Сегодня на Амуре № 14 (13 апреля) 2022 г.


«Генерал» песчаных карьеров

 

“Терпение лопнуло” - владельцы дачных участков садов «Амурсельмаш» решили обратиться к губернатору Приамурья Василию Орлову с просьбой поставить на место зарвавшегося белогорского предпринимателя. Камень преткновения - песчаный карьер, который разрушает дорогу, ведущую в дачное сообщество, и которая через неделю-другую может превратиться в полосу препятствий. И осилить ее тогда сможет лишь бронетехника да тяжелые большегрузы. Но это не единственное, что беспокоит людей.

 

Согласились, а потом пожалели

 

О дачном сообществе «Заречное» завода «Амурсельмаш», что находится в Серышевском районе за «чеховским» мостом, мы рассказывали в сентябре 2021-го. Располагается оно в незатопляемой зоне, под сопками, в окружении лесных чащ. Есть своя водонапорная башня, электроподстанция, сторожевой дом, а статус СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) позволяет строить дома на фундаменте с правом прописки в жилом помещении. Что сделали уже несколько семей.

 

- В общем, - говорит председатель товарищества Ольга Мельникова, - жить да жить людям, ухаживать за своими участками. Но совсем без проблем у нас, похоже, не бывает.

 

Семь лет назад соседом дачникам-садоводам стал белогорский предприниматель Денис Заруба. На встрече с членами СНТ, вспоминает Ольга Мельникова, он рассказал, что будет добывать неподалеку песок. И пообещал содержать дорогу, по которой будет ходить тяжелая техника, в надлежащем порядке.

 

- Правда, люди в этом сильно сомневались. Но в итоге согласились, разрешили вести работы по добыче песка, - говорит Ольга Куприяновна. - И поначалу проблем, действительно, не было. Заруба грейдировал дорогу по мере необходимости, да и карьер никому не мешал. Но затем ситуация ухудшилась. Карьер стал разрастаться, а тяжелые самосвалы разбили дорогу в хлам.

 

В итоге владельцам участков нередко приходилось добираться до своих «шести соток» по дороге, которая стала похожа на полосу препятствий для танкового биатлона. Попытки договориться с Зарубой были, рассказывает председатель сообщества.

 

- Я предложила: мы будем грейдировать, а ты песок будешь давать. Вроде согласился. В 2019 году обещание выполнил, выделил пару машин. Но через год в ответ на просьбу сорвался на крик и обвинения. Пришлось подключать руководство района, надзорные органы, добиваться приезда специальной комиссии. Показывать, как Заруба «отремонтировал» разбитый участок дороги, на который сворачивали с песчаным грузом «КАМаЗы». Его засыпали строительным мусором, придавив сверху гравием и песком. То есть, если ехать - то только по правой стороне. По левой можно было провалиться в огромную грязную лужу с мусором. А возле самого карьера образовалась огромная промоина.

 

«Красавчик, однако»

 

Комиссия, в составе которой были представители надзорных инстанции и областного мисельхоза, приехала в марте 2020 года. Правда, перед проверяющими «генерал песчаных карьеров» так и не появился. Возможно, потому, что списать вину образования огромной ямы, куда самосвалы проваливались по самые кабины, на легковушки дачников, было сложно. В итоге его обязали дорогу прогрейдировать, нарезать «карманы», проложить лотки, чтобы воде было куда уходить.

 

- Но Заруба, - разводит руками председатель дачного сообщества, - положил всего один лоток, да не там, где нужно, и так, что возле проезжей части болото стало образовываться. А когда позже мы нарезали кюветы, взял их и засыпал. С трудом заставили их вновь расчистить, опять пришлось подключать надзорные инстанции… И с каким же удивлением мы потом прочитали в одной из местных газет пафосную статью, что, оказывается, дорогу, ведущую к карьеру, Заруба самостоятельно содержит, грейдерует, нарезает и чистит кюветы. А лотков положил аж пять штук, потратив на это 60 тысяч рублей, более того, обеспечил «необходимую потребность песка и цемента для установки данных лотков и работу фронтального погрузчика». Особенно нас порадовало то, что «проблема, которая волновала людей, решена, лотки и плиты уложены, вода теперь не будет перемывать дорогу, а будет уходить в падь, а работы проведены качественно, водоотводные лотки установлены с нужным уклоном».

 

Но вот только промоина никуда не делась, она все также выползает до середины дороги, угрожая «стянуть» ее вниз, в болотистость. И дачному сообществу в прошлом году не раз пришлось самому и за свой счет решать проблему, нанимая грейдер, отсыпая и грейдеруя опасный участок дороги.

