Сегодня на Амуре № 12 (30 марта) 2022 г.


В Уставе мелочей не бывает

 

На прошлой неделе, 22 марта, прошли публичные слушания по Уставу Белогорска. Изменения в главный документ города городской Совет должен был внести еще несколько месяцев назад. Но из-за политических амбиций и, можно сказать, узколобости и недальновидности представителей двух депутатских фракций - КПРФ и ЛДПР - представительный орган оказался в одном шаге от роспуска. С подробностями - корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.

 

Внесения изменений в Устав Белогорска - обязательная процедура для всех муниципалитетов России в случае, если того требует действующее законодательство. Она детально урегулирована нормами статьи 44 Федерального закона N131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 3 Федерального закона N97 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». В случае если этого не будет сделано, представительный орган подлежит роспуску. И не важно, носят ли вносимые в Устав города изменения чисто технический характер или в корне меняют устройство муниципалитета.

 

Под давлением прокуратуры и суда

 

У прошлых депутатских созывов проблем с принятием решений по внесению изменений в Устав не было. Нардепы понимали важность данной процедуры. Однако у нынешнего с этим оказались серьезные проблемы.

 

Вопрос о необходимости внесении поправок в Устав города поднимался с ноября прошлого года. Однако бывший председатель горсовета Трембач (решением суда лишена депутатских полномочий и должности председателя 21 января 2022 года) игнорировала его. Несмотря на то что и ей, и депутатам от КПРФ, и ЛДПР неоднократно «разжевывали» серьезность ситуации глава Станислав Мелюков вместе с прокуратурой города и депутатами-единоросами. Объясняли, что внесение изменений  обязательно и является исключительной компетенцией городского Совета. Более того, еще в прошлом году прокуратура направила в горсовет соответствующие представления. Говоря простым языком, ткнула носом в безответственное отношение к исполнению российского законодательства. Кстати, последние поправки, рекомендованные к принятию Минюстом, носят чисто технический характер.

 

Но коммунистическое большинство продолжило бравировать своей узколобостью, выраженной в игнорировании исполнения требований российских законов. И так продолжалось бы бесконечно, если бы надзорный орган не охладил этот пыл, обратившись в суд с исковым заявлением о признании бездействия горсовета незаконным. 9 февраля Белогорский городской суд обязал Совет привести главный документ города в порядок. А 11 февраля на внеочередном заседании горсовета прокурор Белогорска Игорь Марцоха предупредил депутатов о последствиях. Иными словами, новому созыву белогорского Совета грозил роспуск. Наконец, 3 марта с большими нарушениями по срокам вопрос был рассмотрен депутатами на очередном заседании. Публичные слушания по внесению изменений в главный документ города были назначены на 22 марта.

 

Было 15, стало 16…

 

На слушания пришли 15 человек, включая девять депутатов, представителей администрации города и прессы. Предстояло рассмотреть и одобрить 16 поправок. Руководил процессом зампредседателя горсовета Денис Заруба. Организационные моменты много времени не заняли, а вот сами поправки, носившие чисто техническо-юридический характер, судя по всему, Зарубе дались сложно. Поэтому он предпочел не пояснять смысл вносимых изменений, а просто зачитывать старую и новую версии. Депутат Виктория Гратий не согласилась с такой «подачей».

 

- Вы расскажите, кто, к примеру, относится к муниципальным должностям, к кому раньше относились. Люди же должны понимать, что и почему меняется, - заметила она.

 

- Виктория Владимировна, если вы готовились к публичным слушаниям, вы должны понимать, что и как, - начал «отбиваться» Заруба.

 

- Я может, и понимаю, но другие нет, и это простой вопрос, - ответила она.

 

Помимо простых вопросов Гратий пришлось не раз делать замечания председательствующему по содержанию самих поправок. Кстати, в ходе слушаний выяснилось, что на последнем заседании Совета депутаты приняли один документ - с пятнадцатью поправками, а в «Белогорском вестнике» был опубликован другой - уже с шестнадцатью. Заруба попытался было оправдаться, что, мол, на горсовете депутатам была выдана старая версия, а новую получили члены депутатской комиссии по регламенту и этике. Данное обстоятельство возмутило Гратий, указавшей на недопустимость подобного. «Попахивает подлогом», - заметила она.

 

В дальнейшем Гратий еще не раз пришлось вносить свои предложения. Как ни пытался Заруба, осилить юридические тонкости поправок ему, судя по всему, было не по силам. Иногда он соглашался с высказанными замечаниями - в этом случае запредседателя горсовета занимал вежливо-просительную позицию. Иногда наоборот, грозил лишить слова того, кто его поправлял и осмеливался спорить. В основном это была Виктория Гратий. Любопытно, что при этом на хихикающих возле окна депутатов от КПРФ Томилко, Юдину и Кучер внимания не обращал. Их на место поставила начальник правового управления горадминистрации Наталья Фахрудинова.

 

- Не вижу, что здесь смешного, - не выдержав, резко сказала она.

 

В зале стало тише.

 

Каждая запятая имеет значение

 

По времени публичные слушания заняли почти два часа. Теперь их должны утвердить белогорские депутаты.

 

- Публичные слушания по Уставу, как, впрочем, и по бюджету города, важный правотворческий процесс, - пояснила по окончанию слушаний депутат Виктория Гратий. - Без их проведения Устав не пройдет регистрацию в Минюсте. Куда, кстати, представляются и протокол, и предложенные участниками рекомендации. Я не зря заостряла внимание на их полноценности, грамотном и четком изложении всего сказанного и написанного, на жестком соблюдении процедуры слушаний. Что же касается поправок, то каждая имеет большое значение, даже если она носит чисто технический характер, идет ли речь о запятой или нумерации пунктов. В Уставе мелочей не бывает. К примеру, одна из поправок заключалась в следующем: фраза «сельский населенный пункт, не являющийся поселением» была заменена на «село Низинное», которое входит в городской округ. Уточнение не противоречит 131-му Федеральному закону «О местном самоуправлении», но в данном случае мы говорим конкретно о нас, о Белогорске и селе Низинном, а не о некоем населенном пункте, которых в России множество. Для простого жителя это покажется не столь важным, но речь идет о документе, обладающем высшей юридической силой среди муниципальных правовых актов Белогорска. Поэтому всегда важно тщательно отрабатывать поправки.

 

Получится ли у городского Совета принять поправки в Устав или его разгонят по решению суда, покажет время.

Елена Гладышева

 

НазадАрхив