Сегодня на Амуре № 42 (27 октября) 2021 г.


Возраст и доверчивость берут в «оборот»

 

Практически ежедневно сотрудники полиции регистрируют заявления белогорцев, пострадавших от действий телефонных мошенников. Уже известны десятки противоправных схем, которые используют злоумышленники. Интернет-ресурсы и газеты подробно о них рассказывают, но потерпевших меньше не становится, а в списке «черных схем» появляются все новые и новые варианты. В белогорской полиции рассказали, кто доверяет преступникам чаще и какую относительно новую историю те придумали, чтобы усыпить бдительность граждан.

 

Как говорит заместитель начальника полиции по оперативной работе МО МВД России «Белогорский» Андрей Жерлицын, за девять месяцев этого года было возбуждено 264 уголовных дела по фактам мошенничества и хищения денежных средств с банковских счетов жителей города и района. На самом деле пострадавших гораздо больше, просто не все обращаются в полицию.

 

Речь идет о преступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуниционных технологий. И это уже не просто телефонные звонки мошенников, в ходе которых граждан разными способами убеждают перечислить деньги на указываемые счета. Теперь в ход идут серьезные технические «уловки» и действуют преступники целой группой, где роли четко распределены. Более того, при звонке на экране высвечивается местный или областной номер стационарного телефона, который реально принадлежит банку или полиции.

 

- Мошенники используют сервис подмены номера, - говорит Андрей Жерлицын и рассказывает об относительно новой схеме, по которой действуют жулики.

 

- К примеру, звонит вам якобы следователь, который может представиться реальным именем и фамилией действующего сотрудника полиции в округе или областного управления по борьбе с экономической преступностью. Он называет должность, не против даже, чтобы вы записали его данные. К вам обращается по имени-отчеству и знает вашу личную информацию - год рождения, адрес проживания. Далее «липовый» сотрудник рассказывает, что некий человек на руках имеет генеральную доверенность на ваше имя на получение кредита и уже обратился в банк. Теперь вам, чтобы не быть обманутым и не выплачивать кредит, который вы не брали, нужно оказать содействие правоохранителям. А как это сделать - расскажут сотрудники банка.

 

Далее звонит девушка, якобы из банка. Некоторые из потерпевших потом рассказывают, что проявили бдительность и проверили номер, с которого поступил звонок. Мол, убедились, что в одном из банков он совпадает с тем, что высветился на экране, после чего в подлинности всего услышанного почти не сомневались.

 

Между тем, «специалист из банка» подробно консультирует, что нужно делать. Она просит опередить мошенников и оформить кредит самостоятельно, а деньги перевести на безопасные счета, разделив суммы переводов по 15-20 тысяч рублей. В подтверждение своих слов отправляет на WhatsApp документы с печатью банка, где указаны номера сотовых телефонов, к которым привязаны те самые «безопасные счета». И все. Дальше действуют сами потерпевшие.

 

Некоторые из них потом признаются: мысль о том, что это может быть обман мелькала, особенно когда вводили в банкомате нужные номера и видели на чеке, что в графе «получатель» указаны неизвестные им фамилии людей. Но потом вдруг вспоминали, как солидно и убедительно разговаривал по телефону сотрудник полиции, как собственными глазами видели бумаги с печатями...

 

А после того, как «клиент» расставался с деньгами, поступал еще один звонок, и тот же солидный голос заверял, что все прошло успешно и как только сотрудники полиции проведут необходимую им операцию, денежные средства сразу вернут.

 

Интересно, что в числе потерпевших есть те, кто неоднократно попадался на такую уловку мошенников, оформил на себя не один, а несколько кредитов в разных банках, и конечно, не сразу обратился в полицию. Максимальная сумма, с которой рассталась одна из жительниц Белогорска, составила 4 млн 60 тысяч рублей. У других пострадавших ущерб поменьше, но для них - значительный.

 

Именно женщины чаще всего попадают в разряд потерпевших, говорят оперативники. Примерный портрет самых доверчивых следующий: возраст старше 40 лет, мало пользуются интернетом, в повседневной жизни для общения используют только WhatsApp и социальную сеть «Одноклассники», новости узнают из телевизионных каналов или от знакомых. При этом социальная принадлежность на доверчивость не влияет. В числе пострадавших и работающие женщины, и пенсионерки.

 

У сотрудников полиции при этом алгоритм действий отлажен. В белогорской полиции, как только поступает заявление потерпевшего, начинает работу специально созданная группа следователей и оперативных уполномоченных. Они проводят все необходимые следственные мероприятия, делают запросы в банки и сотовые компании, вносят номера телефонов в автоматизированную систему «Мошенник», которую используют правоохранительные органы всех регионов.

 

Вот только задержать телефонных мошенников белогорским полицейским пока не доводилось. Они говорят, что номера, с которых поступают звонки, как правило, зарегистрированы в центральных регионах страны.

 

Между тем, в министерстве цифрового развития РФ заявляют, что возможно, в следующем году количество мошеннических звонков сократиться вдвое. Как пишет «Коммерсант», для достижения этих целей в министерстве планируют автоматизировать сбор, анализ и передачу информации о злоумышленниках в уполномоченные органы. Видимо, речь идет о системах типа «Мошенник», которую уже итак используют в органах, и функции приложения от Сбербанка «Сообщите о мошеннике».

 

А пока известно только об одной преступной группе, которую задержали в этом году в Петербурге и Москве. В ее составе было 13 человек. Действовали они точно так, как описывают белогорские полицейские. В ходе обысков у подозреваемых изъяли крупные суммы наличных средств, а также компьютеры, в которых нашлись подробные сведения о финансовой деятельности преступной группы аж с 2018 года.

 

Сколько еще таких жуликов орудует по стране, можно только предполагать. И конечно, бдительности не терять. Сотрудники полиции советуют не совершать необдуманных действий, всю поступающую информацию проверять личным обращением в банк, и по возможности установить на свои телефоны приложение для определения номеров.

Анастасия Чернявская

НазадАрхив