Сегодня на Амуре № 29 (26 июля) 2023 г.


Ребёнок рядом - уже опасность

 

18 июня в Белогорском районе на 11-м километре автодороги Пригородное-Поздеевка-Ромны столкнулись два автомобиля - Honda Zest и Honda CRV. В результате аварии оборвалась жизнь 13-летнего мальчика. Он умер от полученных травм. Взрослым повезло больше…

 

Это был первый случай гибели ребёнка в этом году. В 2022-м за первые шесть месяцев дорога забрала жизни двоих несовершеннолетних. Но тогда и травмированных в результате аварий детей было меньше - 14 против 18. По данным белогорского отдела Госавтоинспекции, за полгода сотрудниками ДПС выявлено 387 нарушений правил перевозки детей в автомобилях. Это немного меньше, чем годом ранее (407), однако актуальности проблема не теряет. Взрослые продолжают, садя в машину ребёнка, игнорировать правила его безопасности.

 

Проблему детского травматизма обсудили на прошлой неделе члены общественного совета при белогорской полиции. По словам врио начальника ГИБДД Виталия Гайдукова, его причины те же, что и раньше. Первая - родители пренебрегают обязанностью использовать детские удерживающие устройства (два случая). Особая группа риска здесь - малыши, чей организм хрупок и любая авария для них может закончится печально. Вторая - дети и подростки получают травмы из-за невнимательности на дорогах (три случая). И наконец, третья причина - неиспользование несовершеннолетними пешеходами светоотражающих элементов (два).

 

Как отметил представитель белогорской Госавтоинспекции, одной из причин печальной статистики является недостаточность знаний по основам дорожной безопасности, получаемых в детском саду, школе и семье. Хотя сотрудники отдела делают всё возможное, чтобы донести и до детей и их родителей важность этих знаний. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма подразумевает собой занятия в детских садах, школах, а также колледжах, проведение родительских собраний.

 

Впрочем, образовательными учреждениями сотрудники ГИБДД не ограничиваются. «Лекции и инструктажи по этому направлению проводятся также в трудовых коллективах автопредприятий и организаций, - рассказал Виталий Гайдуков. Плюс во время профмероприятий и различных акций мы постоянно напоминаем водителям, как важно серьёзно относится к безопасности детей - будь он в машине или переходит дорогу».

 

Кстати, по статистике несчастные случаи с детьми-пешеходами чаще всего происходят рядом с детскими площадками или во дворах. Сотрудники Госавтоинспекции объясняют почему: с одной стороны, из-за особенностей детского восприятия. До четырёх лет ребенок не осознает, что машина не может остановиться мгновенно, до шести - плохо ориентируется по звуку, до восьми лет - не видит, что происходит сбоку от него.

 

- Ребёнок может выбежать на дорогу за мячом или игрушкой, большинство замирают на месте или закрывают лицо руками, когда видят едущий на них автомобиль, - говорит Виталий Гайдуков. - Дети рядом с дорогой - это уже опасность. Действия ребёнка сложно предсказать, особенно если он один. Водитель, увидев его возле проезжей части, обязательно должен принять соответствующие меры. В первую очередь, снизить скорость, чтобы вовремя остановиться. Но многие водители, особенно новички, не всегда готовы правильно оценить обстановку и эту «скрытую опасность». Если взрослый начинает неожиданно перебегать проезжую часть перед близко идущим транспортом и попадает под колеса - то однозначно виноват будет он. А в подобных ситуациях с детьми с точки зрения привлечения к ответственности свою роль сыграет именно неумение водителя вовремя сориентироваться. Дети непредсказуемы, и закон в данном случае делает скидку на их психофизические особенности.

 

Есть и у взрослых свои особенности: водитель не в состоянии вовремя заметить внезапно выскочившего на дорогу пешехода в темноте. Вот почему тема наличия светоотражающих элементов на одежде, в первую очередь детской, регулярно освещается. Всё для того, чтобы дети были видимы в тёмное время суток, в первую очередь для водителей. «Даже при плохих погодных условиях пешеход со светоотражающим элементом на одежде заметен на расстоянии 150 метров, - объясняет врио начальника ГИБДД. - Этого достаточно, чтобы водитель его заметил и успел затормозить».

 

Кстати, в России родители не обязаны покупать одежду со светоотражающими знаками или пришивать к ней фликеры. Их средняя стоимость сегодня составляет 200 рублей, а жилет со светоотражающими элементами на ребенка обойдется в сумму от 350 рублей. Много это или мало? Всё зависит от понимания взрослых - одной только инфраструктурой и контрольными мероприятиями безопасность детей обеспечить невозможно.

 

- От того, насколько активно родители вовлечены в процесс воспитания, насколько терпеливо и разумно подходят к этому процессу, зависит цифра детского травматизма, - считает Виталий Гайдуков. - Взрослым дорожные правила кажутся очевидными, а вот детям следует напоминать о них регулярно. До состояния условного рефлекса…

 

На встрече с представителем Госавтоинспекции члены общественного совета предложили этот рефлекс «усилить» с помощью активного распространения роликов о важности соблюдения детьми ПДД в родительских чатах и группах. Роликов, которые заставят задуматься каждого - и взрослого, и ребёнка - о том, что будет, если к дороге относится беспечно.

 

В общем, тема детского травматизма на дорогах вряд ли потеряет свою актуальность. Тем более накануне учебного года. 1 сентября дети и подростки пойдут в школы и детские сады. И чтобы обеспечить безопасность на пути к знаниям, сотрудники белогорского отдела Госавтоинспекции планирует провести профилактические мероприятия, к примеру оценят состояние улично-дорожной сети рядом с образовательными организациями - пешеходные переходы, светофоры... Это нужно, но вот только это всё же не гарантирует детям полную безопасность. Многое зависит от родителей, ещё раз напомнил врио начальника Госавтоинспекции.

Елена Гладышева

НазадАрхив