Сегодня на Амуре № 24 (21 июня) 2023 г.


В администрацию ходить не надо…

 

Настройка системы предоставления государственных и муниципальных услуг онлайн идёт в Белогорске. К концу 2023 года их число планируется довести до полусотни. О том, как идёт процесс трансформации, в интервью корреспонденту газеты «Сегодня» Светлане Саенко рассказала замглавы Белогорска по информационным технологиям Марина Зингер.

 

- Марина Анатольевна, сегодня о государственных и муниципальных онлайн-услугах говорят много. Кому-то это уже привычно. А для кого-то ещё страшно и это тёмный лес…

 

- Возможно, это кого-то удивит, но на самом деле внедрение электронных услуг в нашей стране началось более 20 лет назад. В разные периоды процесс проходил с переменным успехом. Порой и вовсе замирал.

- Почему?

 

- Причин было много. В целом они сводились даже не к дефициту средств, а к отсутствию единой государственной политики в сфере цифровых технологий. Более того, курс был нацелен не на развитие собственных разработок, а на использование зарубежных. Причём последние создавались зачастую за счёт так называемой утечки мозгов в постсоветский и перестроечный периоды. Иными словами, за счёт специалистов из России и стран ближнего зарубежья.

 

- То есть?

 

- Сначала 90-е, а потом двухтысячные годы привели к тому, что вся «цифра» страны строилась по остаточному принципу и исключительно за счёт зарубежного программного обеспечения, иностранных операционных систем. К определённому моменту почти вся государственная система оказалась настолько несамостоятельной, что появилась вполне реальная угроза блокировки целых систем государственного управления. «Цифровая игла», если хотите, поставила государство в такие рамки, что другого выхода, кроме как перехода на отечественное ПО, не было. Именно поэтому озвученная Президентом России Владимиром Путиным идея цифровой трансформации государства, экономики в своё время была по-настоящему прорывной. Для обывателя это заявление, возможно, показалось не столь значимым, по сравнению с проблемами в сфере ЖКХ, здравоохранения, образования и так далее...

 

- Многие ещё с трудом понимали, что такое онлайн…

 

- Сейчас всё стремительно меняется. И пенсионеры становятся активными киберпользователями. Для специалистов, в том числе местного самоуправления, было очевидно, насколько сложен будет процесс. И с точки зрения цифровой культуры населения, и с точки зрения соединения разрозненных элементов всех цифровых продуктов, уже плотно внедрённых в систему управления. Президент поручил ведь не внедрить чужое, он поручил построить свою экосистему в стратегии цифровой трансформации десяти ключевых отраслей отечественной экономики и социальной сферы.

 

Так, чтобы в каждой семье цифровые технологии, в том числе при получении населением государственных и муниципальных услуг, стали делом обыденным.

 

- Становится делом обыденным?

 

- Хотелось бы оперативнее и не только через призму организации работы госучреждений и ведомств. Многое зависит от финансовой обеспеченности цифровых процессов. Они, поверьте, очень дороги. А с учётом требований по обеспечению цифровой безопасности, даже очень. Порядок числа порой не десятки, а сотни тысяч рублей из расчёта на одно рабочее место. Но, несмотря на сложности, процесс идёт. Плотно работаем с Минцифрой Амурской области. Задачи перед регионом стоят большие и условия жёсткие. Впрочем, как и у всех субъектов Российской Федерации. Если говорить исключительно о муниципальных электронных услугах Белогорска, то их предоставление включает в себя полный цикл онлайн-операций: подачу заявления, контроль за ходом рассмотрения заявки, получение информации о готовности документов, получение ответа на заявку в личном кабинете. В городе таким образом предоставляется более трёх десятков муниципальных социально значимых услуг в сфере строительства и землепользования, ЖКХ, образования. Главное для получателя услуги быть зарегистрированным на портале Госуслуг.

 

- А где с услугами можно ознакомиться подробнее?

 

- Для упрощения доступа к услугам на официальном сайте белогорск.рф в разделе «Цифровизация» обновлён соответствующий реестр. Он содержит не только перечень услуг, но и прямую ссылку на интерактивную форму единого портала государственных и муниципальных услуг для их получения. К концу 2023 года, по поручению главы Станислава Мелюкова, число услуг, оказываемых в электронном виде, планируется довести до 70%. Разработана дорожная карта по их внедрению и предоставлению.

 

- В марте структура администрации Белогорска была изменена, в том числе, для нужд «цифры»…

 

- Да, перечень вопросов местного значения постоянно растёт. Каждый автоматически подтягивает за собой цифровые вопросы. Реестр государственных услуг, платформа обратной связи, платформа государственных сервисов, единая государственная информационная система социального обеспечения… Можно ещё перечислять и перечислять всё то, что в конечном итоге сводится к одному - включить компьютер, зайти в “Госуслуги” и пошагово заполнить заявление на получение какой бы то ни было услуги. Что стоит за этим «включить и заполнить», человеку знать в общем-то и неинтересно. Вся сцепка регламентов, ключей, идентификаторов, сверка данных и контроль осуществляется за кадром, и в целом получателю услуг абсолютно невидима.

 

- Об этом, кстати, говорил на прошедшем недавно ПЭМФ-2023 глава Минцифры Максут Шадаев? Цитирую, «…взаимодействие с государством должно идти в понятном для человека интерфейсе: когда он может на свои вопросы получать простые ответы, не разбираясь в сложных регламентах. Так мы сможем провести гражданина через всю цепочку получения услуги. Портал Госуслуг должен стать некой формой с одной поисковой строкой»...

 

- В целом, да. Чтобы было просто, понятно и, главное, результативно. Это на уровне федерации. А на уровне муниципальном рабочими процессами этой «простоты» как раз и занимается новый отдел информационных систем администрации Белогорска. Руководит структурным подразделением Леонид Страхолист. ОИС проводит проверку всех муниципальных услуг на предмет текущей актуальности: от регламентов до обработки через платформу государственных сервисов и отчётности. С тем, чтобы интерфейс смог отобразить то, что предлагает в качестве услуг Белогорск.

 

- Какие муниципальные онлайн-услуги востребованы больше всего?

 

- С начала 2023 года онлайн-услугами воспользовались уже более полутысячи белогорцев. В сфере градостроительной деятельности граждане могут получить 13 муниципальных услуг. В разрезе всех услуг это самый большой онлайн-сектор. Самая востребованная в настоящее время - это услуга по выдаче градостроительного плана земельного участка. Ею воспользовались более сотни граждан. На втором месте - услуга о направлении уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства. Ею воспользовались более 60 раз. На третьем месте - услуга по уведомлению органов местного самоуправления о планируемом строительстве индивидуального дома. Ею воспользовались с начала года 47 раз.

 

Важно корректно заполнить заявление на оказание муниципальной услуги и приложить все необходимые документы для её предоставления. Так что, если ещё нет личного кабинета в “Госуслугах”, то пришла пора его завести. Сделать это можно как самостоятельно, так и через МФЦ. На портале все услуги сопровождены пошаговыми инструкциями и перечнями документов, которые необходимо предоставить для их получения. То есть, в администрацию ходить не надо.

Светлана Саенко

 

НазадАрхив