Сегодня на Амуре № 32 (18 августа) 2021 г.


Платят налоги, но помощи нет

 

«Чудо, что спаслись сами», - так вкратце описывают пережитое дачники садовых обществ «Заречное» и «Томь». Они располагаются в Серышевском районе. Около трехсот человек в одну ночь потеряли там практически все, что копили и отстраивали на протяжении одного-двух поколений. У некоторых «фазенды», как одно время называли свои участки белогорцы, появились там еще в далеком 1953 году. Человек двадцать остались без машин - железные «кони» намертво застряли возле строений и заборов. Или того, что от них осталось…

 

Вода сносила все на пути

 

14 августа на развороте к дачам, что находится перед въездом в село Томское Серышевского района, было многолюдно. Дачники, у которых вода отобрала практически все, что было на участках, рассказали о своих бедах и пережитом журналисту газеты «Сегодня». И показали. Вода понемногу отступает, оставляя после себя разрушения и песчаные карьеры. Там, где были когда-то грядки и цветники - грязные намывы, песчаные холмы, откуда торчат грязными прутьями ягодные кусты. У кого-то часть забора уплыла к соседям вместе с хозяйским инструментом. Там, где придомовая территория была выложена плиткой теперь лишь ее условное напоминание. И повсеместно - погребенный под слоем ила, песка и грязи урожай. До других домов дойти невозможно - там еще стоит вода. Да и опасно - в любой момент можно провалиться. С головой.

 

Горечь, где-то слезы, отчаяние - на восстановление дачных участков уйдет немало времени и сил. Сколько потребуется денег, никто сказать и не берется.

 

- Ну как вы думаете, во сколько это обойдется? - говорит житель Белогорска Анатолий Пидцан. - Моя дача располагается в самом конце, ближе к реке, на Малой улице, она тупиковая. В первый раз попытался там пройти - едва с головой под воду не ушел. Дача стоит на блоке, поэтому воды было по окошки, внутри она холодильник подняла, уперся в потолок. Недавно баню построил, думал, ее снесет, но нет, выдержала. Но вот столб подмыло, упал на забор, на провода доски нацепляло, на них песок намыло… В 2013-м тоже затопило, но не с такими последствиями, вода ушла быстро. В этот раз вода шла - все сносила на пути. И до сих пор стоит там. Чтобы вывезти песок - машины три понадобится. Но там никакая машина и не пройдет, так что вручную придется все вытаскивать…

 

На другой вопрос: а не проще тогда все бросить? - на мгновение задумывается. «Понимаете, я водитель, а не строитель. Но дачу сам построил. А мой отец - дом из кирпича. Своими руками. Родители столько сил и души в нее вложили. Как и я. Рука не поднимется. Жалко».

 

И прямо говорит, что на помощь властей Серышевского района не рассчитывает. Только на себя. «В прошлый раз у нас заявления приняли, все зафиксировали, - вспоминает он, - а потом глава района нам сказал: «А пошли вы…». Мы и пошли все сами восстанавливать.

 

На сухом участке дороги, там, где начинается вода, несколько дачников обступили соседа, счастливого владельца резиновой лодки - собираются до своих участков плыть.

 

- У меня ползабора во дворе лежит, песка - бурханы, - делится пережитым еще один зареченец. - В 2019-м вода только до веранды дошла, а в этом - по самые окна.

 

Его соседка, закрутив штанины и готовясь идти к своему участку по воде, делится: «Сделала в этом году беседку, и ее унесло куда-то. Пойду вот, гляну, к кому прибило».

 

Неподалеку стоит машина - багажник открыт, в нем ведро зеленых помидор. «Все, что успели спасти, - говорит, переобуваясь, другая зареченка. - Даче 33 года, столько земли завезли, столько лет отсыпали… И все унесло».

 

«Спасайтесь и молитесь»

 

Это они сейчас улыбаются и могут относительно спокойно говорить о том, какой урон принесла им вода. Но не могут сдерживать эмоции, когда задаются вопросом: почему не предупредили?

 

- С 2010 года нас ни разу не предупреждали о возможном подтоплении, - говорит Андрей Бевза. - В этот раз дошли до того, что нас убеждают в том, что якобы объезжали улицы, расклеили объявления с предупреждениями об эвакуации. Но мы ни одного не видели. Зато до сих пор висит старое объявление об утере женской сумки, которое не смыло…

 

По словам дачников, они пытались дозвониться до серышевских служб - полиции, МЧС, прокуратуры. Но нигде им не ответили.

 

- Помощь пришла от белогорского МЧС, - говорит Андрей Бевза. - Первая лодка пришла днем за бабушкой, а затем за остальными. Огромное спасибо им, что откликнулись на просьбу о помощи. Шестого начали наших стариков вывозить. Честно, белой завистью завидую междуреченцам, о которых глава Белогорска подумал и где МЧС дежурило с самого начала. Они за животными плавали, спасали… а серышевские за бабушкой не могли приплыть!

- Нас никогда так не топило, - добавляет дачник-старожил Михаил Андриевский. - У меня участок с 1976 года, расположен повыше, в предыдущие годы только грунтовые поднимались. В этом году тоже думали, что обойдется. Накануне сосед предложил съездить сюда, но я отказался. А потом он звонит и говорит: не вздумайте ехать, мы сами едва спаслись. Они решили на даче заночевать, а утром рано проснулись от шума воды. Выскочили из дома, все побросали и стали уходить - только и слышали, как вода сзади шумела…

 

Люди по очереди показывают видео и фото своих участков, до которых они добраться не могут до сих пор. И с горечью рассказывают, что потеряли и как спасались.

