Сегодня на Амуре № 6 (15 февраля) 2023 г.


Вокзалы и составы под надзором

 

18 февраля сотрудники транспортной полиции отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1918 году был подписан декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», первый документ, положенный в основу создания системы охраны железнодорожного транспорта. Со временем служба была сформирована в федеральную структуру. Одно из подразделений есть и в Белогорске.

 

Зона ответственности Белогорского линейного отдела - участок Транссибирской магистрали протяжённостью 430 км от станции Ту в западном направлении до станции Архара в восточном. Плюс подъездные пути и часть благовещенской жд-ветки до станции Томичи, а также 500 км водной акватории реки Зея. В состав отдела входят четыре подразделения - Свободненское линейное отделение, пункты на станциях Шимановская, Завитая, Бурея. Численный состав едва превышает полторы сотни человек. Но несмотря на такое количество «линейщики» держат криминогенную обстановку на железной дороге на контроле. Более того, значительно снизили количество совершаемых преступлений. Как это удалось -  рассказал начальник Белогорского линейного отдела МВД России на транспорте Вячеслав Декало.

 

- Вячеслав Александрович, в этом году, так понимаю, торжеств по случаю профессионального праздника не будет…

 

- Нет. Ситуация требует сдержанности, поэтому в этом году обойдемся без торжеств. Но лучших сотрудников обязательно отметим.

 

- Как давно Вы служите в транспортной полиции?

 

- С 1995 года и службу начинал именно в белогорском отделе с должности патрульного постового, охранял общественный порядок на железнодорожном вокзале, затем порядка шести лет был оперуполномоченным уголовного розыска, после возглавил уголовный розыск.  В 2012-м был назначен начальником полиции, а 20 февраля 2020 года возглавил отдел.

 

- Сложная должность?

 

- В полиции лёгких должностей не бывает…

 

- Для обычного жителя города разницы между городским отделом полиции и линейным нет. Но она все же есть…

 

- Специфика транспортной полиции заключается в том, что мы обеспечиваем общественный порядок, личную и имущественную безопасность граждан на железнодорожных вокзальных комплексах, аэровокзалах, речных портах. А именно наш отдел следит за порядком в пассажирских поездах, на объектах жд-транспорта, входящих в инфраструктуру железной дороги. Но это не означает, что гражданин должен выбирать, куда ему обращаться за помощью - в городской отдел полиции или к нам. К нам обращаются по разным ситуациям - от бытовых конфликтов до квартирных краж...

 

Особое направление нашей работы - экономическая безопасность. Речь идёт о защите интересов государства - это контрабанда леса, металла и всего, что вывозится незаконно за рубеж, плюс борьба с коррупцией на предприятиях жд-транспорта, учебных заведениях, подготавливающих специалистов для железной дороги, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия. Поставить надёжный заслон наркотрафику и обороту оружия - наша прямая обязанность.

 

- Учитывая, что протяженность обслуживаемого отделом участка немаленькая, имеется ли техническая возможность быстро прибыть на место?

 

- У отдела достаточное количество автотранспорта и в оперативных подразделениях, и в дежурных службах. Плюс два специализированных плавсредства, на которых ведется патрулирование акватории, а также проводятся рейдовые мероприятия. Цель последних - пресечение случаев браконьерства и спасение людей, попавших в беду. Кстати, наш отдел принимает активное участие в спасательных мероприятиях в периоды наводнений.

 

- Если вспомнить, то 2013 год в этом плане был нелёгким…

 

- Для нас тоже. Многие сотрудники отдела больше месяца не видели семьи, находясь в командировках в разных населённых пунктах области, где складывалась тяжелая обстановка. И где мы могли оказать помощь благодаря технической возможности и профессионализму сотрудников, которые знают, как действовать в подобных ситуациях.

 

- Пандемия тоже добавила беспокойных дежурств?

