Сегодня на Амуре № 37 (21 сентября) 2022 г.


Как изменится стоимость ОСАГО

 

13 сентября вступило в силу указание Центробанка, в соответствии с которым в очередной раз расширен тарифный коридор ОСАГО. Ранее вступило в силу указание, по которому при расчете стоимости восстановительного ремонта можно учитывать цены на аналоговые детали. Как изменится от этого стоимость полисов, в интервью президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, которое он дал «РГ» (публикуется с сокращениями).

 

- Зачем нужно очередное расширение тарифного коридора ОСАГО, если увеличения страховых выплат пока не предусматривается?

 

- Эта мера всегда направлена на обеспечение страховщикам возможности более точечной тарификации клиентов. Каждое расширение границ коридора позволяет страховщикам устанавливать более справедливый тариф для конкретного автовладельца, исходя из его личных особенностей. И главное - дает возможность страховщикам конкурировать в борьбе за безубыточных автовладельцев, что они и делают, снижая для них цену полиса.

 

В этом году из-за ухода с рынка ряда производителей автозапчастей и проблем с логистикой цены на многие ходовые запчасти существенно выросли. Следствием этого стал рост выплат по ОСАГО, который также давит на тариф. В июне вступили в силу новые справочники стоимости запчастей, цены в которых выросли примерно на 30% по сравнению с предыдущими. Однако и в этих условиях средняя цена ОСАГО выросла лишь на 10%, тогда как инфляция в июле, по данным Банка России, составила 15,1%. А в августе наметилось даже некоторое снижение средней цены полиса ОСАГО. В то же время Банк России не мог не учитывать ситуацию с запчастями и принял решение о расширении тарифного коридора. Это расширение, как и все предыдущие, позволит страховщикам более точно назначать тариф убыточным клиентам, которых меньшинство. При этом конкуренция за безубыточных никуда не денется и тарифы для них останутся выгодными.

 

- Подорожают ли полисы? Или есть вероятность, что для аккуратных водителей они станут дешевле?

 

- Есть недотарифицированные сегменты страхователей, основной рост цен на ОСАГО можно прогнозировать именно для них. В то же время большинство автовладельцев - аккуратные и дисциплинированные водители, которые не провоцируют ДТП и, следовательно, страховщики не выплачивают страховое возмещение по их вине. Для таких автовладельцев роста стоимости полисов или не будет, или он будет не таким чувствительным, как для аварийных водителей.

 

- По информации, уже выросло количество незастрахованных автомобилей. В одном из регионов оно достигло 60%. Удорожание полиса только увеличит количество желающих от него отказаться, тем более что штраф - 800 рублей. Так ли это на ваш взгляд?

 

- Эта ажиотажная тема возникла из-за того, что аналитики попытались сравнить количество проданных полисов ОСАГО с количеством зарегистрированных в ГИБДД автомобилей. Однако это абсолютно некорректно: далеко не все зарегистрированные в ГИБДД транспортные средства эксплуатируются, и на основании такого сопоставления говорить, что люди массово ездят по дорогам без полисов ОСАГО, конечно, не верно. По экспертным оценкам РСА, количество водителей без ОСАГО на дорогах стабильно уже несколько лет и составляет около 6 млн человек. Что же касается динамики заключаемых договоров ОСАГО, то, по статистике РСА, она неплохая и совсем не говорит о каких-то отказах автовладельцев страховаться: за январь-март 2022 года было заключено 9,259 млн договоров ОСАГО, что на 1,7% больше, чем годом ранее. Затем количество заключаемых договоров ежемесячно стало снижаться, но это полностью соответствует динамике продаж новых автомобилей в РФ - как вы знаете, эти продажи довольно резко просели.

 

Какого-либо массового отказа автовладельцев от покупки полисов ОСАГО в связи с расширением тарифного коридора мы тоже не ждем: повышение ждет высокорисковых водителей, а у нас больше 90% имеют скидку по КБМ, то есть ездят, как правило, не становясь виновниками ДТП.

 

- Что нужно сделать, чтобы снизить количество число «отказников» от полиса ОСАГО?

