Сегодня на Амуре № 4 (3 февраля) 2021 г.


Пандемия усложнила процессы

 

2020 год многих проверял на прочность. Пандемия внесла свои коррективы в работу практически всех структур и ведомств. В том числе и судов. О том, как белогорская Фемида противостояла сложностям прошедшего года и выносила вердикты, несмотря на все ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, в интервью газете «Сегодня» рассказал и.о. председателя Белогорского городского суда Андрей Барташевич.

 

Поясним, 26 октября 2020-го исполнилось шесть лет, как он возглавляет Белогорский горсуд в качестве его председателя. В настоящее время его кандидатура вновь проходит процедуру утверждения на должность.

 

- Андрей Васильевич, год 2020-й для многих оказался нелегким. Белогорским судьям, наверное, работалось также сложно?

 

- Все верно, в нашей работе и так не бывает легко, каждый год нагрузка увеличивается. Меньше дел рассматривать точно не стали. Более того, по этому показателю мы идем впереди многих судов Приамурья. По показателям стабильности (то есть, оставшихся в силе вынесенных судебных решений и приговоров) сохраняем высокий процент. Он выше среднеобластного.

 

- А в цифрах это как выглядит?

 

- В 2020 году рассмотрено 732 уголовных дела и 1447 гражданских. Из них обжаловано в апелляционной инстанции 93 уголовных дела. Отменены приговоры всего по двум, а изменены по 20. По гражданским делам ситуация следующая: было обжаловано 357 судебных решений, 267 апелляционной инстанцией оставлено без изменений, отменено 76 и изменено 14 решений. И эти цифры говорят о высоком качестве работы наших судей.

 

- Кстати, о коллективе. В 2020-м в суде прошли кадровые изменения…

 

- Да. Дмитрий Коханчик, работающий запредседателя суда, назначен председателем Сковородинского районного суда. Ожидаем, что его должность займет судья из Белогорского горсуда. В декабре 2020 года Указом президента РФ федеральный судья Наталья Комолова назначена судьей Амурского областного суда. В настоящее время работаем в сложной обстановке, поскольку нагрузка на судей, в связи в неукомплектованностью, сильно возросла. Хотя за прошедший период мы «вырастили» свои кадры. Так, три помощника судьи были назначены мировыми судьями. Прослеживается тенденция роста профессионализма секретарей судебного заседания - показавшие отличные навыки работы, они становятся помощниками судьи, а затем, сдав квалификационные экзамены, назначаются судьями в Белогорске. Это не может не радовать.

В общем, Белогорский городской суд, однозначно, сильная кузница кадров.

 

- Гордитесь ими?

 

- Горжусь. Профессионализм сотрудников городского суда у меня сомнений не вызывает. Ценим высокий уровень самообразования, уделяем большое внимание повышению квалификации. Каждую неделю по пятницам у нас проводятся занятия или совещания в обеих коллегиях - гражданской и уголовной - с участием мировых судей, обсуждаются ошибки, на которые указывает апелляция, изучаем нововведения в законодательстве. Высокая стабильность в работе и большая практика судей, в итоге, дает качественный результат. Приятно, когда с нами просят поделиться опытом многие районные суды области.

 

- Вернемся к итогам 2020-го. Сложно было?

 

- Как и всем. Условия для рассмотрения дел сильно изменились. В прошлом году мы активно использовали онлайн-трансляции, мессенджеры, к примеру, WhatsApp. Конечно, были определенные сложности. Впрочем, все новое изначально сложно и непонятно. Но человек всему учится. Учились и мы.

 

- Но разве возможно провести процесс по WhatsApp?

 

- В условиях пандемии, почему же нельзя, можно. Некоторые гражданские дела, с согласия истца и ответчика, рассматривались дистанционно через этот мессенджер. В остальных случаях процессы велись в обычном режиме, с соблюдением мер санитарной безопасности, при этом присутствовали только участники процесса, а слушатели и сторонние люди в зал суда не допускались.

