Сегодня на Амуре № 11 (23 марта) 2022 г.


Учить будут для жизни

 

Чему учить детей в школе, определяют ФГОС - федеральные государственные образовательные стандарты. Их обновленная версия утверждена министерством просвещения в июле прошлого года. С 1 сентября этого года она вступит в силу во всех школах страны. Как педагоги готовятся к изменениям в образовательной программе и какими могут быть принципиальные отличия в обучении, в интервью корреспонденту газеты «Сегодня» Анастасии Чернявской рассказала начальник организационно-методического отдела комитета по образованию и делам молодежи Милица Щипун.

 

- Милица Вадимовна, для системы образования ФГОС - это один из самых главных документов?

 

- Да, они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней. На основе этих стандартов будут разработаны рабочие программы и учебные планы для школ, напишут учебники.

 

- Родители школьников непременно спросят, неужели без внесения изменений нельзя было обойтись?

 

- Речь не идет о кардинальных изменениях. В обновленных стандартах сформулированы четкие требования к результатам обучения по предметам всей школьной программы. Успокою родителей, что это не предполагает введения принципиально новых предметов. Нагрузка на школьников тоже не увеличится, но вот новые курсы внутри некоторых учебных предметов появятся. При этом важно, что конкретизируется лишь содержание изучаемого, так называемый вектор образования. Также в обновленных стандартах подчеркивается важность формирования личностных, метапредметных и предметных навыков, позволяющих применять школьные знания в реальных жизненных ситуациях.

 

- Например…

 

- В школьном предмете «Окружающий мир» ребята изучают тему «Защита личной информации, в том числе финансовой - в реальности и в виртуальном пространстве». В основной школе продолжат изучать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать денежные средства в повседневной жизни. И все это тоже будет органично включено в несколько предметов: “Обществознание”, “Информатика”, “География” и другие.

 

- Не получится путаницы в программах?

 

- Наоборот, возникла необходимость единства в содержании учебных дисциплин. Попробую тоже объяснить на примере. Допустим, раньше по одному учебнику изучение десятичных дробей предполагалось в 5 классе, по другому эта же тема изучается в 6 классе. Возникал такой «диссонанс», при котором трудно было говорить, что в одной классной параллели изучают одни и те же темы. Теперь программа будет составлена таким образом, что содержание предмета в каждом классе станет единым для всех регионов вне зависимости от учебника, выбранного каждым конкретным педагогом. И, например, переезжая из одного города в другой, обучающийся легко соориентируется в перечне изученных и неизученных тем.

 

- Известно, что три школы Белогорска уже участвуют в апробации примерных рабочих программ по отдельным предметам. Какие впечатления?

 

- Практика еще раз подтвердила, что каких-то грандиозных перемен не произойдет. Действительно, с начала этого учебного года школы NN200, 17 и гимназия N1 применяют в учебной программе обновленные ФГОС. Но пока речь идет только о некоторых школьных предметах. К примеру, в гимназии это только история в пятых классах, в СОШ N17 - в двух первых и двух пятых классах физическая культура и технология для пятиклассников. В двухсотой школе первоклассники изучают по обновленной программе окружающий мир, а ученики пятых классов - русский язык и математику. В остальных школах города изменения в учебной программе будут введены с 1 сентября. Но стоит еще раз отметить, что речь в обязательном порядке идет только о первых и пятых классах.

 

- А педагоги к изменению школьных программ готовы?

 

- Обновленные стандарты ФГОС мы обсуждаем на всех заседаниях городских методических объединений. Активно работаем в этом направлении с сентября прошлого года. Кроме этого, у нас есть методические рекомендации от министерства просвещения. И самое главное - до нового учебного года все педагоги пройдут обучение по обновленным ФГОС. Сейчас часть из них уже завершили обучение, у кого-то из педагогов оно начнется в апреле. До конца года весь педагогический коллектив города работать с обновленным ФГОС и морально и методически будет готов.

 

- Кто проводит обучение?

 

- Специалисты Амурского института развития образования, а также на платформе «Цифровая Эко-система» сейчас предусмотрено обучение по методическому сопровождению педагогов по реализации обновленных стандартов. Более того, с 31 марта по 2 апреля будут проходить курсы повышения квалификации для управленческих команд. Все директора школ и их заместители тоже пройдут обучение. Для этого не придется выезжать за пределы города. Специалисты Амурского института развития образования сами приедут в Белогорск.

 

- Давайте еще раз уточним, для школьников новых предметов не предвидится?

 

- В составе основной общеобразовательной программы в отдельный предмет выделят теорию вероятности. Раньше ее тоже изучали, но только в курсе алгебры.

 

Еще один важный момент коснется иностранных языков. По заявлению родителей из учебного плана могут убрать изучение второго иностранного языка, тем самым увеличив часы обучения английскому языку.

 

- Вопрос про электронные образовательные платформы. Не будет ли таких ресурсов слишком много?

 

- В этом вопросе тоже позитивные изменения уже произошли. Раньше педагоги и родители отмечали, что обилие электронных платформ не всегда идет на пользу, к тому же большинство из них были платными, оставляя возможность пройти лишь несколько занятий на бесплатной основе. Теперь на сайте educont.ru создан единый бесплатный доступ к материалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России. В каталоге цифрового контента популярные у педагогов и школьников сервисы, которые теперь можно использовать в полном объеме. Некоторые учителя применяют их для изучения нового материала или повторения пройденного. Ребята в игровой форме получают знания, выполняют проверочные работы. Перебора в использовании электронных платформ точно быть не должно.

                                                                                                                                                      

- Но как педагогам ориентироваться в обилии информации? Основной посыл для них, что одним лишь учебником ограничиваться не стоит…

 

- Авторы популярных учебников уже сейчас готовят учебно-методические комплексы для педагогов, которые они смогут использовать в работе. Кроме этого, им не придется самостоятельно разрабатывать рабочие программы, как это было раньше. На единой электронной площадке рабочие программы будут в открытом доступе. Учителю необходимо будет зайти на сайт и воспользоваться конструктором рабочих программ - это удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Так что без помощи педагоги точно не останутся.

НазадАрхив