Неблагополучные
семьи, в которых воспитываются школьники, проверят в рамках
ежегодной операции «Всеобуч». Межведомственные рейды
организованы во все микрорайоны города с участием инспектора ПДН,
специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, а также представителей комплексного центра социального
обслуживания населения. Цель - проверить готовность детей к
учебному году и условия их проживания.
Приедут еще, и не раз
На прошлой неделе участники рейда посетили несколько новых адресов в селе Низинное и в микрорайоне “Транспортный”.
- Поступают сообщения, что родители злоупотребляют спиртными напитками, детей в школу не собирают, - рассказала главный специалист комиссии по делам несовершеннолетних Лада Новикова. - Выехали проверить, что на самом деле. На учете эти семьи пока не стоят, в зависимости от обстоятельств будем решать, как действовать дальше.
Иногда не с первого раза удается выяснить, что ситуация в семье требует дальнейшего контроля. Это становится понятно при посещении одного из домов в Низинном по улице Центральной. Участники рейда какое-то время стоят около калитки и не проходят во двор из-за собаки, которая грозно охраняет территорию. В окнах дома заметно движение, но несколько минут никакой реакции на визитеров нет. Затем во двор выходит мужчина. Трезвый, однако по внешнему виду заметно, что любитель спиртного.
- Нет жены, она пошла к старшему сыну, с внуком нянчиться, - нехотя сообщает он и, конечно, не приглашает зайти в дом.
- А где старший сын живет, скажите адрес? - спрашивают у него, но вразумительного ответа не получают. Мужчина неубедительно рассказывает, что несовершеннолетней дочери дома нет, адреса, куда ушла жена, он тоже не знает, телефона у нее не имеется.
Выходит, что сюда участникам рейда придется приехать еще, и возможно не один раз. Хотя попытку найти родительницу они предпринимают сразу. У кого-то все же узнают адрес, где женщина может находиться. Но и там выяснить все обстоятельства не удается. Калитка открыта, во дворе две грозно лающие собаки. Несмотря на шум во дворе, хозяева не выходят.
«Путинские» в доход семьи
В другом частном доме по улице Школьной больших собак нет. Только щенок на толстой цепи, и он позволяет пройти во двор. Здесь тоже встречает мужчина. Время около 10 часов, но он уже навеселе. Запах перегара чувствуется даже на расстоянии.
- Мы несколько лет назад в этот дом переехали, трое детей у нас, - поясняет отец семейства и рассказывает, что жена уехала в город со старшим сыном подавать документы на оформление паспорта.
Сыну исполнилось 14 лет. Две младших дочери дома, одна из них пойдет в первый класс.
- К школе уже что-то покупали? - спрашивает у него специалист комиссии по делам несовершеннолетних.
- Вчера все, что нужно для старшего сына, приобрели, - поясняет родитель. - Сегодня, может, и младшей поедем брать, деньги вон, целые лежат.
- Кто-нибудь в семье работает? Из каких доходов складывается бюджет? - пытаются выяснить участники рейда.
- “Путинские” считать? - уточняет мужчина и подробно рассказывает, что жена не работает, а он калымит, но доход непостоянный. Делает ремонт в квартирах, и даже инструмент есть - в сарае лежит, мол, если нужно, он сейчас же готов его показать.
Но
продемонстрировать его просят школьные принадлежности, которые
купили старшему сыну. Заодно проверяют наличие продуктов в
холодильнике.
В доме не убрано, стоит неприятный запах, но все, на что обращают внимание участники рейда в первую очередь - в наличии. У детей есть отдельные спальные места и постельные принадлежности. В холодильнике непусто.
- Видим, что в школу вы готовитесь, продукты питания есть, но имейте ввиду, будем проверять часто, - предупреждают участники рейда. - Жалобы на вас о злоупотреблении спиртными напитками поступают, и если вопросы будут возникать по обучению детей в школе, по их посещаемости, опрятности, то разговаривать уже будем с вами строго.
- Да кто там на нас жалуется? Соседи? - эмоционально пытается оправдаться мужчина. - Они сами тут ходят, «шлангуют», а нам завидуют. Мы знаете, какие дни рождения детям устраиваем? Шашлыки-машлыки, по 13 человек тут во дворе собираем. Все у детей есть. Ну да, выпиваю я. Ну и что? Жена же не пьет сейчас, или вы думаете, она бы нетрезвая в паспортный стол поехала? А я в лес ходил, грибов собрал, продал и выпил. Считаю, я имею право…
Профилактическая беседа с отцом семейства длится еще какое-то время. Он уверяет, что никаких проблем не видит, участники рейда в свою очередь еще раз напоминают, что будут заглядывать с проверками неоднократно.
Индивидуальный подход
Как поясняет старший инспектор ПДН, майор полиции Елена Кожеурова, иногда сигналы о том, что в семье есть проблемы, поступают даже на личный телефон. Информация стекается отовсюду: от соседей, из органов опеки, поликлиники, полиции, школы, где обучаются дети. Если писать официальным языком, то это работа, проводимая в рамках межведомственного взаимодействия по выявлению и оказанию помощи неблагополучным семьям. А на деле это постоянные рейды, строгий контроль и стремление помочь.
При этом про ответственность отцов, как всегда, говорится немного. Вернее, почти ничего. А если выпивают оба родителя, то в этом случае не может быть и речи о том, чтобы перестать контролировать. И к каждой семье индивидуальный подход.
- На учете у нас числиться 75 неблагополучных семей - рассказывает специалист комиссии по делам несовершеннолетних Лада Новикова. - Иногда после неоднократных проверок приходим к выводу, что ситуация нормализовалась. Но позже может быть повторная постановка семьи на учет, а значит, снова усиленный контроль.
Протокол усмирил
Одной из жительниц микрорайона «Транспортный», которая воспитывает семилетнюю дочь, похоже, повторной постановки на учет не избежать. Участников рейда она встретила в состоянии алкогольного опьянения. Кроме нее в однокомнатной квартире оказался нетрезвый сожитель. Дочь женщины, которая в этом году пойдет в первый класс, невольный свидетель происходящего.
- А я выспалась и суп уже кушала, - с радостью сообщает девочка, потом шепотом говорит, что мама опять пьяная.
Родительница при этом отвечает на вопросы участников рейда недружелюбно. Хотя немногочисленные покупки к школе показывает: пенал, несколько тетрадей и ручки. По просьбе инспектора ПДН открывает и холодильник, демонстрируя, что продукты питания есть. Но ведет себя при этом агрессивно, пытается скандалить.
- Да отстаньте вы от нас! - повышает голос женщина и добавляет, что все у них нормально.
- Нет, не нормально, - вмешивается в беседу сожитель. - Ты с самого утра «бухая».
- Ой, как будто ты трезвый, - парирует мать будущей школьницы, и снова перепалка возникает в присутствии ребенка.
Успокаивает разбушевавшуюся родительницу сотрудник полиции, которая составляет протокол за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
Дальше горе-матери необходимо будет явиться в отдел полиции по делам несовершеннолетних и дать объяснение. Возможно, там она будет рассказывать, что подобных ситуаций больше не допустит и что непременно бросит пить, устроится на работу… Контролирующие службы при этом, если необходимо, могут подключить наркологов, психологов. Специалисты комплексного центра проконтролируют, все ли социальные пособия оформлены в этой семье. Причины проблем не всегда связаны только лишь с алкоголем. Но разбираться в них, помогать выбираться из беды, не оставлять без внимания тревожные сигналы - задача кураторов.
Такие вот выходят подробности работы межведомственного взаимодействия с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Анастасия Чернявская