Сегодня на Амуре № 48 (7 декабря) 2022 г.


С представителями сферы общепита в Белогорске обсудили роль профилактических визитов, на которые заменены все плановые проверки бизнеса. Встреча состоялась в зале заседаний администрации города 29 ноября, и изначально была посвящена мерам обеспечения пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Но первый вопрос, который задали представители кафе, ресторанов и закусочных города, касался моратория на плановые проверки и их отличий от профвизитов. Об этом корреспонденту газеты «Сегодня» Анастасии Чернявской рассказала консультант по контролю в области розничной торговли спиртосодержащей продукции администрации Белогорска Александра Цуцура.

 

- Александра Витальевна, по всем направлениям, будь то реализация спиртосодержащей продукции или меры обеспечения противопожарной безопасности, смысл профилактических визитов один и тот же?

 

- Да, и в первую очередь предприниматели и юридические лица должны понимать, что цель таких визитов заключается вовсе не в том, чтобы найти какие-то нарушения и привлечь за это к ответственности.

 

Некоторые, как выяснилось, не понимают разницы, считая, что просто определение «плановая проверка» заменили на словосочетание «профилактический визит», а на самом деле функции те же. Поэтому готова сейчас подробно разъяснить в чем, собственно, главная цель профилактических визитов.

 

- Тогда расскажите вначале, какой вопрос Вам часто задают предприниматели по этому поводу?

 

- Они спрашивают: «А правда, что даже если выявите нарушения, все равно штраф не выпишите?».

 

- А Вы что отвечаете?

 

- Даем подробные разъяснения, что действительно, по результату профилактического визита штрафы ни в коем случае не выписывают, и что лучше не отказываться в участии таких мероприятий, поскольку появляется возможность получить персональные рекомендации и ответы на все возникшие вопросы. Таким образом вероятнее даже обнаружить риски, которые работодатель, возможно, еще не заметил, и вовремя устранить их.

 

- Давайте дадим определение, что подразумевает профилактический визит?

 

- Это профилактическая беседа с сотрудником органа контроля, в рамках которой инспектор может информировать граждан и организации об обязательных требованиях, о соответствии объектов контроля критериям риска, об основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.

 

- Кого посещают в первую очередь?

 

- Тех, кто недавно приступил к осуществлению деятельности в определенной сфере. Как правило, первый профвизит специалисты контрольно-надзорных органов должны провести в течение одного года с момента начала деятельности.

Кроме этого в списке первых числятся объекты контроля, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков.

 

Для остальных профилактический визит проводится по желанию.

 

- В какой форме может проходить такое профилактическое мероприятие?

 

- В формате личной встречи на объекте или даже посредством видеоконференцсвязи.

 

Но сведения о профилактическом визите обязательно вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.

 

- Есть ли возможность заранее узнать, что скоро будут контролирующие гости?

 

- По правилам орган контроля обязан уведомить о планируемом визите не позднее, чем за 5 рабочих дней до его проведения. Но возможен и отказ предпринимателя или организации от мероприятия не позднее, чем за 3 рабочих дня.

 

- В Белогорске отказы случаются?

 

- Практически никогда, и в этом плане преимуществ у таких представителей бизнеса, бесспорно, больше. Проблему отказов недавно обсуждали на областном совещании в минэкономразвития в режиме видеоконференсвязи. Пришли к общему выводу - плюсов от таких ситуаций предпринимателям и организациям практически нет.

 

При этом риски могут оставаться высокие, а обратить внимание на ошибки некому. И в случае нештатных ситуаций или серьезных нарушений прокурорских проверок никто не отменял. И ответственность все равно придется нести. Только какой ценой?

 

Об этом, к примеру, на прошедшей встрече рассказывал представителям общепита начальник Госпожнадзора Павел Корелов. Все знают о трагических пожарах с человеческими жертвами, которые произошли в костромском ночном клубе, на цветочном базаре в центре Москвы. В Благовещенске были возгорания в кафе, хорошо, что без пострадавших.

 

Поэтому и рассказывают инспекторы всех надзорных служб и ведомств, что профилактические визиты необходимы. Они помогают обеспечить должный контроль в отсутвие плановых проверок, обратить внимание на нарушения, убедить собственника устранить недостатки, не применяя при этом мер административного наказания.

 

Повторюсь, что в случае серьезных нарушений надзорные мероприятия с привлечением собственника к ответственности тоже могут быть осуществлены. Поводом может стать поступившая от клиентов или покупателей жалоба.

В сфере розничной торговли алкогольной продукции она может указывать, например, на то, что продавец был замечен в продаже спиртных напитков несовершеннолетним или реализовал спиртосодержащую продукцию без акцизных марок.

 

И при таких раскладах, конечно, никакой мораторий не действует, за выявленные нарушения придется нести ответственность.

 

- С определением степени риска в противопожарной деятельности все более-менее понятно. Выше они, наверняка, будут там, где может быть большое скопление людей - в кафе, клубе, кинозале, торговом центре. А как определяются категории риска в реализации спиртосодержащей продукции?

 

- Как и в остальных сферах, есть определенные критерии. Например, к категориям значительного риска относятся объекты торговли, в которых в течение трех прошедших лет была аннулирована лицензия на розничную продажу алкогольной продукции в результате выявленых нарушений.

 

Или за этот же период было три и более вступивших в законную силу постановлений о назначении административных наказаний юридическому лицу, его должностному лицу, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения в области оборота этилового спирта и алкогольной спиртосодержащей продукции.

 

- Тогда к категории среднего риска кого отнести?

 

- Средний риск - если в течение трех лет нарушения при реализации алкогольной продукции были, но они повлекли не аннулирование лицензии, а только приостановку ее действия до тех пор, пока ситуацию не исправили.

 

Если были выписаны два и более предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований - то этот объект торговли с умеренным риском.

 

- Скажите, какой самый необычный вопрос Вам задавали в ходе профилактических визитов?

 

- Сейчас вспомнился случай в одном из магазинов города. Владелец, предприниматель, рассказал, что занимается возведением пристройки к магазину, в которой собирался открыть небольшое кафе. Он спросил, можно ли ему прорубить проходную дверь, чтобы из заведения общепита можно было прямиком попасть в магазин, а уже оттуда выходить на улицу.

 

- И в чем смысл?

 

- В том, что навынос реализация алкогольной и спиртосодержащей продукции из кафе запрещена. И конечно, никаких обходных путей быть не должно.

 

- Где аккумулируются сведения о всех участниках рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции?

 

- На сайте ogv.fsrar.ru, но вход на него несвободный. Он только для участников алкогольного рынка. Именно с помощью сервиса сайта подаются декларации. При этом доступ имеют специалисты всех муниципалитетов по контролю в области розничной торговли спиртосодержащей продукции.

 

Можно провести мониторинг и выявить, например, предпринимателей и юридических лиц, которые осуществляют розничную продажу алкогольной продукции в запрещенные время и дни. Так мы определяем незаконопослушных продавцов в Белогорске и отправляем им предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

 

Предостережения не влекут наказаний, штрафов, но последствия все равно ощутимые. От этого сразу меняется категория риска в сторону ухудшения. И уже от категории зависит, как часто инспектор будет посещать объект с профвизитом.

НазадАрхив