Сегодня на Амуре № 17 (5 мая) 2021 г.


Тонуть нельзя переехать

 

Жители поселка остров «Старица» принимают по-житейски непростые решения. На прошлой неделе глава Белогорска Станислав Мелюков обсудил это с инициативной группой. Жилой массив, как известно, построен в пойме реки.

 

Кто бы что ни говорил, но климат действительно меняется. Топит Томь системно. За последние 10 лет шесть раз. Плюс еще два раза в городе вводился режим ЧС из-за аномальных дождей. В «счастливчиках» Старицы от силы 2-3 семьи, поднявшие наделы с домами на порядок выше соседских. Остальные «плавают». Каждый разлив - это последующая спецоперация по спасению и выплатам компенсаций. Сначала дамба. Ее еще в 2010 году возвели за муниципальные средства по решению главы города. По идее, оградительное сооружение из камней и мешков с песком способно выдержать напор воды до 4,1 метров. Однако, как показывает практика, капризы федеральной собственности (Томь относится именно к ней) выше творения рук человеческих. С природой не поспоришь. В 2020-м, к примеру, вода «перла» еще и снизу. Исход один - испорченное имущество, потерянный урожай, животина на стадионе “Локомотив”, дезинфекция, вакцинация, потраченные силы и средства, нервы сотен людей. Местность, тем временем, все равно превращается в болото

 

И за, и против

 

О возможном переселении, как острой необходимости, впервые власти заговорили именно в прошлом году. Губернатор Василий Орлов вместе с главой Белогорска Станиславом Мелюковым встретился с жителями поселка. Руководитель региона оценил меры, принимаемые в период паводка, а также выслушал вопросы жителей. Они касались как помощи при ущербе от разлива Томи, так и защиты населенного пункта гидротехническим сооружением.

 

- Необходимо проработать вопрос переселения граждан, проживающих в зоне подтопления, - озвучил губернатор свою мысль и дал несколько поручений.

 

Разговор, состоявшийся с собственниками наделов, уже в 2021-м, в принципе, стал следствием поставленных задач. Без тех, кто живет на Старице, окончательных решений никто не принимал. Понятно, что часть «островитян» за переезд, другая - против. Так, был создан актив из тех и других, проведено анкетирование. Последнее лишь укрепило в мысли: 100% согласия пока нет. Несогласным придется искать консенсус. Иного выхода нет. 2 млрд рублей на 2-километровую дамбу в региональном бюджете не найдется. А вот несколько сотен миллионов на приобретение жилья жителям поселка - да. Тем более, что опыт переселения людей в Мазановском, Селемджинском районах после наводнения 2018 года есть.

 

Без «половинчатых» решений

 

То, что общее согласие на массовое переселение в целом возможно, стало понятно лишь в самом конце встречи с главой. В самом ее начале Станислав Мелюков твердо дал понять: или все, или никто. «Половинчатых» действий не будет. Категоричность почувствовали все 30 присутствующих в зале заседаний.

 

- Собрались мы по поручению губернатора Василия Орлова, - обратился к собравшимся Станислав Мелюков. - Нам нужно прийти к общему решению: либо переселяются все, либо не переселяется никто, что в общем справедливо. Мы не знаем, что будет в этом году, не можем предугадать, что может случится с рекой через 2 или 3 года. Может случится так, что уровень реки в Томи превысит все рекорды и те участки, которые ранее не топило, уйдут под воду. Если вас будут переселять, то это будут не обязательно квартиры, варианты переселения будем рассматривать разные.

 

Выполнение мероприятий будет производиться за счет областных средств, подчеркнул глава. Возможно выделят федеральные деньги. Но все 79 домов. Для этого люди и власть должны достигнуть понимания. Краеугольное - условия, на которых белогорцы готовы переселиться.

 

Житейские истории

 

Но сначала - обмен мнениями. Глухую оборону, как и ожидалось, заняли те, кого не топит, и те, кто старожил. Один из них Петр Ляшенко.

 

- Я против того, - категорично озвучил он. - Я вот так живу уже около 30 лет, уехал с коммунальной квартиры, достроил дом 5 лет назад. Сегодня у меня там один сарай, второй сарай, живность держу. Сегодня мне квартиру дадут и машину негде ставить. Где ставить? Во дворе?

 

Поддержала зажиточного соседа по Старице и Татьяна Борисовна.

 

- Почему мы должны уезжать, если наш дом не затапливает? Огород не затапливает! Двор не затапливает! Почему мы должны оттуда уезжать? - эмоционально высказалась она.

 

- А мы почему должны из-за вас не переезжать? - тоже эмоционально высказалась женщина напротив. - Я одна воспитываю ребенка и уже устала из года в год бегать по чужим углам во время наводнения. Все имущество портится. Каждый год мы в этой каше плаваем. Мне некому помочь, кроме города.

 

- А вы свои участки поднимайте! Мы 140 тысяч в том году потратили на песок! И у нас все хорошо. И вы так делайте! - бойко парировала хозяйка «нетонущего» надела.

 

- Нет у меня денег, - вздохнула в ответ владелица несчастливого участка.

 

Мучиться не дело

 

В один из моментов аргументов-контраргументов дебаты, казалось, достигли апогея. Сложилось впечатление, у «противников» переезда что ни дом, то пентхауз. Договорились они до геополитических процессов, климатического оружия и «краника сброса воды» в Томь.

 

- Станислав Юрьевич, вот я скажу сейчас правду! Почему топят нас! - очень громко заявила одна из участниц встречи. - Включают климатическое оружие!

 

Версия многих впечатлила и ее внесли в протокол. В конечном итоге, несмотря на то, что не все готовы на данном этапе на переселение, глава принял решение начать работу по выработке предложений. Чтобы в конечном итоге те, кто категорически против, все-таки согласились на переезд.

 

- Ну, вообще я за переселение, - в завершении всех дебатов высказалась Анжела Маляревич. - У меня тоже хороший дом, у меня четыре гаража, но когда каждый год, как в прошлом, ты стараешься в августе все выкопать, потом оно все портится. По три раз картошку перебираешь. Остров хорошее место, но каждый год мучиться - это не дело.

 

- Надеюсь, что те, кто “за” изначально, путем бытовых, дружеских разговоров помогут нам сгладить разные непримиримые позиции, - отметил по итогу Станислав Мелюков. - Работа предстоит большая.

 

Озвучено четыре варианта переселения. Первый - выделение жилья в новостройке. Второй - земельный участок и построенный новый дом. Третий - выделение средств на покупку дома в частном секторе. Четвертый вариант - покупка вторичного жилья. Оценку недвижимости собственников муниципалитет закажет за собственные средства. Также глава Белогорска отметил, что после полного переселения Старицы все дома и постройки будут ликвидированы. Это тоже обязательное условие.

Светлана Саенко

НазадАрхив