 

- Не без этого. Сложно было, когда на карантин закрывались Свободный и Шимановск, было ограничено движение поездов. На отдел была возложена серьёзная задача не допустить распространения инфекции, обеспечить общественную и имущественную безопасность. Плюс морально-психологический настрой пассажиров, которые не понимали, для чего всё делается, что вокруг происходит. Но мы справились, несмотря на тяжёлую, в том числе моральную нагрузку. Добавлю, что работа отдела и отдельных сотрудников позже была отмечена на уровне руководства Приамурья.

 

- А год 2022-й каким стал по итогу?

 

- Год отметился общим снижением уровня преступности. Общее количество зарегистрированных преступлений снизилось почти на 43% и выросла раскрываемость. Меньше совершено краж, грабежей вообще не было допущено. Снизилось количество поездной преступности, причем эта тенденция сохраняется на протяжении ряда лет. Здесь хочу отдельно остановиться на том факте, что сегодня путешествовать стало безопасно. Несколько лет назад объектами преступных посягательств часто становились гаджеты, ноутбуки, телефоны, банковские карты. Однако за последние три года количество подобных преступлений резко снизилось. По цифрам - в прошлом году было совершено всего 14 краж, и это очень хороший показатель даже на общероссийском уровне.

 

- Это заслуга полиции или люди начали опасаться нарушать закон в поездах и на вокзалах?

 

- Мы перестроили работу нарядов сопровождения пассажирских поездов. Речь не о том, что наряды стали чаще ходить по вагонам. Мы сделали упор на профилактике - это и беседы, и листовки, и предупреждения по радиосвязи о способах преступлений, совершаемых в отношении пассажиров. Причём не только в самом составе - всё начинается с вокзала. Людям постоянно и везде напоминают об имущественной, личной, антитеррористической безопасности. Плюс на вокзалах созданы зоны транспортной безопасности, благодаря чему в здания и на территорию вокзалов криминальный элемент не попадает. Как итог - случаи краж имущества пассажиров поезда, пока тот стоит на станции, практически исключены.

 

- Действительно, раньше через вокзал мог пройти любой, а уж по перрону погулять можно было без проблем в любое время…

 

- Сегодня станция Белогорск практически полностью ограждена, проходов осталось мало, но и они перекрыты полицейскими пикетами. Плюс все пассажирские поезда находятся под системой видеонаблюдения. Это даёт огромный профилактический эффект - преступник дважды подумает, прежде чем что-то совершить. Ну и конечно, для оперативников это немалая помощь в раскрытии преступлений. Кстати, в 2022 году на вокзальном комплексе Белогорска не совершено ни одной кражи.

 

Если говорить в целом, то на станции Белогорск криминогенная ситуация контролируемая и стабильная. В том числе и на предприятиях жд-транспорта. Если и происходят хищения, то, как правило, выявляются они инициативным путем и чаще в них замешаны сами работники транспорта. В 2022-м произошло всего пять случаев краж с подвижного состава, все раскрыты. Такого, как раньше, когда вскрывались и разворовывались целые составы с металлом и контейнерами, сегодня нет. Подобные случаи носят единичный характер и не в таких количествах. Если раньше топливо похищалось цистернами, то сейчас выносят в канистрах и то попадаются, как правило, «свои» - машинисты, помощники, слесари. И больше воруют для себя, а не для того чтобы перепродать.

 

Что касается экономических преступлений, то наши сотрудники не дают «расслабиться» и руководителям транспорта, они нередкие гости на предприятиях транспорта с лекциями и беседами. Нас знают и к нам прислушиваются. В том числе коллеги из других отделов. Потому что такого опыта, как у наших сотрудников, нет во всём управлении.

 

- Вячеслав Александрович, периодически становятся известны факты нападения на сотрудников отдела. Даёте отпор нарушителям?

 

- Да, были такие случаи. В 2021-2022 годы отметились всплеском совершения таких правонарушений. Возможно, сказалась сложная социально-экономическая обстановка, но скорее это алкоголь. Был случай: высокопоставленное лицо РЖД, так сказать, потеряло человеческий облик, сотрудники полиции попытались провести с ним профилактическую беседу. Но мужчина, прикрываясь служебным положением, оказал сопротивление, применил силу в отношении девушки-полицейского. Впрочем, она оказалась не из робкого десятка и спортивно подготовленная. Действия нарушителя были пресечены. Позже он пытался неоднократно принести извинения сотрудникам и всему отделу, но мы отказались от такого «возмещения вреда». Дело было доведено до логического конца - до суда, а представитель РЖД лишился своей должности.