 

- Я накануне, четвертого, собрала немного того, что поспело, и даже в мыслях не было, что придет такая волна, - поделилась еще одна пожилая дачница. - Передали, что  9-го будет резкий подъем воды, вот мы его тогда и ждали. А соседи остались на даче. Потом звонят и рассказывают: ночью еле выбрались, им в четыре часа позвонили и сказали: спасайтесь и молитесь… Как война началась...

 

Наши - не ваши

 

Свои первые заявления о признании их пострадавшими и об оказании помощи от наводнения люди принесли в Томский сельсовет 12 августа. Но там им по факту дали от ворот поворот.

 

- Нам сразу же ответили - мы заявления от вас принимать не будем, - рассказывает Андрей Бевза. - Мы объясняем, что мы не требуем выплат, мы хотим, чтобы вы разобрались, почему так произошло, и что у кого утонуло. Нам в ответ: денег вам никто не будет платить. А кого-то отправили в белогорскую администрацию, мол, вы же белогорцы… Один из наших дачников позвонил главе Томского сельсовета, а она ответила по телефону: вы не входите в нашу территорию, ваши дачи нигде. Он спросил: а как же вы мне выдали документ на землю? Но внятного ответа не получил.

 

Отрицательный ответ получила пятью днями раньше казначей дачного общества «Заречное» в комитете имущественных отношений администрации Серышевского района Ирина Воронкова.

 

- Мне сказали, что создали комиссию по ЧС, я обратилась туда, - рассказывает жунщина, - спросила, что будет с нашими дачами? Мне и ответили, что собственникам затопленных дачных участков не положены компенсации. Только если там есть зарегистрированные и прописанные люди. Мне так и сказали: можете подавать заявление хоть все, но всем будет дан красивый отказ...

 

«Халатно и преступно»

 

Такое отношение к тем, кто исправно платит налоги в бюджет района, тем, кто все вопросы и проблемы решает без участия районного руководства - проводит электричество, отсыпает дороги, охраняет участки - мягко говоря, возмутило. Люди написали обращения в следственный комитет СК России по Серышевскому району, потребовав организовать проверку халатности администраций Томского сельсовета и Серышевского района, выразившейся в отсутствии всех видов оповещения и каких-либо действий по эвакуации людей и имущества и в результате чего уничтожены посадки и имущество дачников. Тех, чьи участки находятся на серышевской земле. Но властям которой, судя по всему, было не до этих как минимум двухсот людей.

 

- Такое отношение - халатное и преступное, - в один голос заявили владельцы дач на встрече с журналистом…

 

Лучшая защита - нападение

 

Кстати, на встречу были приглашены и глава района Олег Кирдун и глава Томического сельсовета Анастасия Федорова. Реакция на это оказалась разной. Ответ Кирдуна был, мягко говоря, нервным. Выбрав тактику: нападение - лучшая защита, он кричал в трубку, что уже все делается, что меры принимаются, что подобная встреча - это несанкционированный митинг. А потом заявил, что «место для встречи выбрано опасное для жизни людей, и что в рамках соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора необходимо обеспечить меры безопасности от заражения ковидом». В общем, он готов был встретиться тогда и там, где ему было удобно - в понедельник, в 18 часов, в ДК села Бочкаревка.

Объяснение, что встречу назначают сами люди и там, где удобнее им, результата особого не возымело. Олег Кирдун продолжил настаивать на ее переносе. Мол, там на это время запланирована работа со специалистами подрядчика по восстановлению дорог. Но ни в это, ни позже никого, кроме дачников на повороте на дачи даже и рядом не было.

 

Что же касается главы сельсовета, то, как рассказали дачники, она приезжала на место встречи, но из машины выходить не стала - сразу же развернулась и уехала.

 

А люди все равно собрались. Чтобы их послушали и услышали. А мы - рассказали.

 

Кстати, предложение встретиться в другое время и в другом месте было передано дачникам. Их актив позвонил Олегу Кирдуну. Как стало известно, разговор состоялся в три часа в понедельник, 16 августа. И глава района был очень любезен и вместе со своими специалистами и представителем серышевского МЧС внимателен к просьбам владельцев дачных участков. Пообещал посильную помощь в ремонте дорог, установке на места снесенных водой столбов освещения и выделение материальной помощи многодетным и малообеспеченным. Правда, таковых ни в «Заречном», ни в «Томи» нет…

 

…А между тем в дачном поселке в одном из домов на втором этаже (первый затоплен) живет сторож Владимир Осауленко. Его дачу затопило, но он все равно отказался уходить, приняв решение и дальше охранять имущество людей даже в таких условиях. На днях дачники через МЧС передали ему посылку с едой и водой...

Елена Казанцева

 

P.S.

 

Когда верстался номер

 

Глава Белогорска написал в своем телеграм-канале, что в связи с рекордным наводнением 5-7 августа остро встал вопрос компенсации владельцам дачных участков.

 

«По течению Томи на территории трех муниципалитетов их находится более 600. Подавляющим большинством из них владеют белогорцы. При этом земельный налог каждый из них уплачивает в бюджет по месту нахождения участка.

 

В Белогорске с 2010 года владельцам дачных участков выплачиваются компенсации: деньгами или овощами, а в шестое наводнение 2020 года - деньгами и овощами.

 

Разумеется, владельцы утонувших участков других муниципалитетов обращались за помощью в администрацию Белогорска, но получали отказ - земля в другом муниципальном образовании. Власти Серышевского района и Белогорского округа помощь тоже не оказывали, мол, «вы не наши жители».

 

Сегодня отправил коллегам письмо, в котором попросил рассмотреть вопрос выплаты компенсаций. И по возможности освободить пострадавших от земельного налога, как это будем делать в Белогорске. В зависимости от ответов будем искать возможность помочь белогорцам».

НазадАрхив