Сегодня на Амуре № 9 (10 марта) 2021 г.


Один оправдан, двое - нет

 

5 марта присяжные заседатели вынесли вердикт по делу о смерти пожилого жителя Белогорского района. Трагедия произошла осенью 2019 года. В ходе застолья, как это, к сожалению, нередко бывает, между собутыльниками возник конфликт. Итог - смерть человека. О том, как проходил процесс и с чем не соглашались адвокаты подсудимых - корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.

 

Избивая, не хотели убивать

 

Преступление, вердикт по которому был вынесен присяжными в прошедшую пятницу, было совершено в селе Поляное 7 ноября 2019 года. На скамье подсудимых - трое молодых людей 20, 31 и 32 лет, которых обвиняли в причинении тяжкого вреда здоровью, в результате которого пострадавший умер.

 

Все они жили в одном селе, рядом с «дядей Витей», как называл на процессе погибшего один из подсудимых. Первый - невысокого роста, щуплый парень совсем не производил впечатления отъявленного преступника. Невысокого роста, но более крепким по телосложению был второй, 32-летний полянец. Третий подсудимый, 31-летний житель села, был значительно крупнее, выше. На процессе всегда сидел посередине, но практически никогда не разговаривал с теми, с кем пришлось делить скамью за решеткой…

 

Как следует из материалов дела, к 61-летнему сельскому пастуху молодые люди и ранее периодически приходили выпивать. Вот и 7 ноября они пришли к нему, чтобы скоротать вечер. Хозяин приготовил закуску - поставил на стол сковороду с пельменями. Но в ходе застолья задел рукой посудину и опрокинул ее. Гостям это не понравилось. И они избили его. Один бил за опрокинутую еду, другой - как говорится, за компанию, третий - за телефон, пропажу которого обнаружил позже. Били руками, ногами, кочергой...

 

Тело пастуха обнаружили утром, возле входных дверей. Один из парней, пришедший проведать пенсионера, увидел его лежащим на полу. Подумал, что хозяин дома еще пьян, сходил за другим собутыльником. Уже перекладывая тело на кровать, поняли, что тот мертвый. Вызванная на место происшествия фельдшер подтвердила смерть пенсионера. Парней задержали. Кстати, у следствия оказался свидетель - четвертый молодой парень, который приходил к пенсионеру, но не в распитии спиртного, не в конфликте участия не принимал.

 

По показаниям брата, погибший был спокойным, адекватным человеком, жил один, никому не причинял беспокойства, но любил выпить. Почему его так жестоко избили и кто нанес роковой удар - в этом и предстояло разобраться присяжным. Каждый подсудимый настаивал на своей невиновности. Так, самый младший из парней, обращаясь к присяжным, говорил о том, что не хотел убивать и что человеческая жизнь для него это - святое, что ему жалко родных и близких «дяди Вити», что он дал волю эмоциям. Что пенсионера он ударил несколько раз, но его удары не могли причинить тяжкий вред здоровью, так как в нем «весу 50 килограмм». Однако согласно материалам уголовного дела, именно он последним бил пенсионера, в том числе, кочергой, обвинив в краже телефона, а затем за то, что пожилой человек позволил себе обматерить его за безосновательные претензии. Бил так, что кочерга в итоге согнулась.

 

Не признавал своей вины и второй подсудимый, 31-летний полянец, самый высокий среди подсудимых. «От моих действий мог остаться только синяк, - объяснял он присяжным, - ведь бил я только по лицу». И, по его словам, он ушел до того, как все произошло, точнее, закончилось.

 

Третий участник избиения также настаивал на том, что не хотел убивать пенсионера. Что всему виной эмоции и алкоголь, что не бил кочергой, только кулаками. «Я не пытаюсь уйти от ответственности или смягчить наказание, - говорил он, обращаясь к присяжным. - Я уважал дядю Витю и не виноват в его смерти…».

 

Позиция адвокатов подсудимых была аналогичной. Выступая по очереди перед присяжными, каждый из них говорил о том, что удары, которые нанес его подзащитный, не могли причинить тяжкий вред здоровью. Что никто не хотел убивать пожилого мужчину - для этого не было мотивов. И говоря о том, что «все должны отвечать за свои действия, которые совершили», настаивали, «что так и не было выяснено, что же конкретно сделал каждый участник случившегося». Более того, по мнению одного из адвокатов, в исходе дела более заинтересованы родственники их подзащитных, чем убитого.

 

Виновные должны ответить

 

Сторона защиты просила присяжных об объективности и беспристрастности при вынесении вердикта. Об этом же суд просила и сторона обвинения, которую на процессе представлял помощник прокурора Белогорского района Виталий Простокишин. В своей речи он напомнил, что все трое подсудимых обвиняются в совершении тяжкого преступления - умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. И что каждый удар, который они наносили, приближал смерть пенсионера. И это подтвердила судебно-медицинская экспертиза, согласно которой у погибшего обнаружена сочетанная закрытая тупая черепно-мозговая травма и закрытая травма грудной клетки и поясничной области. И обе являются опасными для жизни.

 

Обращаясь к суду присяжных заседателей, гособвинитель отметил, что приведенных доказательств достаточно, чтобы подтвердить тот факт, что преступление было на самом деле. И что виновные в смерти человека не должны уйти от ответственности.

 

- «Снисхождение», «милосердие», «справедливость» - категории не юридические, а общечеловеческие, - отметил гособвинитель. - Поэтому моя помощь при ответе на вопрос: заслуживают ли подсудимые снисхождения? - вам не потребуется. Прошу лишь об одном: принимая решение, представьте, какую боль от действий подсудимых испытывал умерший, не забудьте о потерпевшем (брате погибшего, - прим. автора), который не меньше, чем подсудимые, рассчитывает на вас и на вашу житейскую мудрость. Ведь если виновные не понесут наказания, это будет не милосердие, а жестокость к родным и близким потерпевшего, ко всему обществу, в котором место лишь добропорядочным, законопослушным гражданам. Я верю, что ваше решение будет справедливым и принятым в соответствии с присягой, которую вы дали. Ваш жизненный опыт поможет принять истинно правильное решение…

 

Вердикт

 

Перед тем, как присяжные заседатели удалились для вынесения вердикта, подсудимые сказали свое последнее слово. Каждый был краток. Раскаяние, надежда на справедливое решение и прощение со стороны родных и близких убитого. Присяжные поверили лишь одному - 32-летнему полянцу, который первый ударил пенсионера, но покинул его дом до того, как конфликт принял смертельный оборот. Он был признан невиновным в смерти пожилого мужчины. Двум другим участникам ноябрьского застолья придется отбывать наказание за решеткой. Меру наказания им определит суд в лице председательствующего федерального судьи Белогорского городского суда Натальи Крамар.

Елена Гладышева

НазадАрхив