Сегодня на Амуре № 17 (5 мая) 2021 г.


В интересах жизни и ребенка

 

5 мая во всем мире отмечается Международный день акушера. Долгое время было принято считать, что он посвящен женщинам-акушеркам. Однако в этой сфере работают немало мужчин. Накануне праздника корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева пообщалась с высококвалифицированным врачом акушером-гинекологом, заведующим акушерским отделением Белогорской больницы Сергеем Цвых о том, каково быть мужчиной в этой профессии и как изменилось отношение женщин к родам и своему здоровью за последние годы. 

 

- Сергей Иванович, почему Вы стали акушером-гинекологом? Мужчины в этой специальности редкость...

 

- Честно говоря, сейчас и не вспомню, так сложилось. После пятого курса мы, студенты Благовещенского мединститута, определялись, кто куда пойдет работать, выбрал это направление. Считал, что акушер-гинеколог ничем не отличается от терапевта, педиатра. Хотя да, это сложное, серьезное направление. И когда в 1987 году закончил институт, приехал в Белогорск, прошел год интернатуры, потом стал работать - в женской консультации, в отделении гинекологии. Но в основном, здесь, в акушерском отделении.

 

- Помните первые роды?

 

- Я в то время еще учился на 4 курсе мединститута, проходил практику по акушерству в центральной районной больнице ЕАО. Волновался, не без этого. В любом деле так.

 

- Прошлый год стал сложным для акушерского отделения, учитывая пандемию? Было страшно?

 

- В прошлом году у нас открыли резервное отделение для пациенток, у которых диагностировали ковид, нас полностью обеспечили всем необходимым, плюс непрекращающаяся санобработка. Мы 100-процентно были готовы к любым ситуациям. Но, да, страшно было. Никто не хотел заразиться, но ни один не дрогнул, не ушел.

 

- Ситуация с ковидом повлияла на количество родов?

 

- С годами женщины вообще стали меньше рожать. Чтобы картина была более ясной, поясню, что наше акушерское отделение принимает женщин из Белогорска, Белогорского, Серышевского, Октябрьского и Ромненского районов. Но был период, когда закрылось отделение в городе Свободном, которое обслуживало Свободненский, часть Мазановского, Магдагачинский, Селимджинский и Шимановский районы. И их пациенток мы взяли на себя. Нагрузка была просто колоссальной.

 

- Наверное, находились здесь круглосуточно?

 

- Да мы и так здесь ночуем, когда дежурства. Но тогда, действительно, пришлось проводить в отделении гораздо больше времени. Сейчас нагрузка снизилась до уровня прошлого года, чему мы, честно, рады.

 

- Мест хватило всем роженицам?

 

- Хватило, слава богу. Мы всегда готовы к подобным ситуациям, к тому же работало и резервное отделение - одно крыло здания роддома было полностью отведено под него.

 

- Это стало «боевым крещением» для сотрудников отделения?

 

- Ну, если сравнивать количество родов 30 лет назад и сейчас, то вряд ли. Раньше женщины рожали намного больше. Теперь молодежь не спешит с этим делом, другой менталитет. К тому же мы попали в демографическую яму 90-х годов. Все прекрасно знают, что тогда в стране был провал по рождаемости. Как было рожать, если люди элементарно выживали, зарплаты не платили по полгода, разорялись предприятия. На что было растить и содержать детей? Вот и получается, что так и не родилось поколение будущих мам, которое так сейчас нужно.

 

Ситуацию, конечно, пытаются изменить, сегодня женщины рожают и по третьему, и по четвертому ребенку. Но все равно этого мало. Трое детей в семье - это тот минимум, который нужен для воспроизводства населения страны. Но многие пары предпочитают заводить одного, реже двоих детей. Ситуацию несколько «выправляют» мигранты, выходцы из стран Ближнего Востока. Но не настолько хорошо, как хотелось бы…

 

- Когда рождается малыш, кому Вы больше радуетесь - мальчику или девочке?

 

- Без разницы, главное, чтобы здоровый был. Но, к сожалению, здоровых детей рождается все меньше. И тому способствует многое.

 

- Вы о здоровье самой женщины?

 

- В первую очередь.

 

- Как относитесь к курящим будущим мамам?

 

- Честно говоря, когда вижу подобное, меня аж подкидывает. Но мы ничего сделать не можем, никакие разговоры и слова не помогают.

