Сегодня на Амуре № 18 (11 мая) 2022 г.


Никто, кроме нас

 

Это было 9 Мая. И никакой другой день. Это было ясно не только по лицам людей. Одухотворенным, спокойным и сосредоточенным. По георгиевским ленточкам, прикрепленным только слева, не справа - рядом с сердцем. И по портретам. Их несли уверенно, гордо и бережно. Два года - столько ждали белогорцы, чтобы вновь встать в один строй вместе со своими предками. И все они - живые и мертвые - в седьмой раз прошли плечом к плечу по главной городской улице Белогорска. О том, как все ждали этого - в репортаже корреспондента газеты «Сегодня» Елены Гладышевой.

 

В этом году шествие Бессмертного полка на День Победы по всей России прошло очно. То есть, в традиционном формате. И это стало одним из главных событий дня. Потому что россияне, и белогорцы в том числе, этого события ждали. Ждали, когда закончится пандемия и можно будет встать и идти рядом друг с другом. Хотя, как говорили многие, и в прошлые годы они не побоялись бы это сделать.

 

- Мой отец, гвардии лейтенант Николай Иванович, на своем танке до Берлина дошел, - сказал, представившись, Олег Тимирязев, военный пенсионер. В одной руке он сжимал рукоятку портрета, а в другой - ладонь внучки Насти. - Дважды горел. Но верил в победу и вряд ли боялся. И нам нельзя бояться. Но все же хорошо, что все закончилось.

 

Не согласиться было трудно. Да и не поняли бы те, кто стоял рядом, держа в руках фотографии своих родных, многие из которых навеки остались молодыми, а остальные вернулись опаленными пеклом войны. Анна Зелен, держа портрет деда, старшины Андрея Григорьевича Иванова, делится - он был танкистом, освобождал Запорожье, Вену, Будапешт. И не любил рассказывать про войну.

 

- Тяжело ему давались эти воспоминания, - рассказывает молодая женщина. - Я не раз просила, но он молчал. Избегал всего, что напоминало те годы. Но бабушка заставляла его хотя бы фотографироваться с медалями. Помню, он их надел на мою первую линейку в школе первого сентября. И меня тогда такая гордость переполняла. Совсем как сейчас. И неважно, что его давно нет с нами…

 

Многих нет с нами в жизни. Но они с нами в Бессмертном полку. Акция, которая впервые прошла в 2012 году в Томске, была принята жителями страны сразу же. Безоговорочно. Потому что это личное, это дань памяти тем, кто завоевал победу в войне. И если военный парад - это скорее военно-патриотическое воспитание, демонстрация военной мощи, то участие в Бессмертном полку - нечто личное, неотъемлемое, неоспоримое. Белогорск присоединился к акции в 2014 году. Тогда в строй с портретами своих родных, прошедших огненное горнило войны, встали чуть более трехсот жителей города. До 2018 года их путь лежал от улицы Скорикова до площади имени 30-летия Победы. Но с каждым разом участников становилось все больше. И концепция организации шествия была изменена. С 2018-го путь Бессмертного полка пролегает от улицы Садовой по Кирова до горпарка.

 

И эти 1300 метров его участники - две с половиной тысячи человек - проходят с гордостью и достоинством. Среди них, в середине колонны, и глава Белогорска Станислав Мелюков. Он несет портрет своего родного дяди (мамин брат), младшего лейтенанта Григория Асриянц, в возрасте 19 лет погибшего в 1942 году подо Ржевом.

 

- Фотография дяди, родного брата моей мамы, хранится в семейном архиве. Ее сохранила моя мама, - рассказывает Станислав Мелюков. - Из воспоминаний знаю, что он похоронен в братской могиле у села Долгие Нивы. Несмотря на известие о его смерти во время боя, в нашей семье его всегда ждали и после войны…

 

Своими воспоминаниями, когда просишь рассказать о том, чей портрет (а порой и два-три сразу) они несут, белогорцы делятся, не скрывая гордости. Рассказывают все, что знают о своих предках.

 

Порой совсем немного.

 

- Это мой отец, гвардии старший сержант Павел Дьяконов, - говорит его сын Валерий Павлович. - Войну закончил в Кёнигсберге. Был танкистом, горел в танке. Но вернулся домой живым. Чтобы потом строить Зейскую ГЭС. А про войну он рассказывал. Да еще такой рассказчик был, заслушаешься, с песнями делился воспоминаниями. Его часто приглашали выступить перед разными коллективами. Уважали его сильно и коллеги, и друзья.

 

На шествие он пришел вместе с супругой. У той в руках фотография ее отца старшины Ивана Леонтьевича Грицан. Тоже героя, тоже вернувшегося. Признаются - ждали, очень ждали этого дня.

 

Рядом с ними Валентина Науменко. Вместе с дочерью она несет портрет свекра, гвардии старшего сержанта Ивана Игнатьевича Дебули. С войны вернулся, служил в одной из войсковых частей города. Есть у нее еще одна фотография, правда, пока только в телефоне.

