Сегодня на Амуре № 21 (1 июня) 2022 г.


Самая человечная из профессий

 

Их обязанности прописаны в трудовом договоре, но на практике они настолько разнообразны, что невозможно составить полный список. Соцработник - это человек, который решает самые разные вопросы: от записи на прием в поликлинику до замены батареек в пульте от телевизора. Закупить продукты, прибраться в доме, приготовить еду, постирать, помочь с оформлением необходимых документов, сопроводить к врачу, померить давление и еще целый перечень неотложных дел, из которых складываются рабочие будни. 8 июня у социальных работников профессиональный праздник. Наталья Кононенко работает в этой сфере двенадцать лет. Корреспонденту газеты «Сегодня» Анастасии Чернявской она рассказала, что считает главной задачей в своей работе.

 

- Наталья Викторовна, профессию соцработника часто называют одной из самых человечных. А Вы как считаете?

 

- Я с уверенностью могу сказать, что случайные люди в этой профессии не задерживаются надолго. Не потому, что трудно физически. И даже не потому, что наши подопечные люди пожилые, часто с серьезными проблемами со здоровьем и разными характерами. Просто если пришел человек в профессию и вскоре решил уволиться - еще душа не выросла. А до этой сферы она непременно должна дорасти.

 

- Как Вы пришли в эту профессию?

 

- У меня педагогическое образование, но прежняя работа предполагала сменный график. Перед выходом из декрета понимала, что нужна пятидневная рабочая неделя и непременно выходные в субботу и воскресенье. Знакомая рассказала о вакансии социального работника. Вначале я думала, поработаю недолго, но вот уже 12 лет прошло, а я до сих пор никуда уходить не собираюсь. Привыкла давно, приросла и к ежедневным обязанностям, и к своим подопечным.

 

- Отправляясь утром на работу, примерно представляете себе, что нужно будет сделать именно сегодня?

 

- Обязательно планирую день, но не всегда удается следовать плану. Ситуации могут быть разные. За мной закреплено 12 человек, в основном это люди глубоко преклонного возраста. К примеру, звонит кто-то из них, и сообщает, что до обеда он в поликлинике, сейчас к нему идти не стоит, и тогда нужно «перекроить» рабочий день. Некоторых из своих опекаемых я посещаю два-три раза в неделю, покупаю и приношу продукты и оплачиваю коммунальные счета, с остальным они справляются самостоятельно или родственники помогают. Но если человек практически не встает с постели, то навестить его необходимо дважды в день.

 

Сегодня утром я была в микрорайоне «База-57» у Лидии Сергеевны. Ей 84 года. Первый месяц она у меня. Большую часть времени бабушка лежит, встает на ходунки с посторонней помощью. Я прихожу утром, готовлю завтрак, помогаю подняться, принять утренние процедуры. Затем идем на кухню, усаживаю за стол. Пока она завтракает, начинаю готовить обед. Затем провожаю до кровати, делаю массаж, растираю. Ставлю перед кроватью обед, чай и ухожу до вечера.

 

С «Базы-57» еду на Красноармейскую. Там у меня 84-летняя Тамара Сергеевна. С ней 12 лет работаю, как закрепили ее за мной в первый год моей работы, до сих пор навещаю. Уже почти родственники с ней. В районе локомотивного депо живут три пенсионерки, которых я должна успеть посетить в этот же день. Вот, сейчас занесла продукты Анне Петровне, поесть ей приготовила. Кормить ее не надо, она сама себя обслуживает. Потом пойду куплю и отнесу продукты в дом через дорогу, к Нине Алексеевне. Она новенькая у меня. Ей требуется только в магазин ходить и за квартиру платить. В соседний дом забегу - там пенсионерке нужно полы помыть. Она тоже уже в преклонном возрасте - 83 года.

 

- Вы посещаете только одиноких людей? Детей и родственников у них нет?

 

- На обслуживание берем всех, кто нуждается. У многих дети есть, но либо проживают в других населенных пунктах, либо заняты на работе. Разные ситуации бывают, но вы знаете, с большой теплотой и жалостью сами пожилые люди обычно отзываются о своих детях.

 

- Вас они ждут?

 

- Ждут. Особенно чувствуется это, когда из отпуска возвращаюсь. Непременно рассказывают все свои новости, делятся о том, что важного произошло в их жизни. Порой слышу, что пожилые люди могут быть капризными, с непростым характером, но мне видимо, в этом плане везет. Все мои подопечные интересные люди, со всеми, кого обслуживаю, удалось найти общий язык. И конечно, я помню каждого, кто ушел.

 

- За срок своей работы Вы успели ко многим привыкнуть, слушали истории их судеб. Какая самая трогательная?

 

- Помню одну женщину, которая проживала в Доме ветеранов. Она рассказывала, что прошла всю Великую Отечественную, долгое время работала на оккупированной немцами территории. Мужа убили на войне. А она жила в холодном бараке, работала на каком-то производстве. Вспоминала, что их почти не кормили. Зимой было невыносимо холодно, жилое помещение не отапливалось. Все время она мне говорила, что сама не знает, как тогда выжила. Это была удивительная женщина, добрая, сильная, с непростой судьбой, но при этом жизнерадостная и гостеприимная. Никогда ни на что не жаловалась. У нее были дочь и сын, про которых она рассказывала, но проживали они не в Белогорске. Знаю, что давали ей квартиру от государства как ветерану войны, но в итоге оказалась здесь, в социальном жилье, а когда ей потребовался круглосуточный уход, была определена в дом престарелых. Оттуда и ушла…

 

- Скажите, как Вам удается восстанавливаться после работы? Откуда черпаете оптимизм?

 

- Семья помогает. Коллеги по работе поддерживают. Коллектив у нас дружный, взаимовыручка присутствует. Заведующая отделением социального обслуживания на дому Лидия Мингулова, стоит только позвонить или написать, всегда «на связи». Подскажет, если нужно, куда обратиться, чтобы оформить необходимые документы подопечному, при необходимости и совет даст.

 

- А Вы какой бы совет дали тем, у кого есть пожилые родственники?

 

- Один из самых важных навыков соцработника - уметь выслушать. Вроде очевидно, что это необходимо всем людям, однако часто бывает так, что бабушка жалуется родственникам на здоровье, а ей отвечают: «Вечно что-то у тебя болит». Верьте своим родным - это поможет не только избежать конфликта, но и вовремя принять меры.

НазадАрхив