Сегодня на Амуре № 43 (1 ноября) 2023 г.


Кто попал под маркетплейсы?

 

Онлайн-шопинг становится всё популярнее. Маркетплейсы не перестают развиваться, открываются десятки новых пунктов выдачи товаров, в том числе в Белогорске. И всё больше покупателей отправляются за покупками не в магазины и торговые центры, а в интернет. Про самые выгодные и неожиданные приобретения горожан, а также про незапланированные сюрпризы, узнала корреспондент газеты «Сегодня» Анастасия Чернявская.

 

Неожиданные покупки

 

Как говорят работники маркетплейсов, на общем складе, откуда товар поступает в пункты выдачи, при желании отыскать можно даже то, чего раньше не то, что не видели, но и не думали вовсе, что такое может существовать.

 

- Однажды оформлял на возврат искусственную гриву для собаки, - смеясь, рассказывает один из работников. - Она такая рыжая была и очень мохнатая. Сначала подумал, что это человеческий парик. А когда увидел ярлык с описанием товара, долго смеялся. Как говорится, даже самый маленький пёсик для врагов может стать львом.

 

- А я в один из рабочих дней разбирала товар для отправки в пункты выдачи и обнаружила винный бокал без ножки, - рассказывает ещё одна работница склада. - Ну, думаю, умышленный брак нам направили. Ведь бокал был в прозрачной коробке, хоть и упакован в воздушно-пузырчатую плёнку. Оказалось всё намного интереснее - это специальная насадка на бутылку. Предназначена она для того, чтобы постоянно не подливать гостям. Элегантный аксессуар выглядит абсолютно абсурдно, но выходит, и на такой товар находятся покупатели.

 

Специалисты, работающие в пунктах выдачи, признают, что белогорцы активно пользуются сервисами покупок в интернете. В часы пик даже большие очереди случаются из желающих получить свои долгожданные приобретения.

 

Оценивают работу пункта выдачи и полученный товар тоже весьма активно. Иногда пишут подробные отзывы.

 

- Мне почему-то запомнился один из них, - рассказывает работник маркетплейса. - Прочитал и полдня улыбался, хотя история, в общем-то, вышла грустная. «Классный фумигатор, - написала одна из покупательниц. - Всю нечисть из дома выгнал. Комары исчезли, мухи попрятались, муж к другой ушёл»…

 

От продуктов до мебели

 

- Ещё лет десять назад мы вряд ли могли себе представить, что будем покупать в онлайн-магазинах продукты питания или, к примеру, туалетную бумагу, - говорят работники склада маркетплейсов. - А сейчас этим абсолютно никого не удивишь. Часто заказывают итальянские макароны, различные соусы, сухое обезжиренное молоко, сушёные ягоды, орехи и многие другие продукты, которые без холодильника не портятся.

 

- Потому что дешевле, чем в обычных магазинах, вот и покупаем через интернет, - объясняют свою позицию покупатели, комментируя, что согласны ждать иногда до двух недель доставку, но зато при этом прилично экономить.

 

- В нашем пункте выдачи одна женщина в который раз получает камни для бани, - вспоминают ещё одну интересную покупку работники. - Доставка бесплатная, а за вес и габариты никаких дополнительных денег не берут, вот этим и пользуются покупатели.

 

Известно, что в онлайн-магазинах стали покупать даже мебель и бытовую технику. Вот только с возвратом, если такая необходимость возникнет, придётся повозиться всем - и покупателям, и продавцам, и работникам складов.

 

- Мы диван заказывали и остались довольны, - рассказывает одна из жительниц города. - Обошёлся он нам всего в 27 тысяч рублей. Теперь вот ещё горку в гостиную приобрели, ждём, когда доставят.

 

Про другой, но неудачный опыт приобретения мебели рассказывает другая покупательница. Она говорит, что конкретно после этого случая перестала доверять продавцам из маркетплейса. А с возвратом решила не возиться - жаль было времени.

