Сегодня на Амуре № 27 (14 июля) 2021 г.


«Мусорную реформу» ждут перемены

 

Про «мусорную реформу» сказано - пересказано много. То, что многое надо менять, понимают все, но, наверное, кроме региональных операторов. Они единственные, кому хорошо - законы написаны под них. Сегодня просто напомним, что и как было.

 

С 1 апреля 2019 года в Амурской области вступил в силу новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами. В кластере N2 (Белогорск, Белогорский, Ромненский, Серышевский, Октябрьский районы) региональным оператором определено ООО «ТрансЭкоСервис».

 

К началу реформы и в ее ходе Белогорске администрацией было выполнено:

 

- утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО. В него включено 704 места;

 

- достигнута договоренность с управляющими компаниями о том, что контейнеры (почти 400 шт.) возле МКД изыматься не будут, управляющие компании безвозмездно передали их регоператору;

 

- достигнута договоренность с регоператором о заключении договоров с бюджетными организациями «по факту»;

 

- достигнута договоренность с регоператором о том, что из личных контейнеров возле частных домов вывоз мусора будет осуществляться по заявкам жителей;

 

- установлено 320 контейнерных площадок в частном секторе.

 

В целом город был готов к «мусорной реформе». Спустя два года можно утверждать, что и регоператоры, и муниципалитеты далеки от провозглашенных целей реформы.

 

До реформы тариф для населения МКД составлял 2,86 рубля с кв. м площади жилья. За эти деньги управляющие компании:

 

- качественно вывозили мусор;

 

- приобретали контейнеры;

 

- ремонтировали контейнеры;

 

- проводили дезинфекцию контейнеров и площадок;

 

- приводили в порядок прилегающую территорию на расстоянии 5 м.

 

Город вкладывал средства в благоустройство площадок:

 

- асфальтировал подходы;

 

- ремонтировал ограждение площадок;

 

- устанавливал освещение.

 

Это взаимодействие решало главную задачу - в городе было чисто, нареканий к вывозу мусора у жителей не было, жалобы воспринимались, как нечто из ряда вон выходящее.

 

Сейчас же город близок к мусорному коллапсу.

 

С началом реформы при тарифе 5,39 руб./кв.м. (в 1,9 раза больше) для жителей МКД и 2,72 для жителей частного сектора регоператор:

 

- осуществляет только погрузку мусора в мусоровоз;

 

- частично убирает мусор с площадки, если он просыпался при погрузке.

 

При этом график вывоза ТКО полностью не соблюдается, вследствие чего контейнеры переполняются, мусор разносится ветром, складированные рядом пакеты с мусором разрываются собаками, тем самым, создавая антисанитарные условия.

 

С 1 января 2021 года «ТрансЭкоСервис» в одностороннем порядке, без уведомления города перестал вывозить мусор из контейнеров от частных домов. Жителям оператор объяснил, что не обязан вывозить мусор от частных домов, только от коллективных, хотя устные договоренности с администрацией были.

 

Зимой «ТрансЭкоСервис» создает дополнительный невроз жителям тем, что отказывается вывозить золу, мотивируя, что она горячая, хотя зола без всяких разночтений закона является ТКО. Что вызывает социальную напряженность среди жителей, которые ежемесячно оплачивают эту услугу.

 

Самая сложная проблема - «ТрансЭкоСервис» наотрез отказывается вывозить складируемые жителями возле контейнерных площадок ветки, листья, смет, хотя согласно закону, они относятся к ТКО.

 

Долгое препирательство и разбирательство между оператором и муниципалитетом привели к тому, что информацию о таких несанкционированных свалках «ТрансЭкосСрвис» регулярно направляет в прокуратуру, природнадзор, природоохранную прокуратуру, откуда на муниципалитет приходят требования и представления по ликвидации того, что по закону обязан вывозить регоператор. В случае несвоевременного вывоза к муниципалитету применяются санкции. В результате свалки, которые отказывается возить регоператор, ликвидируются за счет средств местного бюджета.

 

После многочисленных обращений глав муниципалитетов, Минприроды Амурской области наконец-то разобралось в этом вопросе и на этой неделе направило в города, районы и региональным операторам письма о том, что это обязанность последних.

 

И самое главное - у муниципалитетов фактически нет реальных рычагов влиять на все возрастающую жадность и наглость региональных операторов, при том, что своей деятельностью они наносят муниципалитетам колоссальный ущерб. И репутационный, и материальный.

 

16 июля на Совете глав при губернаторе по инициативе главы Белогорска, председателя Ассоциации «Совет муниципальных образований Амурской области» Станислава Мелюкова будет заслушан вопрос о ходе «мусорной реформы». С докладами выступят еще главы Свободного и Шимановска. Предложения, которые они подготовили, следующие:

 

1. Обязать регоператоров осуществлять вывоз с контейнерных площадок все ТКО, включая ветки, листья, коробки и т.д.;

 

2. Обязать регоператоров осуществлять отчистку прилегающей к площадкам территории на расстоянии 5 м;

 

3. Обязать регоператоров производить замену непригодных для эксплуатации контейнеров вне зависимости от валовой выручки;

 

4. Обязать регоператоров осуществлять содержание и ремонт контейнерных площадок, в том числе в случае повреждения им ограждения площадки при разгрузке контейнера в мусоровоз.

 

5. Обязать регионального оператора осуществлять вывоз крупногабаритных отходов не реже двух раз в неделю.

 

6. Включить частные контейнеры возле ИЖС в территориальную схему (не более 10% от общего количества контейнеров в частном секторе) и обязать регоператора вывозить мусор от них по заявкам жителей.

 

7. Обязать регоператора оборудовать все транспортные средства (мусоровозы) аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или GPS с подключением к региональной навигационно-информационной системе и обеспечением доступа к ней муниципалитетов для контроля исполнения графика вывоза мусора.

 

8. Обязать регоператора конкретизировать график (не ежедневно, как сейчас), указав время вывоза мусора с контейнерных площадок и согласовывать графики с муниципалитетами.

 

9. Определить, что тариф для полигонов на утилизацию ТКО является единым, как для регоператора, так и для всех, привозящих их на полигон.

 

10. Предоставить муниципалитетам право влиять на полноту выделения региональной субсидии, предоставляемой регоператорам вследствие неповышения тарифа на вывоз мусора для населения.

 

11. Министерству природных ресурсов Амурской области рассмотреть возможность выделения денежных средств муниципальным образованиям на ликвидацию несанкционированных свалок, появившихся вследствие недобросовестного отношения к своей работе региональных операторов. Средства можно использовать из субсидии, выделяемой региональным операторам.

 

О том, какие решения будут приняты на Совете глав, газета «Сегодня» расскажет обязательно.

Светлана Саенко

НазадАрхив