 

- 30 лет назад, когда Вы пришли сюда работать, было иначе?

 

- Однозначно. Чтобы молодая мать курила или не дай бог, злоупотребляла спиртным - это был нонсенс. По крайней мере, женщины свои пагубные привычки не афишировали. Это раньше слово доктора имело вес и значение для пациентки. А сегодня: я беременная и мне все обязаны, в том числе медики. И не я, а врачи должны следить за моим здоровьем и здоровьем ребенка.

 

- За это время в акушерстве многое изменилось?

 

- Очень многое, и подходы, и практики. И дальше так будет происходить. Хотя сам процесс родов не меняется, меняется медицина. То же кесарево: раньше в 5-6% от общего числа родов прибегали к нему, сейчас - каждый четвертый случай.

 

- Но некоторые женщины считают, что это безопаснее…

 

- Не согласен. Любая операция - это риск. И для ребенка лучше родиться естественным путем. Как правило, мы прибегаем к кесареву сечению только по медицинским показаниям. Это главная в акушерстве операция, которую я сам провожу. Но всегда думаю, что лучше бы сама родила. Чего не скажешь о роженицах, те, как только схватки начинаются, сразу требуют: делайте кесарево!

 

- Вы сказали, что 30 лет назад в Белогорске рожали больше...

 

- И родов было больше, но и абортов не меньше. Сейчас и родов меньше, и абортов. Но отличие этого времени - у женщин все больше проблем со здоровьем, часто встречается бесплодие. Многие поэтому ЭКО и делают.

 

- А еще тогда считалось, что первого в 25 лет рожать - уже поздно...

 

- Не совсем. В акушерстве до 18 лет называется юная первородящая, после 28 лет - первородящая старшего возраста. Но вот если тогда 45 лет - уже все, предел, то сейчас детородный возраст до 47 лет. Но как врач я рекомендую родить первенца до 25-26 лет. Чтобы было как можно меньше акушерских рисков.

 

- Женщина приходят на роды чаще подготовленные или все же больше тех, кто боится и паникует?

 

- По-разному. Поэтому одну похвалишь, другую одернешь. Ведь на этом этапе многое зависит не столько от акушеров, сколько от самой женщины. Многое значит, как она готовится к родам, как физиологически, так и психологически - куда, что и как. Но бывает, что она заходит в родзал и начинает буквально истерить. Приходится брать ситуацию в свои руки, чтобы и сама родила, и ребенок здоровый был. Главная проблема женщины в родах - когда начинает работать механизм: «А что вы мне делаете? А что будет дальше? А почему так? Почему не так? Когда я рожу?». И это косвенные признаки того, что к родам она не готова.

 

- И что Вы говорите женщинам?

 

- Что всегда работаю в интересах ребенка. Вы, женщины, так устроены, что через два часа забудете про свои роды. Ну, на следующий день. И вас будет интересовать только одно - состояние вашего ребенка. Поэтому моя задача - сделать все, что надо, чтобы малыш родился здоровым. Но мне нужна ваша помощь. И они соглашаются. А другого варианта нет, потому что идти на поводу у женщины - это самый последний путь. Некоторым женщинам лучше не рожать, а оперироваться. Это тоже мой опыт.

 

Хотя лучше всего, когда женщина не требует внимания никакого, а приходит и спокойно рожает. Это и есть образец родов. Но такого все меньше и меньше.

 

- Вы задумывались над тем, сколько приняли родов за 30 с лишним лет?

 

- Не считал… Но есть те, кто родился при мне, потом пришли ко мне рожать.

 

- Не устали от своей работы, профессии?

 

- Как не устал, устал. Нагрузка большая и физическая, и моральная, в том числе и из-за отношения к нам, врачам. Тяжело стало работать. Плюс возраст сказывается. Но на пенсию, думаю, пока рано. Пока работается - работаю. И огромная благодарность моим коллегам, врачам акушерского отделения Игорю Валентиновичу Глущенко, Евгении Николаевне Зоновой, Юлии Александровне Макаровой, Ульяне Евгеньевне Липиной, работающим в родзале, врачам «патологии» - Татьяне Сергеевне Яковлевой и Наталье Васильевне Сут за их самоотверженный труд, любовь к своей работе, поддержку. За то, что они помогают нашим детям появиться на свет.

НазадАрхив