Сегодня на Амуре № 50 (21 декабря) 2022 г.


Контрафакт. Как его распознать

 

Санкции, введенные против России, затронули и экспорт спиртных напитков. Как сообщает газета “РБК”, менее чем за два месяца до новогодних праздников оптовые и розничные продавцы алкоголя уже начали фиксировать нехватку популярных брендов спиртных напитков, которые раньше завозились из-за рубежа. Преимущественно речь шла лишь о некоторых марках крепкого алкоголя и широко известных в России шампанских винах. При этом аналитики различных исследовательских компаний чуть ли не каждый год выясняют, что на самом деле вовсе не шампанское является популярным алкогольным напитком на зимний праздник. Что предпочитают пить белогорцы, и как не нарваться на контрафактную продукцию, выясняла корреспондент газеты «Сегодня» Анастасия Чернявская.

 

Полные прилавки

 

В одном из алкогольных супермаркетов Белогорска разговаривать на тему поставок алкогольной продукции наотрез отказались. Отметили только, что совсем не опасаются дефицита. Здесь уверены, что постепенно придет параллельный импорт и проблема будет полностью решена.

 

Пустых полок, действительно, пока не наблюдается. Правда, гораздо меньше стал ассортимент брендового виски и ликеров, но коньяк от разных, в том числе популярных российских производителей, спасает ситуацию. А вот как обстоят дела с шампанскими винами, подробно расспросить в этом магазине не удалось.

 

- Все, что в наличии, есть на витрине, смотрите сами, - прокомментировала продавец и на этом закончила разговор.

 

- Ну вы подскажите, что из ассортимента пользуется наибольшим спросом? - задала ей вопрос под видом заинтересованного покупателя, но ответа не последовало.

 

Спросить совета у кого-то из других клиентов магазина тоже не представилось возможным. В торговом зале в обеденное время в пятницу находилась только пожилая женщина, которая приобретала не самую дешевую водку, но российского производителя.

 

- Возьму заранее, пусть стоит, деда на Новый год порадую, - улыбаясь, прокомментировала женщина, заметив заинтересованный взгляд. Потом зачем-то уточнила, что это и будет ему подарок. Мол, нечего сильно баловать.

 

Есть спрос - будет предложение

 

В другом виноводочном магазине, расположенном буквально в квартале от предыдущего, менеджер, работающая в торговом зале, оказалась более разговорчивой.

 

- Многие стали закупаться к Новому году еще в начале декабря, но, честно, ажиотажа не наблюдается, в прошлом году покупателей в это время было гораздо больше, - рассказала она. - Ассортимента американского виски давно нет. Шотландский и ирландский представлен в продаже, но не пользуется большим спросом из-за высокой цены. Водки достаточно, у нас и на складе ее много. Хорошего импортного итальянского и французского шампанского нет. А в том году было, и мы продали его несмотря на стоимость в несколько тысяч рублей за бутылку. Но тогда привезли именно в наш супермаркет немного - всего 10 бутылок.

 

Хотя с игристыми винами пока нет особых проблем: производство Россия, Испания, Италия, Франция. Возможно, еще из старых запасов. А вообще во всей торговой сети, по словам продавца, отмечают, что в условиях сокращения импортного ассортимента увеличивается спрос на российские вина и крепкий алкоголь.

 

Менеджер лишь на несколько минут зачем-то уходит в подсобное помещение, а когда возвращается в торговый зал, сообщает, что в компании пока что на уровне слухов уже идет вялый разговор про параллельный экспорт в Россию. Но есть серьезные опасения, что под его видом прилавки может заполонить контрафакт, и что сейчас этот вопрос обсуждают “большие чиновники”. Но что будет на самом деле и с какими проблемами сталкиваются в поставках, начальники торговой сети «рядовому» персоналу, конечно, не докладывают. А большинство из них думает так: если есть спрос - будет и предложения.

 

- Пока о полном дефиците импортной алкогольной продукции говорить рано, да и вряд ли этот факт расстроит именно белогорских покупателей, - высказала свое мнение еще одна продавец этой торговой точки.

 

- Вы знаете, на самом деле в праздники, в том числе и новогодние, мы больше всего продаем вовсе не водки или игристых вин, - уверенно осведомила она, рассказывая о конкретных примерах. - Пьют люди пиво ящиками. Даже на Новый год. А молодежь мешает крепкие напитки с энергетиками. Почти все по цене выбирают, хорошо берут то, что подешевле. Но так не всегда. Недавно две девушки спрашивали текилу, рецепт коктейлей рассказали, а у нас ее пока нет. Слышали, что-то там с урожаем агавы не срослось. До этого заходили представительные мужчины, искали именно японский виски.

