Сегодня на Амуре № 7 (22 февраля) 2023 г.


Прокуратура за кредиты не в ответе

 

В последнее время в прокуратуру Белогорска поступает всё больше жалоб на неправомерное взыскание долгов. Жители города жалуются на действия банков и микрокредитных организаций. Однако прокуратура в данном вопросе имеет усечённые полномочия по проверкам их действий, поэтому заёмщикам необходимо обращаться с жалобами в Центральный банк России. Почему - узнала корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.

 

Сегодня офисы различных банков и микрофинансовых организаций располагаются, можно сказать, едва ли не на каждом углу. Практически без отказа здесь можно оформить заём до нескольких миллионов. И взамен в качестве гарантий зачастую просят только паспорт. Свои услуги кредитные организации  буквально навязывают всем и каждому. Предложение об «уникальных условиях» можно увидеть на экране банкомата, когда снимаешь наличные, через смс-сообщения или звонки, которые буквально сыплются словно из рога изобилия перед праздниками. При этом в ход идут психологические уловки и обещания типа: «таких выгодных кредитов уже не будет», «предложение разработано специально для вас» или «за кредитную карту платить не надо - она будет просто лежать у вас дома».  Ну, а если у человека положительная кредитная история, то он становится для банков целью, которую никак нельзя выпускать из вида.

 

Только консультация

 

Однако не все граждане, оформляя кредит, объективно оценивают свои финансовые возможности или просчитывают возможные риски. Микрозаём для многих - это краткосрочный заём. Но несмотря на безобидное название, такой способ кредитования приносит немало макропроблем - в погоне за лёгкими деньгами, которые можно быстро одолжить до зарплаты, люди оказываются на дне долговой ямы. И когда оказываются в должниках у банков, когда их начинают «трясти» коллекторы, бегут в прокуратуру с жалобами.

 

- Однако здесь надзорный орган может только оказать консультативную и правовую помощь - у прокуратуры нет компетенции проверять и приструнивать банки, - объясняет старший помощник прокурора Белогорска Елена Агафонова. - Но это может сделать Федеральная нотариальная палата России или Центробанк, который выдаёт лицензии микрофинансовым организациям и банки. Именно эти две организации рассматривают жалобы граждан на их действия или бездействия.

 

Если гражданин всё же направляет жалобу в адрес прокуратуры, поясняет представитель надзорного ведомства, то она будет перенаправлена в ближайшее отделение Центробанка - Дальневосточное управление ЦБ, располагающееся в Хабаровске, по адресу: ул. Муравьёва-Амурского, 42, телефоны: (4212) 32-46-23, 39-99-06, уполномоченное принимать меры реагирования к недобросовестным банкам при нарушении ими законодательства.

 

Банки не видят банкротств

 

Как правило, жалуются на действия кредитных организаций белогорцы в двух случаях. Первый - это банкротство, когда человек не может рассчитываться по своим долговым обязательствам и обращается в арбитражный суд о признании его несостоятельным (банкротом). После вступления решения в законную силу оно обязательно для исполнения всеми кредиторами, в том числе банком, который выдал кредит гражданину. Однако бывают случаи, когда банк игнорирует данное обстоятельство. В итоге людей, признанных банкротами, финансовые организации продолжают терроризировать, требуя погасить долги, и не снимают ареста со счетов и запрета на выезд за пределы России, что является грубейшим нарушением гражданских прав.

 

Пример из жизни: жительница Белогорска, имеющая статус банкрота, никак не могла вылететь за границу для прохождения лечения. Банк тянул со снятием запрета на пересечение государственной границы. В службе судебных приставов лишь разводили руками. В банке же женщину постоянно «кормили завтраками», каждый раз обещая снять все ограничения «вот-вот». И она обратилась в надзорный орган, где ей порекомендовали написать жалобу в дальневосточное управление Центробанка на бездействия кредитного учреждения. В итоге проблема была решена.

 

Кстати, напоминают в надзорном ведомстве, если после банкротства вам продолжают звонить, требуя погашения долговых обязательств, - эти действия квалифицируются как вымогательство и относятся к уголовно наказуемым. В такой ситуации можно либо составить заявление в полицию по ст. 163 УК РФ (вымогательство) или по ст. 14.57 КоАП РФ (нарушение правил возврата просроченной задолженности), либо написать жалобу в службу судебных приставов, или опять же, подать заявление в Центробанк. А всё потому, что согласно ст. 213.28 закона N127-ФЗ все кредиторы, которые не заявили свои требования в установленные сроки, и не были внесены в реестр, после признания гражданина банкротом требовать возврата денег не имеют права.

 

Без бумажки вы букашка

 

Во втором случае речь идёт о самих долгах. Зачастую граждане, оформляя заём в микрофинансовой организации или банке, подписывают договор, не читая его, не вникая в суммы выплат, размеры ставок или пени. И даже когда кредит с процентами вроде выплачен, могут остаться какие-то пени, которые со временем увеличиваются до значительных сумм.

 

- Очень часто граждане жалуются, что выплатили всю сумму кредита вместе с процентами, - рассказывает Елена Агафонова, - а спустя некоторое время узнают, что остались должны банку пеню за просрочку какой-то выплаты. И этот долг банк переуступил другой кредитной организации или коллекторскому агентству. А небольшая сумма пени по истечении года-другого сложилась в сумму, соразмерную сумме первоначально взятому кредиту. В этом случае гражданин вправе обжаловать действия банка и по расчёту, и по переуступке долга, но, опять же, через Центробанк.

 

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, при закрытии кредита требуйте выдачи справки о полном исполнении кредитных обязательств. Ведь, как правило, офисы большинства кредитных организаций находятся на западе страны и в случае возникновения спорных ситуаций на их решение придётся потратить немало сил и времени.

НазадАрхив