Сегодня на Амуре № 8 (3 марта) 2021 г.


Списание с руки управляющего

 

«Банкротство - это не наказание, не позор и уж тем более не приговор, - убеждена арбитражный управляющий, член ассоциации «Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих» Людмила Безрукова. - Банкротства не стоит опасаться. Наоборот, зачастую именно эта процедура становится спасением для тех, кто не может выплатить долги».

 

В октябре прошлого года исполнилось ровно пять лет с тех пор, как в России стало возможным банкротство граждан.

 

- До этого право на банкротство имели лишь юрлица и индивидуальные предприниматели, - рассказывает Людмила Безрукова. - В 2015-м вступили в силу поправки к закону о несостоятельности: гражданам разрешили банкротиться самим с любой суммой долга, кредиторы же могут инициировать процедуру только по долгам от 500 тысяч рублей при просрочке от трех месяцев. И, по моему убеждению, при всех недостатках институт банкротства граждан в России состоялся. Три года назад тяга к новому привела меня на курсы арбитражных управляющих. Выбор был очевиден, ведь банкротство - это постоянно что-то новое: предприятия, места, люди. И постоянное совершенствование знаний и умений. До этого у меня имелся определенный управленческий опыт в совокупности с ведением финансовой деятельности - без подобной практики, думаю, сложно стать арбитражным управляющим.

 

Профессия, по ее мнению, является одной из самых интересных. Хотя бы потому, что все дела индивидуальные и зачастую сложные настолько, что приходится консультироваться с куратором.

 

- В основном, люди заходят в банкротство именно с долгами по кредитам, - рассказывает Людмила Безрукова. - Люди оформляют их, но не всегда могут рассчитаться с кредитными организациями в силу разных жизненных ситуаций - ухудшения здоровья, потери работы, как следствие - снижения уровня доходов. К примеру, пожилой мужчина в 2013 году взял кредит, платил стабильно, но потом заболел сам, затем супруга, деньги пошли на лечение. Итог - сложилась задолженность по кредиту. Их просудили, и вот уже на протяжении пяти лет большая часть их доходов уходит в счет долга. Но это бесконечная история, ведь погашаются проценты, пени и штрафы, а основной долг как был, так и остался. Банкротство стало выходом из тупика.

 

Еще один случай. Как показывает жизнь, люди рады получить наследство. Но для тех, кто вступает в него, не лишним будет напомнить о том, что наследственная масса - это также и долговые обязательства. Поэтому  следует всегда помнить об этом. Не лишним будет взвесить активы и пассивы. Приведу пример. Супруги-пенсионеры имели в долевой собственности квартиру и дом с земельным участком. Совместно не проживали, хозяйство не вели, но не разводились - зачем под старость лет? Но вот супруг умер, а супруга вступила в права наследства. А через год ей «прилетел» банковский долг в сумме 700 тысяч рублей, который супруг взял незадолго до смерти. Зачем брал, для кого, куда дел деньги? Она - пенсионерка с доходом в 11560 рублей. Половину списывают по суду приставы. Как жить на 5,5 тысяч в месяц? Выход - банкротство с продажей доли полученного в наследство дома. Долги спишут, а женщина будет жить спокойно и без каких-либо кредитных обязательств. При этом у нее останется квартира, как единственное жилье, на которое меры взыскания не распространяются.

 

Еще один жизненный пример. У женщины накопилось долгов свыше 3 млн рублей. В собственности - ипотечная квартира стоимостью 1 млн 100 тысяч рублей. Однако процедура банкротства позволила после продажи квартиры не только погасить задолженность по «коммуналке», налоговые долги, распределить оставшееся между кредиторами, но и списать основную часть долга.

 

По словам Людмилы Безруковой, государство предоставило людям законную возможность решить проблему с долгами. И ее нужно использовать, если ситуация тяжелая. Хотя не все верят в это.

 

- Зачастую первый вопрос, который задает должник, звучит так: «У меня есть долги, но я сомневаюсь, подойдет ли мне процедура банкротства?», - говорит она. - Сразу определимся: по закону данная процедура подходит для всех граждан России, не имеющих возможности исполнять долговые обязательства перед всеми кредиторами. На самом деле, банкротство - это не страшно, это, напротив, зачастую единственный шанс выбраться из долговой ямы.

 

- Людмила Ивановна, какими, по-Вашему, качествами должен обладать Арбитражный управляющий?