 

- Не успели распечатать, но на следующий год обязательно, - говорит женщина и показывает фото дяди, кавалера трех орденов Славы. - Я им очень горжусь. Поэтому и пришли сюда. И этот день, этот праздник - самый лучший!

 

- Это день - как наша память, - присоединяется к разговору почетный житель Белогорска Нина Прудникова. Она тоже не одна - со своим дедом Александром Варфоломеевичем. С его портретом.

 

- У него медалей много было, но не любил с ними фотографироваться. Иногда показывал нам, детям. И молчал о том, что пришлось пережить, как далась победа. Он дошел до Берлина, расписался на стене Рейхстага. Лишь однажды рассказал про свое ранение. Ведь вернулся он домой через год, в 46-м, раненный, на костылях, с перебитой ключицей, после контузии. Но мы любили его и всегда гордились...

 

…Метр за метром. Шаг за шагом. В авангарде юнармейцы и барабанщицы. Колонна, разбитая на две половинки автомобилями, идет по Кирова. Первая машина - военная полуторка, в кузове которой установлены колонки, из которых гремит военная музыка. Вторая - желтая «реанимация», до кабины водителя затянутая оранжевым полотнищем с названием акции и логотипом - белым журавлем на фоне красной звезды. Время от времени по колонне, вытянувшейся целым фронтом, разносится: «Ура победителям! Ура нашей армии!». Люди подхватывают: «Ура-а-а!» и улыбаются. И продолжают идти практически плечом к плечу. Одни - поднимая портреты своих предков над головами. Другие - рядом со своими лицами. И иногда казалось, что воины просто идут рядом...

 

Александр Вопилов в Бессмертном полку участвует, как он говорит, с первого его шага по земле белогорской. Его отец старший сержант Степан Макеевич, кавалер ордена Красной звезды, ордена Славы 3 степени, награжденный медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», воевать начал от Москвы, освобождал Украину, закончил бить фашистов в Праге.

 

- Я родился, когда ему было 45 лет, - говорит житель Белогорска. - О войне ничего не рассказывал. Единственное, что помню, это когда мне было 8 лет, его нашел второй орден. Награду вручали торжественно, в ГДО. Позже несколько раз обращался с запросами в государственные архивы, я ведь ничего не знал о его боевом пути. Постепенно, по два-три эпизода, после рассекречивания материалов о войне, получил ответы. В последний раз карту его боевого пути прислали. Теперь знаю, где, за что и как отец воевал. И за что был награжден, какие населенные пункты брал. Он ведь пулеметчиком был, четыре года за «Максимом». Представляете, сколько он этих нацистов скосил?

 

Представляю - киваю в ответ. Хотя вряд ли можно представить. Но верится, что немало. А Александр Вопилов продолжает:

 

- У нас даже благодарности есть, подписанные Сталиным. А у матери долгие годы хранились те самые письма-треугольники с фронта. Правда, со временем утерялись…

 

- А что для вас лично значит 9 Мая?

 

Он улыбается.

 

- Я вспоминаю, как в 50-е годы парад шел по улице Ленина, площади тогда еще не было, - делится он. - Я у отца сидел на плечах, а он был в гимнастерке. Война ведь только недавно закончилась, и люди праздновали, улыбались, обнимались, несли букеты, а ордена, медали блестели на солнце. В память это врезалось на всю жизнь...

 

Его голос словно ломается. Он отводит взгляд в сторону - глаза предательски блестят. Глубоко вдыхает. Секунду молчит.

 

- У меня до сих пор это стоит перед глазами. И День Победы - он не просто так, со слезами на глазах. Без них никак в этот день. Но эти слезы не горькие.

 

В этот момент мы уже стоим перед входом в городской парк. Александр Вопилов волнуясь, извиняется:

 

- Вы уж простите, тороплюсь концерт, петь буду. Нервничаю.

 

Я киваю и делаю шаг в сторону.

 

Он же, улыбнувшись, говорит на прощание:

 

- Мы победим, конечно же, победим. А тем, кто Бессмертный полк придумал, кто кинул этот клич, кто поставил нас рядом с нашими отцами и дедами, благодарность. От всего сердца.

 

- Ура-а-а! - понеслось в ответ по колонне.

 

И этот крик, с которым деды и прадеды поднимались на врага, звучал сегодня иначе. Не как сигнал к атаке, а как призыв отстоять наше право на память, веру и единство.

 

А потому получалось не менее сильно и проникновенно. До мурашек по коже.

 

И пусть нас за это единение ненавидят. Но в этом наша сила. Которую мы, в том числе, черпаем во взглядах, устремленных с портретов тех, кто отстоял нашу свободу и независимость.

 

И так и будет отныне и во веки веков.

 

Потому что никто, кроме нас.

НазадАрхив