстати, многие до сих пор считают, что туберкулез - это болезнь зеков, бомжей и в целом людей, живущих в неблагоприятных условиях. Однако это устаревший стереотип. Конечно, неблагоустроенность - фактор, повышающий риск заболеть, но сегодня уже не стоит удивляться, если благополучный человек столкнулся с этой проблемой. К сожалению, с туберкулезом сталкиваются все слои населения. У нас лечатся люди разных профессий и социальных слоев, далеких от понятия «неблагоустроенный». Кстати, у работающих людей немало шансов выявить болезнь на ранних стадиях. Достижение советского времени - профосмотры или диспансеризация - позволяет решать серьезную проблему. Речь о работоспособности граждан, которая напрямую влияет на экономику страны. И данный опыт стали перенимать другие страны. И ничего лучше, чем профосмотры, в мире пока еще не придумали. Профилактика дает значительный положительный результат.

 

Но самое главное в лечение туберкулеза - чтобы пациент набрался терпения, мужества и был готов выполнять все наши указания. Только в этом случае мы сможем помочь. Сможем достичь очень хорошей ремиссии. Клинически туберкулез излечивается. Но всем, кто выписывается, мы говорим: мы можем снова встретиться. Просто принять лекарство - этого мало. Нужна мотивация и желание вести здоровый, качественный образ жизни. В том числе даже менее интенсивно работать, не «загонять» себя, не надрывать здоровье. Поэтому - берегите себя и будьте здоровы!

Елена Гладышева

НазадАрхив