Сегодня на Амуре № 37 (22 сентября) 2021 г.


Под Кохом все также ходим

 

«Чем больше успехи в борьбе с болезнью, тем меньше мы ее боимся. Чем меньше мы ее боимся, тем опаснее она становится. Кто сказал, не помню, но очень верно», - говорит главный врач белогорского тубдиспансера Олег Файрузов. На фоне коронавирусной пандемии все как-то подзабыли об опасности, которую несут другие не менее коварные болезни. Между тем койки в тубдиспансере не пустуют…

И забор не защитит

 

- Туберкулез - это болезнь людей с ослабленным иммунитетом, заболеть им может каждый, - напоминает Олег Владимирович. - И неважно, какой у вас социальный статус. Бизнесмен, чиновник, продавец или кочегар - каждый может заболеть, если иммунитет дал сбой в момент встречи с туберкулезом. Палочка Коха одинаково опасна для всех.

 

Основной путь передачи микобактерий туберкулеза воздушно-капельный. Чаще всего туберкулез развивается в легких. Но иногда он может развиться и в любом другом органе. Кстати, больной туберкулезом за год может заразить до 10-15 человек…

 

Именно заразность болезни и пугает людей. Особенно тех, кто живет в непосредственной близости от белогорского тубдиспансера. Когда лечебное учреждение открывали, то это было практически на краю города. Однако за последние шесть десятков лет здесь появился большой жилой массив из многоэтажек и частных домов. Границу между ними и диспансером теперь обозначает видавший виды деревянный забор и железные ворота. Именно к состоянию (равно как и наличию) последнего у живущих поблизости горожан масса претензий, ведь забор не ограничивает свободу передвижения пациентов лечебного учреждения. Его обитатели, возмущаются люди, спокойно перемещаются по микрорайону, распивают спиртное тут же, под забором, харкают, плюют и терроризируют местное население. Люди убеждены - если огородить территорию высоким забором, проблема будет решена.

 

Однако, как выясняется, не будет…

 

На забор, как удалось выяснить, деньги областной минздрав нашел. Однако не «срослось» - объявленный конкурс на проведение работ не состоялся, хотя желающие вроде были. Возможно, в следующем году конкурсные процедуры на строительство нового ограждения вокруг диспансера все же состоятся, говорит главврач тубдиспансера. Однако проблему свободного доступа на его территорию это не решит. А все потому, объясняет Олег Файрузов, тубдиспансеры по всей стране уже давно перестали быть учреждениями закрытого типа. Это раньше в советские времена зайти, равно как и выйти с территорий подобных медучреждений было сложно. Кроме того, многие попросту боялись - тогда за свое заболевание люди несли уголовную ответственность.

 

Гуляй - не хочу

 

- Сейчас больные по факту ничем не ограничены, могут уйти, когда захотят, купить спиртное в ближайшем магазине, - разводит руками Олег Файрузов. - Воздействовать на них физически мы не можем - не привяжешь же к койке. А слово не всегда имеет свою силу. Хотя пытаемся «достучаться». Но вот проследить за больными сложно. Многие из них - люди без постоянной работы, без семьи, любители выпить. И чаще их приходится выписывать за нарушение больничного режима.

 

А деваться таким больным, как правило, особо и некуда. Больница для них - единственное место, где можно отлежаться, наесться, напиться и снова на «свободу». Парадокс - в России есть уголовная ответственность за распространение СПИДа, а туберкулеза - нет, отменили.

 

Конечно, когда человек начинает представлять реальную угрозу для себя и окружающих, применяются меры принудительного характера. Правда, и тут свои особенности. Это раньше врач отправлял документы в прокуратуру и все - вопрос был закрыт, как и сам больной в палате. Сегодня, объясняет Олег Файрузов, чтобы заставить человека принудительно лечить туберкулез, надо этот вопрос согласовать с областным минздравом. Потом дело за правоохранительными органами.