 

- Мы ожидаем запуска контроля за наличием или отсутствием полисов обязательной «автогражданки» при помощи камер. Штраф за езду без полиса, вероятно, тоже нуждается в некотором пересмотре: сейчас аварийному автовладельцу дешевле ездить без полиса и каждый раз, когда его остановит сотрудник ГИБДД, платить штраф, чем купить полис.

 

- Насколько в целом может вырасти стоимость полисов? И для кого?

 

- Для очень аварийных автовладельцев, которым страховщики и сейчас устанавливают цену полиса ОСАГО по верхней границе коридора, стоимость страховки, скорее всего, вырастет. Также больший рост могут ощутить регионы из «красной» зоны рейтинга регионов РСА, где велики риски мошеннических действий с ОСАГО. А вот регионы «зеленой» зоны, которых большинство, наоборот, будут тарифицироваться страховщиками ниже. Так, в Дальневосточном округе демонстрируются высокие риски мошеннических действий в ОСАГО, что, вероятно, отразится на тарифах.

 

- А для кого и насколько может снизиться стоимость полисов?

 

- Можно нарисовать примерный портрет автовладельца, для которого цена полиса, скорее всего, или сохранится на примерно том же уровне, или даже станет немного ниже. Это водитель возрастом от 40 лет, с большим стажем вождения, не становившийся виновником ДТП в последние 10 лет, выбирающий модели машин, не предполагающие спортивной езды и проживающий в регионе «зеленой» зоны по рискам мошеннических действий в ОСАГО. Это не означает, что каждый страховщик назначит такому клиенту минимальную цену по ОСАГО. У конкретной страховой компании могут быть свои дополнительные критерии - например, кредитная история водителя или его семейное положение.

 

- С 11 сентября можно учитывать в расчете стоимость аналогов запчастей. Однако это не отразится, пока, на страховой корзине, поскольку это не заложено в новых справочниках, которые вступят в силу 19 сентября. Скажется ли это на стоимости полисов?

 

- Это может отразиться на стоимости полисов не раньше, чем вступят в силу справочники, подготовленные по новым правилам, а это должно случиться ориентировочно 19 октября. Кроме того, надо иметь в виду, что все изменения, касающиеся страховых выплат, имеют немного отложенный во времени эффект. То есть и новые правила по выплатам заработают для автовладельцев в конце октября, и примерно тогда же они могут начать сказываться и на цене полисов ОСАГО.

 

- И как это повлияет на стоимость полисов?

 

- Пока очень трудно сказать, какие цены в итоге будут в справочниках, которые должны вступить в силу только в конце декабря, а именно эти цены окажут влияние на тариф. К сожалению, в связи с уходом с российского рынка некоторых иностранных производителей или из-за отсутствия информации по ценам на соответствующие запчасти сейчас по ним образовался «вакуум». Нет базовой величины, например, того, сколько стоит оригинальный бампер на Volkswagen Tiguan - представительство не дает такой информации сейчас. Поэтому Банк России правильно и справедливо заявил, что для расчета стоимости ремонта по ОСАГО можно использовать аналоги оригинальных запасных частей. Вопреки опасениям автовладельцев, ЦБ РФ не ограничивает выбор запчастей, которые будут использоваться при ремонте автомобиля. Регулятор определяет лишь то, какие данные будут учитываться страховыми компаниями в расчете стоимости запасных частей в процессе урегулирования убытков.

 

Страховое сообщество выступает за максимально свободные тарифы, когда страховщик сможет сам устанавливать наиболее справедливую базовую ставку

 

То есть новшество повлияет лишь на наличие информации о цене на запчасти, которая при действии прежних правил попросту бы отсутствовала. И цена эта будет рассчитываться на основании стоимости тех запасных частей, которые реально есть на рынке при сроках доставки не более 15 рабочих дней.

 

- Предлагалось увеличить выплату по жизни и здоровью до 2 млн рублей. Насколько надо увеличить тариф, чтобы такая выплата стала возможной?

 

- Сейчас этот вопрос снят с повестки дня. Он требует детального обсуждения, ведь повышение лимитов должно сказаться и на тарифах.

 

Но одно однозначно: аккуратные водители не должны платить за тех, кто часто становится причиной аварий на дорогах и создает угрозу жизням других участников дорожного движения.

НазадАрхив