 

- Я заказала полку для обуви, - рассказывает она подробности. - С нетерпением ждала, когда товар поступит в пункт выдачи. В первый же день его получила. Но к тому времени муж уехал в командировку, поэтому почти десять дней покупка стояла нераспакованной, ведь сама её собрать я бы всё равно не смогла. А когда, наконец, пришло её время, выяснилось, что упаковщик забыл положить десять нужных деталей и без них у нас ничего хорошего не вышло. Так и стоит теперь эта покупка на балконе. Как только падает на неё взгляд, очень расстраиваюсь.

 

Ещё сюрпризы

 

Если одни покупатели старательно выбирают товар и заказывают только то, что действительно считают нужным, то другие называют покупки в онлайн-магазине почти зависимостью.

 

- Мою сумму выкупа на маркетплейсе недавно увидел муж, - признаётся одна из жительниц Белогорска. - Сама не понимаю, как так вышло, но оказалось, что за этот год на покупки в интернете я потратила более 250 тысяч рублей. И нельзя сказать, что заказывала всякую ерунду. Покупала одежду себе, детям, мелкие товары для дома и сада. Супруг, осознав мою зависимость, несмотря на доводы о выгодных ценах, строго настрого запретил приобретать товары в онлайн-магазинах. Но я всё равно это делаю. Просто хожу за выкупом, когда его нет дома.

 

Кстати, с шопоголиками с недавних пор компании маркетплейсов успешно воюют. Если раньше вернуть товар можно было совершенно бесплатно, то теперь для большинства позиций возврат платный. Иногда его сумма достигает 500 рублей.

 

- Мы боремся не с теми, кто честно заказывает, покупает, возвращает некачественный товар, - поясняют в прессе владельцы онлайн-ритейлеров. - А здесь речь идёт именно о тех, кого можно назвать шопоголиками. И оплата покупателя за возврат товара - это возможность компенсировать издержки предпринимателей на обратную транспортировку, за счёт чего продавцы могут устанавливать конкурентные цены.

 

С незапланированными покупками иногда случаются серьёзные неприятности. Бывалые советуют не хранить товар в электронной корзине, тем более, если к нему привязана банковская карта, а телефон могут взять в руки маленькие дети.

 

- У меня так пятилетняя дочь двумя нажатиями на клавиши заказала всё, что я когда-то рассматривала к покупке, откладывая в электронную корзину, - говорит любительница интернет-шопинга. - В общей сложности сумма незапланированных приобретений составила 176 тысяч рублей. Я связалась со службой поддержки маркетплейса, но оказалось, что они ничем помочь не могут и отменить покупку нельзя. Вернуть товар можно будет только после того, как он поступит в пункт выдачи, но за возврат каждой позиции, придётся платить от 100 рублей и выше. В итоге убытков на несколько тысяч рублей.

 

Пользователи сети сообщают, что некоторым покупателям в таких ситуациях приходится даже блокировать банковскую карту, чтобы не списывали сразу большие суммы. Правда, через суд деньги за возврат компания всё равно потом может взыскать.

 

Доверяй, но проверяй

 

Как бы там ни было, стоит признать, что маркетплейсы прочно вошли в повседневную жизнь. Их наличию многие безгранично рады, рассказывая о крупных суммах экономии. При этом оперативники предупреждают, что от имени известных компаний могут действовать мошенники. Варианты тут самые разнообразные: запрос личных данных, или переход на вредоносный сайт по ссылке и многое другое. Поэтому настоятельно советуют тщательно проверять информацию перед тем, как оставлять свои данные, данные карт или оплачивать товар на сторонних и малознакомых ресурсах.

 

Тем временем проверку маркетплейсов проводит Генпрокуратура. После нашумевшего заявления о введении дополнительной комиссии в 3% с пользователей карт Visa и Mastercard ведомством были организованы надзорные мероприятия, к которым также привлекли специалистов Роспотребнадзора, Банка России и Минпромторга.

 

Правда, ни о каких случаях взимания комиссии белогорцы пока не рассказывали. Более того, многим стали приходить сообщения о том, что исключительно для них отказ от покупки за исключением некоторых позиций будет бесплатным.

Анастасия Чернявская

НазадАрхив