 

- Так японский не в магазинах дальневосточники покупали, - неожиданно включился в разговор один из покупателей. - Его контрабандой раньше на Дальний Восток завозили по морю в больших двухлитровых бутылках в стекле и пластмассе. В Белогорске торговали, в основном, перегонщики машин. Хороший был продукт, но, действительно, сейчас уже не продают.

 

- Как считаете, сейчас много контрафактного алкоголя попадает на прилавки белогорских магазинов? - спрашиваем вместе с этим мужчиной. Заметно, что его нелегальная алкогольная тема тоже заинтересовала.

 

Но про это ничего интересного продавцы не рассказали.

 

- У нас все в порядке, а как в других магазинах, сказать не можем, - ответили работницы торгового зала и удалились выполнять свои рабочие обязанности.

 

Отличить можно

 

Как отмечает консультант по контролю в области розничной торговли спиртосодержащей продукции администрации Белогорска Александра Цуцура, правоохранительные органы постарались сделать все возможное, чтобы поставки контрафактного алкоголя прекратить по железной дороге. Сотрудники транспортной полиции проверяли все контейнеры с запада страны. На общих совещаниях они неоднократно докладывали об изъятии сомнительной продукции. Теперь таких фактов практически нет. Но вот отследить, что везут в город автотранспортом, невозможно. Не исключено, что именно машинами могут доставлять нелегальную алкогольную продукцию.

 

- В период, когда проводили плановые проверки совместно с сотрудниками полиции, нам неоднократно приходилось изымать алкогольный контрафакт, - рассказывает Александра Цуцура. - Чаще всего обнаруживали его в маленьких торговых павильонах, там, где в принципе, торговать спиртосодержащими напитками запрещено. Иногда на изъятых бутылках кроме названия «Особая» вообще ничего указано не было - ни то, что это водка, ни крепость. И конечно, отсутствовали федеральные специальные марки.

 

О том, что нередко нелегалы хитрят, рассчитывая на невнимательного потребителя, знают и сотрудники полиции и в отделе по труду и потребительскому рынку администрации Белогорска.

 

В 2019 году полномочия по осуществлению контроля в области розничной продажи алкоголя переданы муниципалитету. Именно Белогорск в то время стал пилотной территорией в амурском регионе. Тогда еще моратория на плановые проверки бизнеса не было и контрольные рейды проходили регулярно. Как говорят участники таких проверок, приходилось изымать даже бабины поддельных наклеек федеральной специальной марки. Причем подделки были очень хорошего качества.

 

- А я помню, зашла я одну в торговую точку, взяла в руки бутылку, отметила, что на ней есть наклейка, с первого взгляда похожая на федеральную специальную марку, - рассказывает о своем первом опыте обнаружения нелегальной продукции Александра Цуцура. - Но при внимательном рассмотрении тут же увидела, что шрифт другой, и нужных надписей с голограммами нет, да и вообще изготовлена она с явным полетом фантазии кого-то из предприимчивых граждан. Что там было указано, уже не помню, однако оказалась это даже не подделка, а имитация.

 

В том случае сдавать на экспертизу изъятый алкоголь от неизвестного производителя не стали. Не сделали этого только лишь потому, что в павильоне продажа спиртосодержащих напитков запрещена вовсе. С владельцем торговой точки в дальнейшем разбирались в арбитражном суде. В качестве административного наказания был назначен штраф в размере 250 тысяч рублей. После чего комитет имущественных отношений администрации Белогорска уведомил собственника о намерениях расторжения договора аренды земельного участка, на котором располагался ларек.

 

- Это не единственный случай, - говорят в администрации Белогорска. - Нередко отстаивать свое право по аренде собственники идут в суд и процесс затягивается надолго. И это уже совсем другая история.

 

Мобильное приложение в помощь

 

А вот отличить контрафакт от качественной алкогольной продукции можно даже тем, кто в этом мало, что понимает.

 

Основные признаки подделки:

 

- на акцизной марке нет голограммы;

 

- акцизная марка напечатана на цветном принтере, методом струйной печати;

 

- штрих-код на марке нечитаемый или нечеткий;

 

- этикетки неровно наклеены на бутылку;

 

- текст или картинка на этикетке немного смазаны;

 

- крышка бутылки протекает и плохо фиксируется на горлышке.

 

И что самое главное: существуют мобильные приложения, с помощью которых любой может проверить подлинность алкоголя через интернет. Одно из них - «АнтиКонтрафакт Алко». Сегодня все розничные продавцы алкогольной продукции обязаны выдавать покупателю чек с QR-кодом. При сканировании такого кода или ФСМ-наклейки покупатель получает сведения о напитке, начиная с этапа его производства и завершая точкой продажи. Нужная информация берется из базы данных ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы), ведущей учет по месту производства, объемов и реализации спиртосодержащих напитков.

НазадАрхив