 

Колесами по дороге и природе

 

В 2021 году ситуация не изменилась - тяжелая техника «генерала песчаных карьеров», по словам дачников, продолжила «убивать» дорогу.

 

- Мы устали с ним воевать, - говорит председатель СНТ «Амурсельмаш». - Мы неоднократно обращались в надзорные органы с требованием закрыть здесь карьер по добыче песка. Ведь его выгребли отсюда столько, что сопки скоро сползут вместе с деревьями на головы дачникам селевым сплавом.

 

И председатель товарищества, и остальные члены СНТ уверены - решить проблему можно одним волевым решением.

 

- Дорогу должен принять Томский сельсовет, - говорит Ольга Мельникова. - Это регламентирует Федеральный закон от N217-ФЗ от 29.07.2017 «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». Но там не хотят брать ее на баланс, на все наши обращения приходят отказы. Хотя на территории садов есть дома, где люди прописаны. В штампе о регистрации у них так и указано: село Бочкаревка, Серышевского района, СНТ «Заречное».

 

Не отреагировала сельская администрация и после того, как о ситуации рассказали СМИ. Как будто их проблема вообще не касается, хотя расположена и дорога, и дачное сообщество в Серышевском районе, куда дачники исправно (!) платят налоги и взносы.

 

Почему-то игнорируют местные власти вместе с природоохранниками и то, какой урон причиняет «генерал песчаных карьеров» природе. Расширяющийся карьер буквально «сожрал» сопку. Дачники с опасением смотрят, как постепенно сползают по склону деревья и кустарники, исчезают растения, занесенные в Красную книгу России. В первую очередь, родендрон амурский, в народе называемый багульником. От него почти ничего не осталось - растение нещадно вырубают, чтобы расчистить территорию для добычи песка.

 

Песок важнее?

 

2022 год не принес хороших новостей…

 

В феврале с председателем СНТ Ольгой Мельниковой мы побывали на злосчастном участке дороги. Снежный покров на сопках не скрывает их «облысевшие» песчаные бока. Они хорошо просматриваются через деревья и кустарники. Дорожная песчано-гравийная дорожная колея зигзагами уходит в проселок. Остановив машину напротив карьера, Ольга Куприяновна выходит на дорогу и, показывая рукой, говорит, что через месяц-другой и здесь невозможно будет проехать. А восстановление участка будет отнимать немало сил и средств. Если в прошлом году один часа грейдера стоил 2,5 тысячи рублей, то в этом, наверняка, будет дороже.

 

Уже в марте ее слова начали сбываться. Сходящий с сопок снег растаял, заполнив неглубокие кюветы. В некоторых местах они были погребены под горами песка. «Это «КАМаЗы» так «летают», - говорит Ольга Куприяновна. - Очевидно, считают, что раз нет ограничений, можно носиться с любой скоростью. Кстати, тут недавно едва авария серьезная чуть не случилась. Из-за поворота вылетел большегруз, а ему навстречу один из наших дачников спокойно ехал. Слава богу, обошлось без трагедии».

 

Напротив карьера подходим к промоине - она доползла почти до середины дороги.

 

- Ничего не меняется, - с горечью разводит руками председатель СНТ. - Кроме, разве что, барских и хамских замашек Зарубы. Кстати, в октябре 2021 года я получила ответ из министерства природных ресурсов, из которого следовало, что хозяином данного участка недр является Заруба Тамара Петровна. Это, если не ошибаюсь, его мать. А из перечня месторождений на территории Серышевского района, утвержденного в январе 2021 года главой района Олегом Кирдуном (нашли в интернете), выяснилось, что добывать песок Заруба может аж до 2038 года! Я тогда и поняла, почему он однажды при встрече мне сказал, что, мол, он к карьеру никакого отношения не имеет. Но тогда кто несет за это все ответственность? Почему песок вывозится с карьера именно в вечернее или ночное время, чаще - в плохую погоду? Что этим пытаются скрыть? И откуда у Зарубы стойкая нелюбовь к природе, раз ее готовы уничтожить ради прибыли?

 

Пугает Ольгу Мельникову и остальных членов СНТ перспектива, о которой они узнали недавно. По словам председателя СНТ, карьер может растянуться далеко за границы одной сопки. Вроде как под него «генералу песчаных карьеров» отдали целый гектар…

 

Эти вопросы, говорит Ольга Мельниченко, члены СНТ «Заречное завода «Амурсельмаш» и хотят задать губернатору. И добиться того, чтобы карьер закрыли. Потому что они правы, уверены дачники.

 

Елена Гладышева

P.S. Редакция газеты «Сегодня» направит копию этой статьи в министерство природных ресурсов и в управление внутренней политики аппарата губернатора.

НазадАрхив