 

Вообще ситуация с пандемией многому нас научила. С марта по апрель суды были закрыты, мы осторожничали, даже вахтовым методом работали. Это и сказалось на сроках рассмотрения дел - они затянулись. Но к концу года мы подтянули практически все «хвосты».

 

А вот кому действительно было очень сложно, так это мировым судьям. У них и так большой объем работы, а тут еще ограничения. Плюс еще одна объективная причина нарушения сроков рассмотрения дел - нехватка кадров. Сегодня сложно найти грамотных помощников и секретарей, воспитываем и учим их фактически с нуля. Были случаи, что работник суда поработает, наберется опыта и увольняется - кто-то в полицию, кто-то и в адвокатуру. Некоторые так и на второй день работы писали заявление об увольнении, ссылаясь на высокую нагрузку.  Еще одна веская причина увольнений - невысокая зарплата работников аппарата суда.

 

Текучка кадров - тема вообще болезненная для многих судов. Но если есть костяк, а он у нас есть, то коллектив держится. У нас есть сотрудники, которые работают по нескольку десятков лет, которые ценят свое место, свою работу. Все же работать в судебной системе престижно и есть шанс сделать карьеру.

 

- Как выходили из ситуации нехватки кадров у мировых судей?

 

- Отмечу, что сложная обстановка, нехватка специалистов, техники, недостаточное финансирование всегда сказываются на качестве работы. Поэтому помогали и помогаем коллегам, делимся всем, что есть: техникой, бумагой, средствами защиты и профилактики в период пандемии. Также отправляли на судебные участки помощников федеральных судей. Для более наглядного примера приведу несколько цифр. В 2020-м мировыми судьями Белогорска рассмотрено 280 уголовных, 18380 гражданских дел и 5726 дел об административных правонарушениях. Самая высокая нагрузка на мировых судей, соответственно, ложится на городские участки, районный участок немного меньше.

 

- Вернемся к вопросу затягивания рассмотрения дел. Людей очень раздражает судебная волокита. Ведь есть случаи, когда дело рассматривается по несколько лет. Как боретесь с этим?

 

- Есть такая поговорка: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь». Так и у нас можно аналогию провести. Стараемся качество поднять - упускаем сроки. Ускоряемся в сроках рассмотрения дел - теряем качество принимаемых решений. В общем, сложно держаться «золотой» середины. Но пока все получается.

 

К нам жалобы сторон на нарушение сроков рассмотрения дел поступают каждую неделю. В этом случае проводим проверку объективности длительного рассмотрения дела, индивидуально с каждым судьей разговариваю, при возможности ускоряем процесс. Еженедельно судьи предоставляют сведения по делам, проводим совещания. Словом, есть над чем работать...

 

В прошлом году, опять же, повторюсь, затягивание процессов произошло из-за ситуации с коронавирусом. То судьи заболевали, то участники процессов. А на их выздоровление уходило как минимум по две-три недели. И передать дело другому судье нельзя, и заменить представителя либо адвоката: стороны процесса настаивали на своем участии в рассмотрении дела. Поэтому приходилось откладывать судебные заседания.

 

Особенно сложно было с делами, где участвуют присяжные заседатели. Присяжных не просто так заменить, здесь законодателем предусмотрено проведение целой процедуры.

 

Но все судьи стараются, чтобы процесс не растягивался сильно по времени, чтобы не было волокиты. Хотя, повторюсь, из-за сложившейся ситуации такие дела все же были...

 

- В общем, 2020-й добавил Вам головной боли…

 

- И головной боли, и опыта, и даже седины. Сегодня судьи и аппарат находятся на своих рабочих местах и по завершению рабочего дня, и в выходные дни. Можно сказать, работа - это как второй дом, вторая семья.