 

- К сожалению, такие больные редко понимают всю опасность своей безалаберности, - говорит главврач медучреждения. - И лишь только когда оказываются перед прокурором, начинают слушать и слышать. Когда предупреждают о суде, по решению которого придется проходить лечение, осознают, что это не шутки…

От лета до зимы

 

Белогорский тубдиспансер - это поликлиника на 133 посещения, стационар на 40 коек и гараж. В стационаре лечение проходят не только белогорцы, но и жители двух районов - Белогорского и Серышевского. Последний был прикреплен в рамках оптимизации, что добавило работы, но не особо добавило денег на решение проблем медучреждения.

 

Да, за последние два года многое было сделано - минздрав вспомнил о «нелюбимой дочке» и некоторые проблемные вопросы были закрыты. К примеру, в 2019-м диспансер получил новый автомобиль для перевозки больных и врачей, в стационаре заменили окна, отремонтировали систему вентиляции, улучшилось снабжение постельными принадлежностями. Даже КТ-аппарат здесь установили. Правда, бэушный и нерабочий. Попросту, сломанный.

 

Что касается лечения, то с лекарствами, говорит Олег Файрузов, проблем нет. Хотя известно, что лечение от туберкулеза длительное и дорогостоящее. В среднем на одного больного тратится от 800 тысяч до одного миллиона рублей. Вот только не всегда речь идет о пациентах, которые приходят сюда с конкретной целью - вылечиться.

 

- Свободных коек в стационаре, когда наступают холода, практически не бывает. А все, - объясняет главврач, - из-за «круговорота». Летом койки пустуют, а чем холоднее на улице, тем больше больных туберкулезом к нам обращаются. Большая часть, как я уже говорил, это люди, злоупотребляющие алкоголем, ведущие асоциальный образ жизни. Пока тепло - их нет. А потом становится негде греться или негде ночевать, нужна еда и крыша над головой. Вот они и идут к нам - лечиться, а заодно и перезимовать. Но так как это люди пьющие, приходится выписывать их, чтобы другим неповадно было. Но на смену одним пьяницам приходят другие. Вот и получается «круговорот». И пока стационары не будут носить статус закрытых учреждений с принудительным лечением, вряд ли что-то изменится. Кстати, такая тенденция по многим тубдиспансерам. За исключением крупных, федеральных.

 

Беда общая

 

Туберкулез - болезнь опасная. Конечно, фтизиатры делают все возможное, чтобы не было эпидемии. Статистика последних лет говорит о том, что болезнь держится в рамках - нет не всплесков, ни спадов в количестве заболеваемости. Туберкулез научились сдерживать. «Но как только ухудшаются социальные факторы, ведь эта болезнь в первую очередь социальная, - говорит Олег Файрузов, - когда у людей ухудшаются условия жизни и быта, то тогда заболеваемость растет».

 

На вопрос, как уберечься от палочки Коха, главный врач белогорского тубдиспансера отвечает, разводя руками:

 

- На этот вопрос ответить трудно. Советы такие же, как и при любом социальном заболевании. В первую очередь надо знать, с кем вы общаетесь. Если вы бываете в тех местах, где вероятность заразиться туберкулезом достаточно высокая, или, например, кто-то из родственников или знакомых болен, то должна быть повышенная настороженность.

 

Многое зависит от того, ведете ли вы здоровый образ жизни: достаточно ли отдыхаете, полноценно ли питаетесь, чередуете ли умственную нагрузку с физической, способны ли бороться со стрессами. Все это имеет большое значение. Порой к нам приходят больные, которые богаты, успешны, но испытывают постоянную тревожность. Между тем хронический стресс является воротами для инфекции, страдает иммунитет.

 

Попадая в здоровый организм, микобактерии туберкулеза в большинстве случаев нейтрализуются защитными механизмами, поэтому болезнь не развивается. Но в состоянии постоянного стресса при недоедании или болезнях защитные функции организма ослабевают. Тогда коварная палочка Коха проникает в легкие, поражает кости, кожу, глаза. Поэтому советую всем без исключения - укрепляйте свой иммунитет.

 

Ну а что касается забора и ограждения пациентов тубдиспансера от здорового населения, то этот вопрос должен решаться на государственном уровне. Туберкулез - беда общая.

Елена Гладышева

НазадАрхив