Сегодня на Амуре № 41 (18 октября) 2023 г.


Таксистам дадут время

 

Белогорские таксисты, судя по всему, выдохнули рано. Федеральные власти пока только планируют отложить вступление в силу некоторых положений закона о такси. Напомним, он предполагал изменения правил перевозок пассажиров с 1 сентября этого года, однако пока так и не заработал. Тем временем большинство частных перевозчиков в Белогорске решили уйти в «тень». Какие новые методы вызова такси появились в городе, и в чём перспектива, узнала корреспондент газеты «Сегодня» Анастасия Чернявская.

 

Эмоций не скрывают

 

В чём заключаются новые правила перевозки пассажиров в такси, белогорские водители знают и возмущаются по этому поводу весьма эмоционально, не стесняясь в выражениях. Рассказывают они и про получение необходимого разрешения в Минтрансе, и про другие требования, с которыми, в принципе, не против мириться. Но вот «особую» страховку ОСАГО оформлять категорично не согласны, ведь она стоит в среднем в четыре раза дороже обычной.

 

- Да, мы оформляем страховые полисы для перевозчиков пассажиров, - отвечает менеджер в одной из страховых компаний Белогорска. - Стоимость зависит от года выпуска автомобиля, его марки и водительского стажа. В среднем рассчитывайте, что страховой полис будет стоить от 20 тысяч рублей и выше.

 

- Да с чего ради я должен платить такие деньги, - в свою очередь возмущаются водители такси. - Вот есть обычная «автогражданка», и пусть попробуют возразить!

 

При этом, кто должен возражать, пока непонятно. Возможно, сотрудники ГИБДД или минтранс региона, который будет в ответе за исполнение требований нового закона. Водители между тем высказывают опасения. Большая часть из них связана, в том числе, и с обеспечением безопасности пассажиров.

 

- Выходит, что перед каждым выходом в смену, согласно новому закону о такси, мы должны пройти предрейсовый медицинский осмотр за счёт собственных средств, - говорит один из частных извозчиков, не сдерживая эмоций. - Но как быть тем, для кого работа в такси была всего лишь подработкой? Выходит, у нас этот вид заработка хотят забрать! Ведь невыгодно теперь будет совершать всего три-четыре поездки за вечер. Чтобы отбить расходы, нужно работать, минимум, по восемь часов семь дней в неделю. Но самый главный вопрос: где после шести часов вечера проходить медицинский осмотр, как того требует закон? Нет у нас таких организаций!

 

Новые правила

 

В новом законе действительно ужесточились требования к водителям, и основной акцент сделан на безопасности перевозок. Кроме обязательных медицинских осмотров, заполнения путевых листов, предрейсового или предсменного контроля технического состояния автомобиля добавилось соблюдение режима отдыха водителем. Также к работе не должны допускаться водители с непогашенной или неснятой судимостью, при наличии трёх неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД, а также лица, подвергшихся аресту за нарушение правил дорожного движения более одного раза за год.

- Если с техосмотром автомобиля перед каждой сменой ещё можно было что-то придумать, то по вопросам медицины пока что полный провал, - отмечают белогорские «бомбилы».

 

И именно эту проблему взял на контроль минтранс региона после того, как в Благовещенске в «Точке кипения» прошла встреча областных чиновников с амурскими таксистами.

 

- Если с нас требуют проходить медицинские освидетельствования, значит, должны появиться соответствующие организации, у которых график работы должен быть минимум с 6 до 22 часов, а стоимость услуг лояльной - приводили свои требования таксисты. Кстати, пожелания по безопасности у разработчиков закона оказались вполне ожидаемые - это базовые вещи, которых отрасль ждала годами. Кроме этого, напрямую официально смогут работать самозанятые.

 

Пассажиры по этому поводу высказываются однозначно: хорошая, правильная инициатива.