 

- Помимо высшего образования, опыта в руководящей должности и знаний - стрессоустойчивостью и профессионализмом. Так как арбитражному управляющему принадлежит ключевая роль в деле о банкротстве, он должен также обладать чувством такта, сочувствия и, конечно же, ответственностью и перед должником, и кредитором. К сожалению, банкротство - в любом случае, некий негатив. Оно изначально предполагает страшную неудовлетворенность какой-либо из сторон: либо у собственников забрали имущество, либо кредиторы остались без денег... Поэтому программа максимум - соблюдать между ними баланс, быть беспристрастным. То есть, ни не любить, ни ненавидеть ту или другую сторону. Но при этом разрешить ситуацию, поставить в деле точку.

 

Поэтому очень важно выбрать хорошего арбитражного управляющего, так как он оценивает перспективу банкротства, рассчитывает примерные сроки, указывает на возможные риски (оспаривание сделок, реализация имущества гражданина и прочее). Кроме этого, нужно помнить, что арбитражный управляющий - это обязательно член саморегулируемои организации арбитражных управляющих (СРО АУ). И его имя должно быть внесено в государственный реестр арбитражных управляющих. Кстати, мой номер в реестре - АУ-18494.

 

- Почему это так важно?

 

- Чтобы не попасться на удочку мошенникам и аферистам, как, к примеру, жительница Белогорского района. Многодетная мать заключила договор с юридической фирмой, платила по 15 тысяч рублей каждый месяц за их услуги. А затем они пропали. Как потом выяснилось, никакого договора на самом деле не было - аферисты подсунули женщине лишь проект договора, в котором даже не было ее фамилии.  По сути, филькину грамоту…

 

- У тех, кто сомневается, заявлять ли о себе как о банкроте, как правило, много вопросов. О чем Вас еще часто спрашивают?

 

- К примеру, какие долговые обязательства подлежат списанию при банкротстве? Поясняю, согласно законодательству, списанию подлежат кредитные, ипотечные займы, долг по кредитным картам; требования кредиторов по распискам; задолженность по договорам подряда, поставке. Но хотелось бы отметить, что также существуют долги, не подлежащие списанию, это, например алименты, компенсация морального вреда, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещение ущерба, причиненного имуществу, в рамках уголовного дела.

 

- Людмила Ивановна, многие уверены, что если ты банкрот - то выезд за границу тебе закрыт. Так ли это?

 

- Действительно, бытует мнение, что при наличии долговых обязательств - непогашенных кредитов, невыплаченных штрафов или алиментов, нарушителю закрыта дорога на выезд из страны. Да, в рамках банкротства суд может ввести ограничение на выезд за границу. Однако запрет такого рода не является обязательной мерой, каждое дело о банкротстве рассматривается индивидуально. На время проведения процедуры Арбитражный суд Амурской области закрывает выезд за границу, но после окончания дела о банкротстве запрет снимается.

 

- Если гражданин получил статус банкрота, то как это отразится на его кредитной истории?

 

- В первую очередь, нужно понимать, что банкротство не пройдет бесследно. В истории делается пометка об этом - эта информация в будущем никуда не исчезнет из нее. Если вы решите взять новый кредит, вам придется самим сообщать кредитной организации о своем статусе.

 

Во-вторых, даже если вы решите утаить и не сообщать о банкротстве, банк устроит проверку, в ходе которой факт банкротства всплывет. Но на самом деле, говоря объективно, кредитная история должника испорчена еще и до получения статуса банкрота, поскольку просрочки по платежам тоже отмечаются в ней.

 

- А что происходит с зарплатой гражданина во время процедуры банкротства? Не остается ли человек вообще без средств к существованию?

 

- На следующий день после признания гражданина банкротом и введения реализации имущества он обязан передать управляющему все свои банковские карты, в том числе ту, на которую начисляется зарплата, если должник работает. Теперь он не может распоряжаться своими деньгами на счетах. Но замечу, что не все деньги должника составляют конкурсную массу. По общему правилу зарплата тоже в нее включается. Но часть денег можно из конкурсной массы исключить - это значит, что деньги не попадут в конкурсную массу, а останутся у должника.

 

- Людмила Ивановна, впереди мартовские праздники. Что бы Вы пожелали жителям города и района?

 

- Во-первых, здоровья. Во-вторых, уверенности и стабильности. Но если долги стали «сильнее» и вы понимаете, что заплатить их нет возможности, то записывайтесь ко мне на бесплатную консультацию по номеру 8-914-613-25-15 или в «Инстаграм» Ludmila.bezrukova. Мы проведем анализ ситуации, выясним спорные моменты, а уже потом решим, стоит ли начинать процедуру банкротства или этот способ списания долгов вам не подходит. Но я убеждена: в сложной финансовой ситуации необходимо быстро принимать решения. И стоит помнить, что в жизни не так уж много побежденных. Гораздо больше тех, кто не пытался бороться…

Елена Гладышева

на правах рекламы

НазадАрхив