Сегодня на Амуре № 52 (30 декабря) 2020 г.


Каждый раз речь идет о жизни пациента…

 

Сегодня практически все медики, в том числе рентгенологи, брошены на передовую борьбы с коронавирусной инфекцией и пневмонией. Последняя всегда считалась болезнью излечимой. Однако в этом году врачи столкнулись с тяжелыми случаями ее проявления. Люди болеют тяжело и долго, процесс выздоровления затягивается на многие недели. Поэтому очень многое зависит от того, как будет сделан снимок легких. Корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева заглянула в рентгенкабинеты белогорских поликлиник. Сначала - в железнодорожную…

 

Пациенты с направлениями на исследования в кабинет рентгенолога Сергея Мысливцева идут в течение всего дня - с раннего утра и до вечера. Очередь возле кабинета - картина привычная в последние месяцы. Но возмущаются единицы: болеют многие, помощь нужна всем. Поэтому приема на обследование пациенты ждут терпеливо.

 

Скоро будет 38 лет, как Сергей Михайлович работает в железнодорожной поликлинике врачом-рентгенологом. Начиналось все в Благовещенском мединституте, рассказывает он, затем последовала интернатура в республиканской больнице города Кызыл Республики Тува. Однако оставаться вдали от дома не захотел - в селе Пригородное Белогорского района ждали родители. Приехал в Белогорск, пришел в железнодорожную поликлинику узнать, возьмут ли на работу. «Да с удовольствием», - сказали ему, - больнице срочно нужен был рентгенолог. С тех пор он и работает здесь, хотя и были предложения перейти в другие медучреждения.

 

На вопрос: «Почему именно рентгенология?», - рассказывает, что все благодаря декану мединститута, который заинтересовал этим направлением медицинской практики. «Важно, чтобы уже на первых порах тебя правильно учили, - подчеркивает Сергей Михайлович. - В общем, попробовал - и понравилось».

 

Но главное в его профессии то, что его работа нужна всем: хирургам, терапевтам, педиатрам, неврологам.

 

- Раньше врачи во многом полагались на рентгенобследование, - вспоминает он, - ведь об ультразвуковых исследованиях никто тогда даже не слышал, а эндоскопия только внедрялась, так что даже желудочно-кишечный тракт исследовали на рентгене. Облучение пациент получал немалое, но это была необходимость. От рентгенологов зависела постановка почти 80%, и в некоторых случаях все 100% (остеология и пульмонология) диагнозов. Так что, когда начиналась моя карьера рентгенолога, это была престижная медицинская специальность.

 

Но это возлагало на врача очень большую ответственность. Правильный диагноз - это залог успешного лечения больного. Сергей Михайлович это понимал. Но, говорит, ему повезло и с учителями, и с местами работы.

 

За прошедшие годы он наработал огромную практику, подрабатывая в разных амурских медучреждениях - обмен опытом всегда полезен, параллельно каждый пять лет повышая квалификацию, в Хабаровске, Новокузнецке, Новосибирске... И каждый раз после учебы он привозил с собой что-нибудь новое, интересное.

 

Огромное подспорье в работе - современное оборудование. В этом году в поликлинике был установлен новый рентгеновский аппарат отечественного производства. А опыт, усиленный хорошим оборудованием, - большой шаг в деле спасения здоровья и жизни пациента. Поэтому ему зачастую достаточно одного взгляда, чтобы понять, происходит с больным. И определить процент поражения легких, что в последние месяцы стало жизненно важным.

 

- До весны пациенты, в основном, обращались с пневмонией, туберкулезом, онкозаболеваниями. А этой осенью тот же туберкулез на второе-третье место отошел - все больше пациентов именно с пневмонией. Причем, двусторонней, говорит Сергей Михайлович.

 

На вопрос, что он, как врач-рентгенолог с многолетним стажем испытывает, когда видит, что речь идет не об обычной пневмонии, а о ковидной, признается, что всегда переживает за пациента.

 

- Как правило, пневмония проявляется только с одной стороны, крайне редко, когда в обоих легких, - говорит он. - А вот ковидная в 90% случаях имеется с двух сторон и при этом процент поражения легких - от 20 до 80%. В настоящее время, несмотря на хорошие наработки в лечении коронавируса, заболеваемость остается на высоком уровне. Но врачи уже наработали лечение, знают, как правильно лечить. И это отражается на повторных обследованиях пациентов, когда ситуация с каждым разом улучшается. Так что если вижу, что это банальная пневмония - направляю к терапевту. А если процент поражения легких большой, состояние тяжелое - срочно на компьютерную томографию.

 

И объясняет:

 

- Для выявления коронавирусной пневмонии на первый план выходит, конечно же, КТ-диагностика, несмотря на серьезную лучевую нагрузку, но что поделаешь, когда речь идет о жизни и смерти. КТ показывает самые ранние признаки пневмонии, а на рентгенограммах и цифровой флюроографии только когда процент составляет не менее 15%. Но пока в Белогорске КТ сделать невозможно - нет соответствующего оборудования. Поэтому основная нагрузка лежит на цифровых флюроографах, на которых мы видим патологию порой даже лучше, чем на рентгенограммах за счет цифровой обработки снимков на экране компьютера. Главное - мы должны разделить поток, то есть определить, если ли у пациента патология или нет и насколько она серьезна. А дальнейшее дообследование идет в зависимости от состояния больного. И что делать дальше - решает лечащий врач. Правда, существует проблема цифровой флюроографии. Дело в том, что сделать качественные снимки не всегда предоставляется возможным из-за нехватки специальной флюоропленки импортного производства. Она сильно подорожала в последнее время, приобретать ее в достаточном количестве стало накладно для медучреждения. Поэтому пользуемся тем, что есть, даже бумажными принтерами.

 

Но независимо от всего этого все же главное для врача-рентгенолога - грамотно прочитать снимок. Кстати, результат обследования Сергей Мысливцев выдает сразу, что ценят и пациенты, и лечащие врачи.

 

Самыми тяжелыми месяцами в этом году для врачей выдались ноябрь-декабрь, говорит врач-рентгенолог. Пандемия коснулись многих, вызвав панику и страх.

 

- Я доктор советской школы, даже не предполагал, что придется столкнуться с подобным, - признается он. - Работали в нелегких условиях, что сказать… Сегодня переживаешь практически за каждого - надо помочь человеку, а врачей осталось мало, многие увольняются, не выдерживают нагрузки, зарплата небольшая. Поэтому каждый раз, когда у больного дело идет на поправку, радуюсь вместе с ним. И когда идешь по городу, а тебя многие узнают и благодарят, понимаешь, что не зря стал врачом.

 

На вопрос, как к его работе относятся родные, Сергей Михайлович говорит: привыкли. «Но с учетом ситуации стараюсь и дома ограничивать контакты, соблюдать гигиенические правила. Чего и всем рекомендую! Берегите себя!».

НазадАрхив