 

- Иностранцы часто нарушают общественный порядок и российские законы в поездах?

 

- Эта ещё одна особенность работы транспортной полиции - в поездах путешествуют граждане разных национальностей и стран, разного социального положения и вероисповедания. И с каждым нужно найти общий язык, объяснить, что он делает не так и почему так нельзя делать. Раньше больше всего проблем доставляли американцы и европейцы. Либо они совершали правонарушения, позволяя себе хамское и неуважительное поведение, либо в отношении них. Но после того как против России были введены санкции, в поездах граждане США, Европы, Японии и Южной Кореи стали ездить гораздо реже. А вот граждан из Средней Азии, наоборот, стало больше. Особенно когда началось строительство ГПЗ в Свободном. Они, как правило, крадут гаджеты, банковские карты, в последнее время отмечен рост случаев краж ювелирных изделий и наличности. Доставляют и другие хлопоты - злоупотребляют алкоголем, курят в неустановленных местах, перевозят наркотики. Однако всех выявляем, привлекаем и выдворяем за пределы России.

 

- А граждане КНР?

 

- Они в плане правопорядка не доставляют никаких проблем. Я даже и не припомню, когда подобное было в последний раз. Дело в том, что китайцы ассимилировались у нас, чётко соблюдают законы, понимают, что в противном случае вернутся домой и больше сюда не попадут. А это означает потерю работы и заработка, а также пенсии. Такие же в этом плане и северокорейцы. У них железная дисциплина.

 

- Есть хорошие моменты в работе?

 

- По итогам работы 2022 года следственное подразделение нашего отдела заняло первое место по Забайкальскому линейному управлению. Нам вручили кубок. И это заслуга всех сотрудников подразделения и лично начальника следственного отдела Сергея Исущенко. Его назначили на должность только в 2022 году, но он сплотил коллектив, принимал активное участие и в расследовании уголовных дел, и в профмероприятиях.

 

- Вы возглавляете отдел последние три года, на которые пришлись наводнение, пандемия и СВО. Серьезные испытания на прочность...

 

- Было, скажу честно, непросто. Выручило то, что в органах полиции служу давно плюс налажено тесное взаимодействие с руководством города, региона, других отделов, областным управлением МВД. Немаловажно, что поддерживают и сотрудники отдела. Правда, в одно время пришлось столкнуться с большим оттоком кадров. Сегодня ситуация получше...

 

- Что, проблем с кадрами нет?

 

- К сожалению, они есть во всех отделах полиции.  Мы проигрываем и в денежном довольствии, и в социальном пакете, и по уровню зарплат многим силовым структурам. Но больше обойдены вниманием сотрудники, которые работают непосредственно с населением. Речь о патрульных, несущих службу в нарядах.

 

- Получается, люди в отделе служат за идею? Что их держит здесь? Будущие бонусы, которые возможно будут когда-то начислены? Или что-то иное?

 

- Думаю, не только у нас служат за идею. Что касается бонусов… да, у нас есть право на бесплатный проезд в любую точку страны, оплачиваемый длительный отпуск, стабильность в выплате денежного довольствия, красивая форма… Но не думаю, что из-за этого люди приходят к нам и остаются. Они служат если не за идею, то ради интересов страны, безопасности её жителей. Отдаю дань уважения сотрудникам - сейчас служить сложнее, чем в 90-е годы прошлого века. Тогда хоть и были задержки в зарплате, а техническая оснащенность хуже, один автомобиль на весь отдел, но морально было легче. Сегодня требования к полицейским выше, спрос больше. Нам нельзя ошибаться. И каждый наш шаг изучается под «линзой». Плюс жёсткие рамки в работе. Это накладывает свой отпечаток. К тому же у нас очень много ограничений. То, что может себе позволить простой гражданин, для нас недопустимо. Мы подчиняемся своему Кодексу чести, дисциплинарным уставам, которые прописывают всё - от внешнего вида до поведения не только на службе, но и в отпуске, в быту.

