Сегодня на Амуре № 30 (3 августа) 2022 г.


Крайняя мера родительской ответственности

 

Именно так - крайняя мера родительской ответственности - называется момент, когда суд принимает решение забрать ребенка у отца или матери, когда защитить права несовершеннолетнего нет другой возможности. О том, почему и когда так происходит - газете «Сегодня» рассказала старший помощник прокурора Белогорска Юлия Черемисова.

 

«Детский вопрос» у надзорного органа находится на постоянном контроле. И неважно, идет ли речь о преступлениях, совершаемых самими детьми и подростками, либо преступлениями, совершенными в отношении них. И то и другое в приоритете.

 

- Дети и подростки относятся к социально уязвимой категории населения, а значит, государство должно гарантировать им защиту прав и законных интересов. Кстати, именно поэтому дела о лишении родительских прав в суде рассматриваются обязательно с участием прокурора, - объясняет Юлия Черемисова. И уточняет, что в последнее время прокуратуре приходиться все чаще вмешиваться в дела семейные, проверять, как складываются в семьях отношения между родителями и детьми. Но не во всех - в тех, где дети и подростки уходят из дома. Средний возраст «бегунков», что девчонок, что мальчишек - 12-15 лет.

 

- Это стало происходить довольно часто, - говорит Юлия Черемисова. - И как правило, бегут из дома подростки потому, что не находят в семье понимания и поддержки. Вот и ищут это среди сверстников и даже взрослых знакомых. То есть, там, где, как им кажется, более благоприятная поддержка, как моральная, так и материальная.

 

Один из примеров: в марте социальный педагог сообщила инспектору по делам несовершеннолетних, что несколько дней уроки не посещает 14-летняя учащаяся одной из городских школ. Забили тревогу, установили, что девочка после мартовских праздников ушла в школу, но домой не вернулась. Родители, которые жили раздельно, на это попросту не обратили внимания.

 

Подростка объявили в розыск. В итоге ее нашли через две недели в Магдагачинском районе. Сотрудники полиции доставили девочку в Белогорск, но привезли не к родителям, а в реабилитационный центр. Тем временем прокуратура обратилась в суд с иском о лишении родителей прав на подростка. Выяснилось следующее. Мать девочки однажды уже была лишена родительских прав в отношении старшей дочери. Сегодня та уже обзавелась собственной семьей, родила детей. И бабушка уделяла больше внимания ей и внукам, чем подрастающей младшей дочери. К тому же девочка после развода осталась жить с отцом - в комнате общежития размером 7 кв. метров, где было одно спальное место и не было никаких условий для жизни подростка - ни для приема пищи, ни для занятий. Продукты питания и те имелись в минимальном количестве.

 

- Когда мы стали проводить проверку, уточнять, почему ребенок не живет дома, не посещает школу, - рассказала помощник прокурора, - отец ответил, что она не раз уходила из дома, хотя клялась ему, что так делать не будет. Однако самовольные уходы стали учащаться, и в последний раз он решил: раз ушла, никуда не денется, вернется.  У мамы была позиция более странная - мол, раз нашлась, жива-здорова, значит, какие к ней могут быть вопросы. В итоге суд лишил обоих родительских прав, а подростка передали на попечение органов опеки.

 

Кстати, как выяснили правоохранители, все это время, пока искали девочку, она находилась у взрослой знакомой. Молодая женщина долгое время поддерживала подростка, кормила ее, давала деньги на необходимые расходы. И когда пришлось уехать из Белогорска, девочка последовала с ней.

 

- Почему? Потому что, по словам подростка, она могла рассчитывать на чужого человека, но не на родителей, - говорит Юлия Черемисова.

 

Второй подросток также часто уходила из дома, не находя поддержки и понимания у матери. Огромную роль в ее дальнейшей судьбе сыграла бабушка, у которой жил и воспитывался младший брат 14-летней девочки. Она и сообщила в прокуратуру, что отец детей отбывает срок наказания в тюрьме, а мать живет своей жизнью, в которую никак не вписывается забота о детях. Женщина посетовала, что она неоднократно обращалась в органы опеки с просьбой лишить непутевую мать родительских прав. Однако, говоря сухой юридической формулировкой, у социальных служб не было достаточных доказательств того, что та плохо исполняет свои обязанности.