 

Кроме этого, с недавнего времени поступающие в суд уголовные дела, а также исковые заявления распределяются с помощью специальной программы автоматического распределения дел. Которая не всегда правильно учитывает нагрузку на судей и, естественно, не берет во внимание человеческий фактор. В итоге объем распределенных на судью дел несоразмерен. А это сказывается на сроках. Проблему решаем, указываем программистам на несовершенство программы.

 

- Андрей Васильевич, в прошлом году белогорские судьи вынесли приговоры и решения по нескольким громким делам, привлекшим внимание СМИ, как городских, так и областных. Такое внимание отражается на работе служителей Фемиды?

 

- Как правило, если судья рассматривает резонансное дело впервые, конечно, испытывает некоторое волнение. Но с опытом эти дела уже становятся обыденностью. Хотя, отмечу, любое накладывает ответственность за принимаемое решение. В случаях так называемых громких дел приходится более щепетильно, что ли, подходить к его обстоятельствам. Конечно, реакция общества нам важна. Но мы вершим суд согласно букве закона. Другой момент - в любом случае одна из сторон процесса все равно останется недовольна принятым решением.

 

- А Вы, когда есть трудность в принятии решения, к чему обращаетесь в первую очередь - к букве закона или своим убеждениям?

 

- В первую очередь, конечно, к закону и жизненному опыту. Эти два понятия с годами становятся неразрывными.

 

- Поведение сторон в процессе отражается на решении судьи?

 

- Нет. Скорее, это психологический момент. В моей практике были моменты, когда подсудимых выводили из зала за хамское и грубое поведение, угрозы, когда они причиняли себе увечья. Бывало, стороны дрались в ходе гражданских процессов прямо в зале суда. Но всегда принятое решение выносилось на основании закона.

 

- Как должен в этот момент себя вести судья?

 

- Однозначно, проявить выдержку и хладнокровие.

 

- А Вы от себя лично что-нибудь говорите человеку, которому вынесли приговор?

 

- Напутственное слово. Советую подумать в дальнейшем над своей судьбой и причинами, которые привели его на скамью подсудимых. Кто-то прислушивается, а кто-то через некоторое время снова оказывается в суде.

 

- А угрозы в Ваш адрес звучали?

 

- Было и такое. Но это осужденный произносил, скорее, от досады. Но было, когда говорили: спасибо за человечность, что поняли, обещали больше не повторять содеянного. Однако такие моменты в нашей работе нечасто бывают.

 

- Андрей Васильевич, СМИ мало пишут о судьях, как о людях. В основном, о том, какое решение служитель Фемиды принял. А ведь многие - пример стойкости, честности и порядочности…

 

- И вы правы. Люди, работающие судьями в Белогорском городском суде, не только профессионалы своего дела. Это ответственные родители, верные друзья, надежные коллеги. Ни  один меня не разочаровал. Конечно, были сложные моменты в общении, были споры. Но все они люди понимающие и принимающие другое мнение. У нас работает 14 федеральных и четыре мировых судьи, и каждый работает на общий результат.

 

- Вы руководите Белогорским городским судом вот уже шесть лет. Не разочаровались в работе?

 

- О такой профессии я мечтал, когда получил на руки диплом юриста. Но, честно скажу, не предполагал о том грузе ответственности, который ложится на судью. Вам любой мой коллега скажет, что быть судьей - это призвание. Не каждому это дано. Судить людей - очень сложная работа. В полной мере освоить ее, а тем более научиться «правильно судить», вряд ли возможно. Для работы судьей необходимо обладать умом, внимательностью, терпеливостью, честностью, принципиальностью, коммуникабельностью, ну и, конечно же, человечностью. Мне всегда нравилось вникать в суть проблемы, разбираться, разматывать клубок ее обстоятельств. Каждый день новые ситуации, новые истории, новые знания. Так что - нет, не разочаровался. Уверен, каким бы делом не занимался человек в жизни, он в любом случае должен быть профессионалом и выполнять свою работу только на «отлично». Ну или хотя бы стремиться к этому.

Елена Гладышева

НазадАрхив