 

- С девушек-сотрудниц такой же спрос? Кстати, все чаще в полицейской форме можно увидеть представительниц слабого пола…

 

- Эта ещё одна тенденция последних лет. К сожалению, парни не идут к нам служить, возможно, из-за отсутствия мотивации, в том числе финансовой, а может из-за слабости характера. Наша служба нелегка. Хотя к девушкам требования не менее жёсткие. А иногда биография не позволяет. Кандидаты проходят серьёзную проверку, и, к сожалению, даже мелкий административный проступок, совершённый в подростковом возрасте, перечёркивает право служить в органах. Плюс нередко есть проблемы со здоровьем у кандидатов.

 

Но тут положительная тенденция имеется: благодаря расширению и укреплению спортивной базы города, появлению дополнительных спортивных площадок возможность укрепить здоровье перестала быть проблемой. Больше стало парней-спортсменов. Отдаю должное руководству города. И у нас сложился неплохой спортивный коллектив, участвуем во многих соревнованиях.

 

- Любимый вид спорта Вашего отдела?

 

- Неплохо играем в футбол - до пандемии по традиции регулярно встречались с городским отделом полиции, ФСБ и 35-й Армии. И очень часто выходили победителями. Лёгкая атлетика у нас в чести - есть победители в областных и российских марафонах, в силовых видах спорта. Огромное спасибо руководству города за предоставление спортивных залов для проведения занятий по физической подготовке и бассейна для тренировок.

 

- Что скажете о людях, с которыми несёте службу?

 

- Коллектив дружный, ветеранское движение сильное, его, кстати, много лет возглавляет Виктор Королёв, бывший начальник кадрового подразделения, активный человек, несмотря на возраст. Активную ветеранскую деятельность ведет и Владимир Носов, участник событий на острове Даманский. Им большое спасибо за службу, за участие в жизни отдела. Есть у нас и преемственность поколений. Здесь большую роль играет начальник кадров Александр Кулыгин - один из тех, кто служит за идею. И кто воспитывает из сотрудников отличных полицейских, вкладывая в них преданность делу.

 

Ещё у нас много молодых сотрудников, у которых есть все шансы стать руководителями отделений. Некоторые уже выросли, перевелись в другие отделы и управления, шагают по карьерной лестнице. Кстати, наш отдел этим всегда и отличался  - хорошим уровнем профессионализма сотрудников.

 

- Плох тот солдат…

 

- …который не мечтает стать генералом. Знаете, я не мечтал стать полковником полиции. Даже не предполагал. Моя мечта была быть оперуполномоченным уголовного розыска. Но старшие товарищи убедили дальше учиться, расти. А где-то и товарищ случай сыграл свою роль.

 

- Не жалеете, что выбрали такой путь?

 

- Абсолютно. Если бы появился шанс начать все сначала - пошёл по тому же пути.

 

Кстати, важный момент: если кандидат приходит в отдел, не ставя перед собой цели служить Родине, то такому человеку не место у нас. Если кто-то считает, что он может принести пользу стране - это можно делать в транспортной полиции. Главное - иметь минимум среднее образование, хорошее здоровье и правильную мотивацию. Здесь в первую очередь служат интересам Родины. Потом семье, себе и так далее...

 

- Вячеслав Александрович, что пожелаете коллегам накануне профессионального праздника?

 

- Огромное спасибо всем сотрудникам, от рядового до подполковника, от патрульного до руководителей подразделений, а также ветеранам за достигнутые высокие результаты. За то, что оперативная обстановка на контроле. Желаю всем мирного неба  - сегодня актуально как никогда, и этого я желаю каждую планёрку. Надёжного тыла в семьях - особенности службы таковы, что мы не можем уделять много времени своим семьям. Но нас понимают и поддерживают, за что огромное спасибо! А молодым сотрудникам желаю верности выбранному пути, профессии, профессионального роста, надёжности и успехов!

НазадАрхив