Сегодня на Амуре № 31 (11 августа) 2021 г.


Без маски не обслужат законно

 

Ситуация, за которой наблюдала недавно в одном из городских супермаркетов. Причем, нередкая для магазинов. Кассир категорически отказалась пробивать товар, выбранный покупателем. Молодой человек, негодуя, заявил, что сотрудник магазина нарушает его права. Для «веса» напомнил про статью из Закона «О защите прав потребителей», где говорится про обязанность передачи ему товара как потребителю. И что предложение купить маску, без которой его отказывались обслужить - это навязывание услуг.

 

Впрочем, кассир не дрогнула, лишь развела руками, ответив, что это распоряжение руководства, за нарушение которого она будет наказана. И протянула средство индивидуальной защиты. Парень, едва сдерживаясь, заплатил за маску, надел ее под внимательными взглядами кассира и подошедшего охранника, оплатил товар. А после, демонстративно сорвав маску с лица, кинул ее в корзинку для чеков.

 

- Отказ обслуживать покупателя без наличия средств индивидуальной защиты, законное и обоснованное, - пояснила заместитель прокурора Белогорска Ирина Волошина. - И это подтвердил Девятый Кассационный суд общей юрисдикции.

 

Подобный случай был рассмотрен судом высшей судебной инстанции, рассказала зампрокурора. Покупательница обратилась в суд с заявлением о взыскании с магазина, где ей отказали в продаже шоколадного батончика, компенсации морального вреда в размере 30 тысяч рублей, и куда она пришла без маски. Возмущенная дама пыталась оспорить отказ через суд.

 

- Подобное решение интересно тем, что таких случаев немало, - говорит Ирина Волошина. - Поэтому тем, кто сомневается в законности обязательного ношения масок в тех же магазинах, интересно будет узнать аргументы, которые привел суд. Да, существуют требования закона «О защите прав потребителей», и отказ в продаже товара можно принять как нарушение условий публичного договора розничной купли-продажи. Да, статья 426 Гражданского кодекса РФ запрещает оказывать предпочтение одному человеку перед другим «в отношении заключения публичного договора». В данном случае - продавать товар покупателям в маске и не продавать покупателям без маски. Однако в действиях магазина нет нарушений ни Гражданского кодекса РФ, ни Закона «О защите прав потребителей».

 

- А все потому, что, - пояснила далее зампрокурора, - коронавирус включен правительством РФ в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Поэтому во многих регионах страны введен режим повышенной готовности и изданы правила поведения при таком режиме. Эти региональные правила поведения при введении режима повышенной готовности требуют использовать маски, респираторы и прочие средства защиты при посещении мест приобретения товаров и вообще всех общественных мест. Более того, региональные правила поведения при введении режима требуют от работников торговли не допускать посетителей на свои объекты и не продавать им товары, если у них нет средств индивидуальной защиты.

 

Кстати, существует также специальный документ - письмо минпромторга (от 11 мая 2020 года за номером ЕВ-32091/15) с такими же рекомендациями. При попытке прохода в магазин посетителя без средств защиты представитель магазина должен предупредить покупателя, что маску он может взять или купить на входе в торговый павильон. А также объяснить покупателю, что ему необходимо соблюдать обязательные требования и об ответственности за нарушение такого режима. Ну, а в случае несогласия посетителей исполнять такие требования, «в том числе проникновение в магазин», продавец, «не вступая в конфликт с нарушителем, вправе вызвать полицию».

 

Поэтому когда сотрудники магазина предлагают вам купить маску, они исполняют требования федеральной и региональной властей, которые те ввели в период режима повышенной готовности, и никаких нарушений с их стороны нет. Но самое главное: действия магазина в ограничении доступа потребителя к товарам с целью их приобретения в объявленных условиях «не могут расцениваться как ущемляющие права потребителей». Потому как такие действия отвечают принципу разумного поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора. Добавлю, что в подобных случаях от покупателей ожидается добросовестное поведение, направленное на исполнение законных требований власти. Поэтому нравится гражданам или нет, но при посещении магазинов (и не только) маску одевать необходимо. Ограничения пока никто не снимал.

Елена Казанцева

НазадАрхив