Сегодня на Амуре № 19 (18 мая) 2022 г.


Уполномочен помогать

 

13 мая в Белогорске состоялся совместный прием граждан уполномоченным по правам человека по Амурской области Натальи Кравчук и руководителя амурского управления Пенсионного фонда Елены Гончаровой. В течение двух часов они отвечали на вопросы и разбирали обращения белогорцев. Что волновало горожан и почему порой не стоит доверять родственникам - корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.

 

На прием записались около пятнадцати человек. Как пояснила Наталья Кравчук, совместные приемы - удобная форма работы. Они ведутся с момента подписания соглашения сотрудничества с амурским отделением Пенсионного фонда.

 

- Дело в том, что очень часто вопросы и проблемы, с которыми обращаются граждане в обе структуры, часто пересекаются, - говорит Наталья Васильевна. - К примеру, из вопросов пенсионных вытекают вопросы правового характера. Поэтому получается оказать полное содействие и помощь гражданам сразу и в одно обращение. Кроме того, совместные приемы - это более целесообразно. И для нас, и для граждан. Не у каждого есть возможность приехать в областной центр на прием либо нанять адвоката.

 

Для уполномоченного по правам человека в Амурской области Натальи Кравчук это уже третий выездной прием в Белогорске. Второй проводился в октябре прошлого года. Несмотря на действующие на тот момент строгие карантинные меры, откладывать встречу с белогорцами не стали, но соблюли все санитарные требования. Но потом последовал долгий, многомесячный перерыв. На вопрос: соскучились ли по общению с народом? - Наталья Васильевна ответила, что нет. Почти.

 

- Несмотря на пандемию, прием и консультации граждан фактически не прерывались. Единственное, это были форматы в виде видеоконференцсвязи, по мессенджерам, письменные обращения. Но, конечно, личный прием - это другое. Как правило, в этом случае люди приходят с уже случившейся бедой. А живое общение помогает обсудить проблему не только с профессиональной точки зрения, но и чисто по-человечески поддержать, выслушать, дать понять, что в этом мире они не остались один на один со своей бедой, проблемой.

 

Что касается приема, который прошел 13 мая в Белогорске, то как и раньше квалифицированная правовая помощь горожанами оказалась востребована. Одним оказалось достаточно консультации, с обращениями других уполномоченный теперь займется вплотную. Как отметила по окончании приема граждан Наталья Кравчук, итогами выездной работы она довольна.

 

- Проблем у людей много, и проблемы разные, - говорит она. - Что показательно, сколько ни предупреждай людей старшего поколения, но они все равно доверяют. Что чужим, что близким… А это порой приводит к плачевным результатам. Так, ко мне на прием обратилась 86-летняя женщина, ветеран труда. Она осталась без квартиры - одна из родственниц подделала ее подпись на дарственной, в итоге сейчас квартира в залоге у банка. В настоящее время судьба жилого помещения неясна, женщина рассказала, что заведено уголовное дело, прошли судебные заседания. Очень серьезное обращение, будем работать с ним. И это в очередной раз напомнило, как уязвимо наше старшее поколение. Поэтому для себя поставила цель не только консультировать пожилых граждан и способствовать защите их прав, но и повышать их правовое самосознание, жестче отстаивать права и свободы.

 

Другие обращения жителей Белогорска касались законности начисления пени за несвоевременную уплату взносов по капремонту при отсутствии долгов по ним, снятия средств судебными приставами средств, не подлежащих взысканию, в частности боевых выплат, участие в судопроизводстве, пенсионные вопросы.

 

Были и нестандартные. К примеру, один мужчина пожаловался на соседа, что он сломал его забор. Факт вандализма зафиксировала камера видеонаблюдения. И его интересовало, может ли он взыскать ущерб с «вредителя»? Оказалось, может, подтвердив в суде документально понесенные на восстановление забора расходы. Еще одна женщина пожаловалась на бывшую невестку, которая не дает ей видеться с внуком. Пенсионерке разъяснили, что в случае отказа матери ребенка от предоставления возможности бабушке общаться с ребенком, органы опеки и попечительства вправе обязать ее не препятствовать общению. При невыполнении решения органа опеки и попечительства можно обратиться с иском в суд.

 

Говоря об обращениях граждан, Наталья Кравчук подчеркнула, что немедленному рассмотрению подлежат те, что касаются жизни и здоровья граждан, их безопасности. Хотя в принципе она с самого начала свою работу строила так, чтобы «не быть бюрократами».

 

- То есть, чтобы все обращения рассматривались не в положенный законом срок 30 дней, а по возможности как можно скорее. Важно, чтобы граждане нам и в нас верили. Но мы всегда напоминаем и уточняем, что помощь будет оказана только в рамках правового поля, без нарушения законодательства.

 

- С какими обращениями или категорией людей тяжелее всего работать?

 

- С теми, кому в рамках законодательства ты помочь не можешь. Когда все законные способы решения проблемы использованы, а человеку трудно с этим смириться. К примеру, к нам обратилась гражданка, которой организация-банкрот не выплатила зарплату. У нее на руках имеется исполнительный лист, но выплаты придется ждать. Сколько - неизвестно, ведь в первой очереди на получение выплат стоит казначейство, которому банкрот должен миллионы. А при том, что должник нигде официально не трудоустроен и в будущем не сможет работать, то как бы мы не хотели, в подобном случае помочь практически невозможно.

 

- Вы уже год являетесь уполномоченным по правам человека в Амурской области. Такая общественная работа - это огромная нагрузка. Не жалеете, что взялись за это?

 

- Ни в коем случае! Я очень люблю и ценю свою работу, горда тем, что есть возможность помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а порой в критической. Нисколько не жалею, что взялась за это дело. А показатель моей работы - это люди, которым смогла помочь. И за прошедший год таких оказалось немало. Хотя честно признаюсь, раньше работу уполномоченного представляла по-другому. В формате: обращение - ответ - отправка по почте… Когда же погрузилась в нее, поняла, что от того, как подойду к рассмотрению обращения, зависит судьба человека. Ведь можно и чисто формально ответить, отписаться так сказать. А можно изучить судебную практику, вникнуть, направить, подсказать. И когда люди приходят и говорят: «Спасибо!», это дорогого стоит. Последний случай: помогли мужчине получить российское гражданство, которого он не мог добиться 10 лет. И его благодарность - это оценка работы, моей и команды специалистов, профессионалов, которые мне помогают.

НазадАрхив