Сегодня на Амуре № 31 (5 августа) 2020 г.


Туалет соседский или халява государственная

 

Прошлая рабочая неделя у специалистов отдела жилконтроля горадминистрации выдалась «богатой» на разбирательства и проверки жалоб горожан. Корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева - о том, как житейские мелочи оборачиваются соседскими «войнами» и почему некоторые горожане очень рассчитывают на халяву.

 

Нужна личная дорога…

 

Район переулков Томский и Вольный скученный. К месту можно пробраться с двух сторон - либо с улицы Набережная через гаражный массив, либо заехав с улицы Кирова и пропетляв между домами. Многоэтажки чередуются с коттеджами, утопающими в листве, тут же военная поликлиника, кафе (сегодня не работающее), детские площадки, зеленные насаждения… Чтобы сделать полноценные подъезды к некоторым домам, нужно изощриться и изрядно потратиться, говорят в управлении ЖКХ. Так уж сложилось, что когда район стал активно застраиваться не столько многоэтажками, сколько частными домами и гаражами, мало кто думал о проездах. Машин было немного, разъезжаться места хватало всем.

 

Со временем вопрос границ придомовых территорий встал остро. Где-то разгорелись споры по поводу автостоянок прямо под окнами, где-то - по поводу отсутствия тротуаров, третьим мешали сквозные проезды. Проблемы каждый дом решал по-разному: одни вкопали ограничивающие движение столбики, другие проложили тротуары и установили детские площадки, третьи насадили деревьев и разбили клумбы.

 

И всех вроде все устраивало. Кроме разве что одного из собственников частных коттеджей по пер. Томский. Двухэтажный дом с одной стороны граничит с таким же соседом, с другой - с территорией военной поликлиники. Подъезд к коттеджу петляет среди зарослей деревьев и кустарников, «ныряя» по неровной колее, выходящей и к коттеджу, и к дому по пер. Вольный, 7. В общем, проблема. И неудобство для отдельного жителя города.

 

В 2018 году хозяин коттеджа, рассказывает начальник отдела жилконтроля горадминистрации Наталия Трушина, обратился в администрацию с просьбой сделать проезд к воротам его дома за домом N9 по пер. Томский. Мол, и ему будет удобно, и посетителям военной поликлиники, что рядом расположена.

 

- Мы подняли документацию, выехали на место, - говорит специалист, - но увидели, что сделать там проезд невозможно. Часть территории, которую собственник коттеджа предлагал переделать под удобный для него проезд, проходит по земельному участку, принадлежащему на праве общей долевой собственности жителям многоэтажки. А значит, администрация не имеет никаких законных оснований распоряжаться данным земельным участком.

 

Кроме того, пару лет назад жильцы данного дома, устав бороться со стихийной автостоянкой под их окнами, общим решением перекрыли ранее существовавший проезд столбиками и проложили под окнами тротуар.

 

Казалось бы, вопрос был исчерпан. Однако спустя некоторое время специалистам жилконтроля пришлось разбираться с очередным предложением собственника коттеджа. На этот раз, рассказывает Наталия Трушина, он видел проезд уже с другой стороны - между домами NN7и 9 по переулку Вольный.

 

Очередной выезд специалистов на место и поднятие документов показало - и данный вариант невозможен к реализации. Территория относится к придомовой. Плюс ко всему вдоль дома располагаются канализационные колодцы. К тому же против этой идеи выступили сами жильцы. Им не понравилось, что под окнами их дома, выходящих на зеленый массив, могут проложить дорогу.

 

- Мы изучили также возможность обустройства проезда с другой, лицевой стороны дома, - говорит Наталия Трушина. - Но с одной стороны здесь располагаются детские площадки, с другой - мусорные контейнеры. А контейнерную площадку так просто не передвинешь - она установлена по нормам СанПиНа, рядом кафе, хоть и не действующее. Да и хозяин коттеджа вряд ли сам захочет, чтобы мусорные контейнеры стояли у него под «носом».

 

Аналогично ответили собственнику коттеджа и в управлении ЖКХ, куда он обратился.

 

- В «лохматые» 90-е в том районе была возможность у автовладельцев ездить так, как им хочется, - говорит специалист управления Виталий Горбунцов. - Но после того как земельные участки были разграничены между жилыми домами и остальными постройками, жители установили ограждающие блоки или столбики. И это их право. Главное, чтобы был заезд для машин экстренных служб.

 

Виталий Горбунцов согласен с выводами жилконтроля: сделать проезды там, где хочет собственник коттеджа - мимо многоквартирных домов по пер. Вольный и Томский, практически невозможно. «Однако возможность проезда имеется - с улицы Кирова, через пер. Томский, 21, пер. Вольный, 11 или гаражный массив», - добавил он.

 

В общем, придется пока одному жителю города подстраиваться под остальных жителей микрорайона и пользоваться теми же дорогами, что и они…

 

Сохранению не подлежит

 

Другой дом стоит в глубине улицы Международная, в микрорайоне «Сосновка». Одна его половина практически полностью спрятана в листве выросших вокруг карагачей. Во вторую ведет тропинка через калитку с предупреждающей надписью «Во дворе злая собака!». Собаки нет, впрочем, как и, собственно, самого забора. Он заканчивается в метре от калитки. Остатки хозяйственных построек, собачьей будки и сама квартира - словно картинка заброшенности и ненужности своим хозяевам. Что так и есть. Отсюда жильцы съехали год назад.

 

Хозяйка жилых квадратов встречает специалистов жилконтроля возле дома. В июле женщина обратилась горадминистрацию с просьбой предоставить ей новое жилье взамен старого. А еще отключить в квартире отопление, которым она не пользуется и за которое приходится платить.

