Сегодня на Амуре № 4 (29 января) 2020 г.


Больше не моно

 

Теперь и без намека на депрессию: Белогорск исключен из российского списка моногородов. В администрации признают, что добивались этого 2,5 года. Распоряжение стало одним из первых документов, подписанных председателем Правительства РФМихаилом Мишустиным 21 января 2020 года,  сразу после его назначения.

 

Моно-2009

 

То, что Белогорск - это не «как все», ясно обозначили еще в 2008-м. Только что избранный главой города Станислав Мелюков расставил приоритеты в организации местного самоуправления. Подход к процессу можно охарактеризовать так: нестандартность, предприимчивость и оперативность. Благодаря им, признают в администрации, муниципалитет в свое время и получил статус моногорода.

 

Термин, как известно, возник не на пустом месте. В 2009-м Президент России Владимир Путин посетил 20-тысячный город Пикалево. Там-то и вскрылась проблема городов с единственным градообразующим предприятием: людям месяцами не выплачивали зарплату, они устраивали забастовки. Глава государства был вынужден провести совещание со всеми участниками конфликта. Встал вопрос о том, каким образом таким помогать.

 

- В то время история с моногородами России только начиналась, - говорит замглавы по экономике Лариса Цыркунова. - Не до конца было понятно, какие меры поддержки будут для моногородов, каким будет ускоренное развитие. Но вместе с тем, были надежды на то, что федерация будет помогать. Белогорск включили в этот перечень монопрофильности в 2011-м потому, что посчитали СК «Мост-Восток» единственным крупным производственным предприятием, относящимся к категории «градообразующее». Хотя, если честно, это было не так…

 

Программа поддержки моногородов была принята в 2014 году. Ее цель - преодолеть зависимость от одного предприятия, создать условия для привлечения инвестиций, создать новые рабочие места. На тот момент насчитывалось более 300 городов с приставкой моно.

 

Лучше стерео

 

- Каких-то особых преференций статус моногорода не давал. Однако косвенно его наличие позволило мыслить нелинейно, - уверен глава Белогорска Станислав Мелюков. - И однажды, в 2014-м, после просмотра Послания Президента, понял: стерео всегда лучше моно (смеется). Пришло понимание того, что будущее не в монопрофильности, а в территории опережающего развития. Начали работу и в 2015 году мы получили статус ТОР и, кстати, стали первым моногородом России, который сделал это.

В администрации Белогорска признают, что ощущали когнитивный диссонанс: с одной стороны, мы были как бы моногород - депрессивная территория, а с другой стороны - территория опережающего развития.

 

В 2017 году глава города поставил задачу избавиться от монозависимости к 2020 году. Казалось, при нарастающих темпах развития ТОР «Белогорск», динамике доходной части бюджета, реализации многочисленных социально-экономических проектов уйти из списка «депрессивных» было более чем реально. Но на деле оказалось совсем не просто. Выяснилось, что юридические критерии приема в клуб «Моно» есть, а вот по исключению - нет.

 

- Мы писали письма, выходили на министров экономического развития, принимали участие в учебе Российский академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, поднимали этот вопрос там, - вспоминает глава города. - Наша настойчивость, возможно, в том числе сыграла свою роль. Из моногородов вышли, но продолжим работу благодаря приобретенному опыту при обучении в РАНХиГС. Именно там мы защитили проект для ТОР «Продовольственная долина». Теперь наша задача - все, что лучшее было наработано за время, пока мы были моногородом, начать реализовывать.

 

Надежда на ТОР

 

ТОР «Белогорск», действительно, активно развивается. Территория, где уже девять резидентов, одна из лучших территорий на Дальнем Востоке. Это признал полпред Президента в ДФО Юрий Трутнев. И успешность проекта, уверен глава города, определялась еще тогда, при статусе моно.

 

Так, к примеру, благодаряМинистру по развитию Дальнего Востока и Арктики Александру Козлову и генеральному директору Фонда развития моногородов Ирине Макиевой городу было выделено 880 млн рублей на строительство электроподстанции для резидента ТОР маслоэкстракционного завода «Амурский». Энергетические мощности нужны на перспективу.

 

- Сейчас, кстати, подавляющее число белогорцев точно не ощущают себя живущими в депрессивном городе, - добавил Станислав Мелюков. - Это подтверждают социологические исследования и общегородское настроение, в том числе в социальных сетях. Мы нарастили доходы, в 2019 году в очередной раз побили рекорд по доходам. Все деньги, которые привлекает администрация, идут на благоустройство Белогорска, на его социально-экономическое развитие. И самое главное, что этот некий оттенок депрессивности, который нес в себе статус моногорода, мы от него теперь избавились. Так что, Белогорск и Амурская область выполнили поручение президента, начав уменьшать список моногородов на Дальнем Востоке. Большую помощь в этом оказало правительство Амурской области и лично губернатор Василий Орлов.

 

Сейчас в Амурской области осталось четыре муниципальных образования, имеющих статус «моногород». В их числе Свободный, Тында, Райчихинск и пгт Прогресс. Глава Белогорска Станислав Мелюков не исключил, что следующим после Белогорска из списка моногородов по экономическим показателям уйдет Свободный.

Светлана Саенко

НазадАрхив