 

- Согласно Гражданскому и Семейному кодексам РФ для лишения родительских прав должны быть исключительные обстоятельства, - поясняет Юлия Черемисова. - Их опека не нашла. Однако прокуратура в ходе проверки все же установила исключительно отрицательные моменты в жизни матери. По факту, женщина бросила детей на бабушку, не заботилась о них. Наше исковое заявление о лишении ее родительских прав судом было удовлетворено. Более того, сама мать детей не являлась в процесс, уехала из города, сменив место жительства. В итоге девочку отправили в социальное учреждение, а мальчик пока живет с бабушкой…

 

Юлия Черемисова добавляет, что как бы ни боролись правоохранители, социальные службы с таким явлением, как самовольные уходы детей из дома, меньше их не становится. «К своей жизни и безопасности подростки относятся беспечно, - говорит она, - считая это лучшим выходом решения проблем».

 

Очевидно, таким образом решала свои проблемы и погибшая под колесами автомобиля в июле юная велосипедистка. Подросток первый раз ушла из дома весной 2020-го. В следующий раз полиция разыскивала ее в прошлом году. Девочка закончила 9 классов, нигде не обучалась, находилась под надзором мамы. Но надзор, судя по всему, оказался слабым. Оказавшись в совершенно другом микрорайоне города на дороге, катающаяся на велосипеде подросток врезалась в движущийся навстречу автомобиль. И погибла…

 

Представитель надзорного ведомства напоминает: в суд прокуратура обращается в качестве кардинальной меры. Когда другие методы не помогают решить проблему. Лишение родительских прав - это черта, через которую обратно практически невозможно переступить.

 

- В силу ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, - поясняет представитель белогорской прокуратуры. - В том числе, они теряют право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Однако лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

 

Кстати, в этом году прокуратура Белогорска обращалась в суд четырежды с исками о лишении родительских прав. Три уже рассмотрены и удовлетворены, четвертый направлен на рассмотрение в другой регион, где в настоящее время проживает горе-родитель, бросивший своего ребенка фактически на произвол судьбы. И каждый раз представители надзорного ведомства делают все, чтобы услышать и понять ребенка.

 

- Наше общение с детьми и подростками строится на корректности, вежливости, осторожности, - говорит Юлия Черемисова. - Кто-то из них идет на контакт, кто-то нет - не хочет говорить плохо об отце или матери. А кто-то настроен категорично, отказываясь жить с родителями.

 

Как, к примеру, 14-летний подросткок, который сам обратился за помощью в прокуратуру с просьбой лишить его отца родительских прав. Выяснилось, что мама мальчика умерла, он проживал в семье старшего брата, а отец - в другом регионе страны с новой семьей. Подросток рассказал, что тот не помогает, не заботиться, игнорирует его просьбы. Более того, после смерти матери оформил пенсию по потере кормильца, однако деньги до подростка не доходили. Впрочем, не доходили они и до отца - он не мог снимать деньги со счета, так как на это нужно разрешение опеки.

 

В итоге прокуратура обратилась в суд с иском о лишении родителя его прав.

 

- Одним из основных обстоятельств стал тот факт, что отец применил физическую силу по отношению к сыну, ударил его, дело ранее было рассмотрено мировым судом, мужчине был выписан административный штраф. Белогорский суд организовал видеоконференцсвязь при проведении судебных разбирательств, мужчина не возражал против исковых требований о лишении его родительских прав. В итоге суд встал на сторону мальчика - он остался в семье брата-опекуна...

 

В заключение старший помощник прокурора Белогорска напомнила содержание ст. 60 Семейного кодекса России, в котором перечислены основания для лишения родительских прав. Это уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов, отказ без уважительных причин забрать своего ребенка из роддома, воспитательного учреждения или учреждения соцзащиты, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, заболевание хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

 

- Этот перечень является исчерпывающим и для лишения родительских прав достаточно не выполнять одно из них, - подчеркнула Юлия Черемисова.

Елена Гладышева

НазадАрхив