Сегодня на Амуре № 38 (23 сентября) 2020 г.


Вас застраховали, а вы и не знали

 

На прошлой неделе сотрудник редакции нашей газеты стал свидетелем следующей ситуации.

 

За что 45 рублей?

 

Очередь из нескольких человек на почтовом отделении по ул. Серышева, 8. Женщина оплачивает услуги ЖКХ. Сотрудник почты протягивает сдачу и чеки. Жительница города пересчитывает и с удивлением спрашивает: «А 45 рублей за что?». На что получает ответ: это страховка на случай, если ее затопят. «Кто затопит, я на пятом этаже живу!», - недоумевает та. «Так надо», - отвечает почтовый работник. И объясняет, что, мол, у них ввели обязательное страхование денежных переводов. Любопытно, но при этом никакого бланка договоров страхования тому, кто оплачивал услуги ЖКХ посредством услуг «Почты России», выдано не было.

 

Ни намека, ни кивка

 

«Пошерстив» интернет и изучив сайт «Почты России», выяснилось, что услуги страхования ведомство на самом деле оказывает. Еще 23 мая 2016 года на официальном сайте появилась информация о том, что «Почта России» совместно с «ВТБ Страхование» и «Страховым Домом ВСК» запустила услугу страхования имущества при оплате коммунальных и иных платежей в почтовых отделениях». Сообщается, что застрахование осуществляется «без осмотра имущества и предоставления документов при оплате коммунальных платежей». Достаточно обратиться к оператору почтового отделения с просьбой оформить услугу. Стоимость страховой программы является фиксированной и составляет 45 рублей за 1 календарный месяц. В качестве подтверждающих документов клиент получает страховой полис и чек.

 

То есть, во-первых, для оформления страховки клиент должен сам обратиться к оператору почтового отделения. Во-вторых, он должен получить не только чек на 45 рублей, но и полис.

 

Но оба эти пункта не были выполнены в нашем случае. Получается, сотрудник почтового отделения оформила страховку как бы втихую, навязав ее клиентке...

 

Добровольно-законспирированное

 

Дозвониться до руководства белогорского главпочтамта не получилось. Но зато нам ответили в службе поддержке «Почты России». Выслушав, там сразу сказали, что действия работника почтового отделения в данном случае неправомерны. Потому что страхование, разумеется, добровольное, а не обязательное.

 

В общем, нужно быть внимательными. И при выставлении дополнительных счетов уточнять, а собственно, это за что и на основании чего?

 

Кстати, любопытный факт, почерпнутый из интернета. 2 ноября 2019 года на официальном сайте ОНФ по поводу 45 рублей появилось следующее сообщение. Как оказалось, народный фронт уже сталкивался с жалобами жителей России на предмет навязывания страховых услуг при оплате ЖКУ и проведении денежных переводов сотрудниками почты. «При отправке денежных переводов внутри страны, а также при оплате коммунальных платежей операторы по умолчанию, без уведомления граждан, заключали договоры страхования сроком на один месяц, - сообщается на сайте. - При проверке чека клиенты обнаруживали, что помимо комиссии за осуществленный перевод оператором внесена плата за услугу страхования в пользу ООО «ВТБ Страхование» в размере 45 рублей. При просьбе отмены услуги и возврата денег граждане получали отказ, мотивированный наличием подписи клиента в чеке, что подтверждает согласие на получение услуги…».

 

Двусторонняя принудиловка

 

По официальной информации на сайте «Почты России», клиенту обязаны выдать в подтверждение страховой полис и чек. Однако, судя по рассказам тех, кто уже столкнулся с подобным навязыванием услуг, выдавали только квитанции об оплате. А ведь если люди не в курсе того, что застрахованы, то при наступлении такого случая и не смогут обратиться за возмещение убытков…

 

Редакция газеты попыталась выяснить, на каком основании сотрудники почты включают в чек дополнительную услугу без согласия клиентов. И узнала много интересного. От самих сотрудников почты, правда, в основном, от бывших. По их словам, таково указание руководства. Рассказали, что у почтовых работников существует «план продаж» на определенное количество страховок в месяц, подписку и так далее. И если ты его не выполняешь, то обязан выкупить все сам. Отсюда, поделились экс-почтальоны, и маленькие зарплаты, ведь порой до половины ее уходит именно на такие «планы».

 

Не виноватые… ли?

 

Не сомневаемся в том, что белогорский главпочтамт будет отрицать «тайное» навязывание услуг, также как и внутренние «планы». На том же сайте «Почты России» сообщается, что «все услуги по страхованию являются добровольными и оформляются по желанию клиента». И что ведомство «организует регулярный инструктаж сотрудников почтовых отделений о порядке оказания услуг. Должностные лица, оказывающие услуги ненадлежащим образом, привлекаются к ответственности».

 

Правда, здесь не говорится о том, что Федеральная антимонопольная служба уже выдавала предупреждение «Почте России» за навязывание страховых услуг. Но судя по всему, воз таких вот страховок и ныне там…

 

Полмиллиарда на «конспирации»

 

Кстати, в Народном фронте подсчитали: если предположить, что каждое отделение почты хотя бы раз в день включает одному из клиентов чек в 45 рублей, то с учетом количества отделений и числа рабочих дней годовой объем собранных таким образом страховых премий составит около полумиллиарда рублей…

 

Нет согласия - нет услуге

 

В прокуратуре Белогорска же напомнили, что согласно положениям статьи 16 ФЗ «О защите прав потребителей» запрещено связывать оказание одних услуг с обязательным приобретением других услуг, а в случае нарушения права потребителя на свободный выбор, причиненные ему убытки должны возмещаться в полном объеме.

 

- Поэтому навязываемые почтой дополнительные услуги в виде страхования недвижимости без согласия потребителя незаконны и уплаченные деньги подлежат возврату, - пояснил старший помощник прокурора Кирилл Попов.

Елена Гладышева

НазадАрхив