 

- Я однажды села в машину такси, и с первых секунд поняла, что водитель в неадеквате, - рассказала одна из жительниц города. - Путь до работы был недолгий, но испугалась сильно. Потом ругала себя, что сразу не потребовала остановить машину, ведь в салоне стоял стойкий запах какой-то химии вперемежку с ацетоном. Жаловаться никуда не стала, заявку на поездку я оформляла в специальном приложении, а значит, начальника у этого водителя нет, он работает на себя...

 

Ответственности быть

 

Чтобы спрос и ответственность были, в законе о такси предусмотрены жёсткие правила для всех агрегаторов такси. Так называют все специальные приложения такси и организаций, работающих в условиях служб заказа автомобилей. Первым делом авторы закона придумали три отдельных реестра. Первый - это реестр перевозчиков. В нём должны быть перечислены и учтены в минтрансе все, кто возит пассажиров: компании, ИП и самозанятые. Отдельно во втором реестре должны учитываться службы заказа, то есть будет отдельный список агрегаторов - компаний, которые получают вызовы от потребителей и передают их перевозчикам. Учёту в третьем реестре подлежит весь транспорт, который используется в пассажирских перевозках.

 

Но и с этим, как выясняется, пока что вопросов больше, чем ответов. Именно поэтому в Госдуме всерьёз обсуждают отсрочку закона до 2025 года, а пока дать регионам время на соответствующую подготовку. Законопроект об отсрочке таксистам уже подготовлен, но вот когда он будет рассмотрен, неизвестно. К тому же в нём может идти речь лишь о некоторых положениях закона.

 

- Наверное, все правила по безопасности оставят без изменений и начнут требовать их исполнения, - опасаются белогорские «бомбилы».

 

На выдумку хитры

 

В Белогорске контролирующих мероприятий среди такси пока никто не проводил. Но городские таксисты уже сейчас перестраховываются. Реже их можно встретить на стоянке автовокзала, где их услугами пользовались многие горожане и приезжающие в город.

 

- Странная получилась ситуация, - рассказывает один из постоянных клиентов. - Подхожу, как обычно к машине, причём визуально знаю водителя. Спрашиваю, скорее по привычке: такси? Но водитель вдруг растерялся и ответил, что он перевозкой пассажиров не занимается, а здесь просто родственников встречает.

 

- А мы из кафе почти сорок минут не могли уехать, - рассказывает другая жительница города. - Вызвали такси через приложение в телефоне и долго ждали, пока заказ приняли. Водитель когда, наконец, приехал, объяснил, что таксистов в городе стало значительно меньше, потому что многие боятся работать по старым правилам, а соблюдать новые не представляется возможным.

 

Что сразу же отразилось на стоимости поездок. К примеру, уехать с одного конца города в другой можно теперь в среднем за 400-500 рублей.

 

- Недавно была крайне удивлена ответом таксиста, к которому обратилась с просьбой и который работает на междугородних перевозках, - рассказывает свою историю жительница Белогорска. - Хотела передать с водителем посылку своей дочке, студентке. Раньше даже за самую большую сумку брали не более 200 рублей. А тут я булочек напекла, подошла с маленьким пакетиком. Но водитель упёрся, говорит, платите за перевозку 600 рублей. Еле-еле на 500 рублей сторговались...

 

И это, как выяснилось, не всё, на что теперь идут белогорские «бомбилы». Кто-то самый предприимчивый создал группу в популярном мессенджере под названием «Пешеход», участниками которой уже являются более 1200 человек. Участник, желающий вызвать такси, пишет в группу, указывает адрес, откуда его забрать и куда необходимо отвезти. На заявку откликается «свободный» водитель. После этого переписка удаляется. Дальнейшее общение происходит, очевидно, по личному номеру заказчика.

 

Вероятно, такая группа в Белогорске не одна. Но вот захотят ли такие таксисты выйти из “тени”, когда закон о такси заработает, остаётся только предполагать. И, конечно, никакой чат трезвость и адекватность водителей не будет гарантировать.

Анастасия Чернявская

НазадАрхив