Сегодня на Амуре № 46 (23 ноября) 2022 г.


С начала частичной мобилизации в авральном режиме работали не только военкоматы, но и загсы. Молодые и не очень пары оформляли отношения прямо в день подачи заявления, потому что завтра жених уезжает в учебный центр, а после - в зону спецоперации. Более 380 браков за неполные два месяца. «Это рекорд», - говорит начальник загса Наталия Столбовская.

 

Белое, строгих линий атласное платье в пол у нее, он - в белой рубашке и костюме, военная форма на время оставлена в шкафу. 31-летняя Лилия и 34-летний Антон вместе уже пять лет. За плечами у обоих - не первый опыт отношений, но есть общая 4-летняя дочь Евангелина. Она, кстати, накануне регистрации брака родителей подхватила ветрянку. Но ее личико, щедро «украшенное» зелеными пятнышками, светится от радости не меньше, чем лица ее родителей.

 

- Спонсор моего брака - мобилизация, - шутит Лилия. Антон в зоне СВО с первых дней. Однако расписаться решили только сейчас. Почему? «Да я замуж как-то не торопилась, не поднимала эту тему, все устраивало», - говорит молодая женщина. Антон этим летом приезжал в отпуск, спустя пару месяцев она летала к нему. А  в последних числах октября получила смс-ку: «Иди завтра в загс, узнай, как заявление подать».

 

- Осенило, очевидно, - смеется Лилия. - Я удивилась: что так? По телефону объяснил, мол, мало что со мной случится, хочу быть уверен, что у вас с дочерью будут хоть какие-то гарантии.

 

Она подала заявление через «Госуслуги». По закону, россияне могут пожениться минимум через месяц после подачи заявления, однако после объявления мобилизации ее добавили в список уважительных причин для ускоренной регистрации брака. Теперь это можно сделать даже за день. Но им пришлось подождать - в загсе была большая очередь из желающих зарегистрировать брак. Они хотели на 5 ноября, но на этот день мест уже не было. Да и он бы не успел прилететь. Торжество назначили на 19 ноября. Когда Антон прилетел, они обежали почти все городские ювелирные магазины - отсутствовал нужный размер для него. Нашли.

 

В день бракосочетания рядом были все родные и близкие друзья. Которые радовались за молодых даже больше, наверное, чем они сами. Торжественная речь регистратора, обмен кольцами, первый супружеский танец. Поздравление, пожелания счастья, а еще - возвращения Антона домой. Живым, здоровым и невредимым…

 

Таких пар, рассказывает начальник белогорского загса Наталия Столбовская, которые жили вместе годы, но не расписывались до мобилизации, немало. В половине случаев это либо возвращение бывших супругов в семью, либо пары, которые проживали вместе, но отношения официально не оформлявшие. Даже если были совместные дети.

 

- C 22 сентября мы живем и работаем практически круглосуточно, - рассказывает Наталия Столбовская. - До сих пор нам звонят, обращаются с заявлениями. Буквально за полчаса до вас из ДВОКУ парень звонил - едет сюда, чтобы зарегистрировать брак, невеста живет здесь, ждет.

 

С началом мобилизации женихи приходили в загс прямо в военной форме, нередко с вещмешками за плечами. Это были в основном те, кого отправили в Белогорск из других муниципалитетов. Из поселка Чульмана, Нерюнгри, Забайкальского края... Как молодые, так и мужчины в возрасте. У многих - дети. Зачастую в фойе протолкнуться было сложно. Регистрировали в тот же день, нередко по несколько пар сразу. А невест иногда доставляли автобусом, всех вместе.

 

- Глава Мазановского района Михаил Пивень одну такую поездку организовал, собрал девчат из сел и деревень Серышевского и Мазановского районов, чтобы расписались с ребятами, в тот момент находившимися в белогорских войсковых частях, - рассказывает начальник загса. - Написали они заявления, мы собрались было для них всех одну церемонию провести, а они спрашивают: а можно нас раздельно? И с глазами, полными слез, просят: и как можно дольше говорите свою речь. Мы сначала не поняли, а потом догадались: они просто хотят подольше побыть рядышком. Неизвестно, свидятся ли еще...

 

И эти глаза - женские, полные слез, и мужские - потерянные, работники загса будут помнить долго. Как и маленькие жизненные истории, ежедневно случающиеся в стенах этого здания.

 

…Ему лет под 50, бывший военный, владелец КФХ, взрослые дети, стоящие понуро, и супруга, плачущая в углу дивана: как она теперь с хозяйством будет без него справляться.

 

…Мужчина и женщина средних лет с ребенком лет трех. Пока они ждут, дите сидит на стульчике, играет в телефоне отца. И внезапно среди людского гула и говора раздается: «Папка, папка, ты на войну пойдешь, свой телефон мне оставишь?».

 

…Пара из Якутии - невеста в красивом свадебном платье, с макияжем и прической, куча родственников и друзей. Жениха нигде не видно. Сотрудники загса в недоумении - вроде торжественных регистраций не назначено на этот день. Выясняется: молодые заявление даже не подали. Появляется жених с повесткой на руках. Заявление, регистрация - и молодые вместе с гостями едут на венчание. Оказывается, все заранее было договорено. Кроме подачи заявления.

 

…Девушка из Зеи ждет жениха, которого должны отпустить из войсковой части на регистрацию. Возле стенки - многочисленные пакеты и сумки - она успела обежать магазины и аптеки, чтобы купить парню необходимое для службы. В руках - золотые с гравировкой кольца. И телефон - она ждет известий из хабаровской клиники, где в этот момент делают сложную операцию отцу. Жених приезжает с повесткой, а тут звонок - отец умирает на операционном столе. Она же держится, старается не расплакаться во время подачи заявления и регистрации.

 

…Пара из Серышево с двумя детьми. Говорят, что обручальные кольца не успели купить. А можно мы бабушкиными обменяемся? - спрашивают они у работников загса. Отчего же, можно конечно. Бабушки снимают свои, помутневшие от времени украшения. А они большие по размеру, соскальзывают с пальцев молодоженов. Но это неважно.

 

…Жених жалуется матери, которая приехала из дальнего села с будущей невесткой, на тяготы службы. Но та жестко его осаживает: ты куда пошел, на курорт что ли поехал? Сама отворачивается, хмурится - сама старается не упасть духом и сыну не дает.

 

Есть еще одна история, которая войдет в летопись белогорского загса. Регистрация на полигоне. Приехали сотрудники загса с невестами, освободили им палатку. Где-то вдали грохот взрывов, рев моторов. А они разложили документы, достали бланки да время начали тянуть с каждой парой - то там заявление переписать, то «кое-что уточнить».

 

- Я про себя думаю: а вдруг они видятся в последний раз? - говорит Наталия Столбовская. - Так что пусть хотя бы пообнимаются. Их глаза - и девчонок, и парней, об этом просто молили. И как не понять, как не услышать...

Елена Гладышева

НазадАрхив