 

Однокомнатная квартира выглядит печально. Косметический ремонт давно не делался, отделка стен местами отслоилась, покрыта трещинами, полы просели, трубы отопления и холодного водоснабжения обрезаны, электропроводка местами опасно перекручена узлами… В общем, жилье давно требует хозяйского внимания и капитального ремонта.

 

- Тут раньше моя дочка с внуком жили, - объясняет женщина, - но они переехали ко мне в прошлом году, побоялись дальше здесь находиться. Воды давно нет, с колонки носили - трубы нужно было менять. Мы ведь воду перекрыли, когда в соседней квартире все затопило. А наша печка вниз стала уходить, ее подмыло. И в подполье не спускаемся, боимся...

 

На вопрос, почему тянули, не обращались в администрацию с заявлением о признании жилья ветхим и аварийным, женщина пожимает плечами. Сетует, что мол, во время прежнего домоуправления, контора которого находилась в соседней квартире, кто-то ей сказал, что в будущем дадут новое жилье. Вот и решила ждать. Кстати, сами жилые квадраты она получила в наследство, став полноправной собственницей.

 

- К нам раньше какая-то комиссия приходила, сказали, у вас с виду хороший дом, - рассказывает она. - Да, дом хороший, нам бы только печку да полы новые сделать. И трубы поменять. На крышу не жалуемся, не бежит, вот только бы шифер новый положить… А кто это будет делать, финансово с пенсии я не потяну. Это столько денег нужно!

 

В общем, жить здесь невозможно, в который раз подчеркивает женщина. С этим теперь уж сложно спорить. Но еще сложнее понять, почему хозяйка жилых квадратов сама не позаботилась об их сохранности. Ведь, напоминает начальник отдела жилконтроля Наталия Трушина, бремя содержания и ремонта жилья лежит, согласно Гражданскому кодексу, на его собственнике. И за 12 лет с момента приватизации можно было хоть как-то вложиться в квартиру, а не наблюдать за ее постепенным разрушением.

 

Но - виноваты соседи, время, погода…

 

Кстати, самой женщине жить есть где - собственница старенькой квартирки владеет домом на другой улице. Там она и проживает сегодня вместе с дочкой и внуком. А позже выяснилось, что помимо этого у нее в собственности имеется половина благоустроенной квартиры в одной из многоэтажек в микрорайоне «Транспортный»…

 

В итоге, рассказала Наталия Трушина, в предоставлении еще одной квартиры женщине было отказано, а по вопросу отключения коммунальной услуги по отоплению предложено обратиться в теплоснабжающую организацию.

 

Я за тобой наблюдаю…

 

Другой случай - яркий пример «соседских войн». Частный сектор в микрорайоне «Амурсельмаш». В одной половине дома живет мужчина, в другой - женщина. Земельный участок разделен общим забором. Чем уж не угодил сосед соседке, доподлинно неизвестно. Однако пожаловалась она, что выливает он под забор из ведра, так сказать, отходы жизнедеятельности организма человека. И они стекают на ее половину. На место «преступления» горожанка даже полицию вызывала: мол, смотрите. Полицейские смотрели, смотрели, но ничего так и не увидели.

 

Мужчина в ответ на обвинения лишь руками разводит - для этого у него есть отдельное место. А возле общего забора выливает обычную использованную в быту воду. И рассказал, что она почему-то невзлюбила его. И следит за ним постоянно - даже лестницу к забору приставила, с которой наблюдает за его действиями.

 

Разбираться, что он выливает под общий забор, теперь приходится жилконтролю. Им удалось переговорить с жительницей другого соседнего дома, которая подтвердила, что да, бывает. То есть, выливает жидкое из ведра, но у себя во дворе, а что именно - не разобрать. Правда, говорит женщина и показывает через забор, туалет у соседа плохонький, разваленный, фактически без двери, вряд ли он им пользуется.

 

Закравшиеся сомнения развеивает сожительница мужчина, которая выходит в этот момент из дома. И проводит специалистов к месту «преступления». Те присматриваются, принюхиваются - ни запаха, ни «остатков». А женщина показывает, куда сливаются жидкие помои - совсем в другое место. Да плечами пожала - расспросами не удивили, привыкла к тому, что соседка к ним с предубеждением относится.

 

Пустите… в туалет

 

Еще один житейский случай спора между соседями, с которым сегодня разбираются специалистам отдела жилконтроля. Неблагоустроенный 4-квартирный дом по улице Набережной на трех хозяев. Шесть лет назад земельный участок соседи поделили самостоятельно, никак не закрепив решение законодательно, как следовало бы сделать. Более хозяйственная семья построила на «своей» территории туалет, которым поначалу пользовались остальные жильцы дома, а потом отгородила его забором, лишив соседей доступа к отхожему месту.

 

Вполне ожидаемо, это соседям не понравилось, возмутились, мол, где им теперь справлять нужду? И, «потерпев» шесть лет, обратились с этим вопросом в жилконтроль.

 

Но здесь только руками развели.

 

- Вместо того чтобы обсудить ситуацию, прийти к общему знаменателю, - говорит главный специалист отдела Наталья Индина, - самим решить туалетную проблему, решили жаловаться, мол, не пускают в свой туалет. Задаю вопрос: а почему, собственно, должны? Почему не построите свой? Сначала ответ - негде строить. Затем - не на что...

 

Специалист разъяснила жалобщикам, что им следует обратиться в суд. Если нет возможности договориться, следует определить порядок пользования земельным участком. А затем и решать вопрос с туалетом. Однако такой вариант обиженных соседей тоже не устроил, ведь при обращении в суд нужно платить госпошлину. А на нее денег тоже нет...

 

В общем, «туалет нужен, и желательно, чтобы был построен не за наши деньги».

Елена Гладышева

НазадАрхив