Сегодня на Амуре № 31 (10 августа) 2022 г.


Драма браконьерства

 

Трагедии на охоте, когда человека принимают за зверя, в России случаются периодически. Та, что произошла в феврале прошлого года в Белогорском районе, может стать уроком для всех, кто занимается браконьерством. И речь идет не только об охоте на дичь.

 

От выстрела до ареста

 

35-летний Николай располагал свободным временем. Жил в городской «однушке», работал водителем в одной из войсковых частей, дислоцирующихся на территории Белогорского района по графику сутки через трое. Выходные зачастую проводил либо на охоте, либо на рыбалке.

 

60-летний пенсионер Михаил жил в селе Амурское в частном доме, подрабатывал водителем в школе. О нем знакомые и родные отзываются только с положительной стороны. По словам бывшей супруги, он был работящим и непьющим мужчиной, добрым и отзывчивым. Был…

 

В тот трагический вечер Николай съездил в гости к другу, чтобы попариться в бане. Вернулся домой около 11 часов вечера. Выгулял собаку, а потом решил съездить на охоту. Взял из сейфа ружье и отправился на машине по федеральной трассе. Не доезжая до Возжаевки, свернул на старую трассу, ведущую к селу. Остановившись на обочине, опустил стекло автомобиля, взял в руки фонарь и периодически светил им в разные стороны, надеясь высветить косулю. Спустя некоторое время вдали в темноте что-то блеснуло.

 

Из показаний подсудимого:

 

«Я выключил фонарик, затем включил его и посветил в ту же сторону. Увидел блеск, и, подумав, что это блеск глаз животного, произвел прицельный выстрел в эту сторону. Блеск пропал, но через несколько секунд снова появился, примерно на расстоянии около 30-40 метров от первоначального места. Я произвел повторный выстрел, так как подумал, что в первый раз не попал или животное убежало. После второго выстрела блеск пропал».

Николай положил ружье, взял фонарик и направился в сторону, где должно было лежать подстреленное животное. Но там лежал человек без каких-либо признаков жизни… Николай испытал шок, затем испуг - он кинулся прочь от убитого. Приехал домой, убрал карабин в сейф, одежду кинул в стирку. И стал ждать.

 

О том, кого он убил, мужчина узнал на следующий день. Ему позвонила знакомая, которая рассказала, что кто-то застрелил пенсионера, который собирал дрова. Сознаться в том, что это был он, у Николая решимости не хватило. Он ждал, когда за ним придут, вздрагивал от каждого звонка телефона, от каждого стука в дверь. Понимал, что рано или поздно это произойдет.

 

10 марта ему позвонили из полиции: в отдел поочередно вызывались все владельцы нарезного оружия, зарегистрированные в Белогорске и Белогорском районе. Николай, взяв с собой карабин, отправился сдаваться. После признания оружие у него изъяли, а сам мужчина был арестован.

 

Суд да дело

 

Следствие по уголовному делу шло 8 месяцев 6 суток. Затем был суд. На судебном процессе мужчина отказался давать показания, воспользовавшись правом, предоставленным ему статьей 51 Конституции РФ. На вопрос судьи, согласен ли он отвечать на вопросы, ответил, что ничего не имеет против вопросов своего адвоката, но отказывается отвечать на вопросы гособвинения, а также потерпевшей стороны. Ее на суде представляла одна из дочерей убитого пенсионера.

 

- О смерти папы я узнала сразу, - поделилась девушка. - Родители давно развелись, но с ним я всегда поддерживала связь. Созванивались, виделись. В тот день мне позвонила сожительница отца, сообщила, что он пропал. Были организованы поиски, трактор отца, на котором он ездил собирать дрова, нашли возле дороги. А потом обнаружили и его. Когда стало понятно, что отец убит, все испытали шок. Пытались понять: кто, за что, почему? А потом, уже во время судебного процесса, я все время задавалась вопросом: почему Николай бросил отца? Но спросить его об этом мне не позволил адвокат… Смогу ли я простить убийцу отца за то, что произошло? Не знаю. Но точно никогда не смогу понять, почему он бросил его там. Понимаете, отец прошел Афганскую войну, он никогда бы так не поступил, под огнем вытащил бы человека. Даже убитого не оставил бы на поле боя. Здесь же подойти, посмотреть и просто уйти, бросив человека зимой на холодной земле, не проверив, жив или нет… Не понимаю…

 

Накануне вынесения приговора дочь убитого пенсионера поделилась надеждой, что суд вынесет справедливый приговор. Однако признала, что понимает, что произошедшее - это трагическая случайность.

 

В лес за дровами

 

Тело убитого пенсионера было обнаружено спустя несколько часов - утром 14 февраля в поле между селами Амурское и Дубровка Белогорского района. На лбу у него был надет налобный фонарь. Около месяца потребовалось следователям, чтобы установить причастного к преступлению, опросить десятки свидетелей, провести экспертизы, взять показания. В том числе и официальных лиц. Так, одна из сотрудниц Возжаевской администрации рассказала, что несколько лет назад сельская администрация прекратила выписывать разрешения о заготовке дров жителям села. Чтобы их заготовить, люди должны были обращаться в управление лесного хозяйства, которое находится в Белогорске. При этом заготовка дров является платной услугой, а само разрешение выдается в Ромненском районе. Плюс вопрос с транспортировкой дров жители села должны решать самостоятельно.

 

Поэтому нет ничего странного в том, что многие предпочитали покупать дрова, а не заготавливать - по затратам выходило столько же, если не больше. Или собирали их в окрестностях сел, не получая на то разрешения. Этот путь выбрал и погибший.

 

Приговор

 

Как показала судебно-медицинская экспертиза, смерть пенсионера наступила от одиночного огнестрельного сквозного пулевого ранения грудной клетки справа. Горе-охотнику вменялось совершение преступления по ст. 105 УК РФ (убийство). С этим он был категорично не согласен. Но признавал, что занимался в тот вечер незаконной охотой, то есть, браконьерством.

 

Последнее судебное заседание по делу об убийстве пенсионера в ходе незаконной охоты, состоялось в последних числах июля. Фемида признала Николая виновным по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), а также по ст. 258 (незаконная охота). Ему «светило» шесть месяцев в колонии-поселении. Однако учитывая тот факт, что горе-охотник провел за решеткой 1 год 4 месяца и 16 дней, он был освобожден в зале суда под подписку о невыезде и надлежащем поведении. Помимо этого, Николай должен заплатить штраф за незаконную охоту в размере 100 тысяч рублей и по 100 тысяч - каждой из двух дочерей убитого им пенсионера в качестве возмещения морального вреда.

Елена Гладышева

НазадАрхив