Сегодня на Амуре № 10 (13 марта) 2024 г.


Поштучный учёт убережёт от штрафа

 

Предпринимателям Белогорска напоминают про требования маркировки реализуемых товаров. Отдельные группы, включая продукты питания и одежду, должны иметь уникальный цифровой код, независимо от того, где осуществлялся их выпуск. Ответственность в случае выявления фальсификата несут не только производители, но и продавцы. Зачем нужна обязательная маркировка и как отличить контрафакт, выясняла корреспондент газеты «Сегодня» Анастасия Чернявская.

 

Как говорит начальник отдела по труду и потребительскому рынку администрации Белогорска Мария Оганесова, каждый год расширяется перечень товаров, на которые распространяются требования маркировки. Такая практика помогает бороться с контрафактной и низкокачественной продукцией. Регулирует процесс государственная система «Честный знак».

 

- К концу этого года национальная система маркировки должна охватить почти все отрасли промышленности, включая лекарства, хозтовары, детское питание, - рассказывают в отделе по труду и потребительскому рынку.

Напомним, что она заработала в 2016 году, тогда начали маркировать меховые изделия. В 2018 году к ней подключили парфюмерию, в 2020 году - обувь, а затем молочную продукцию, товары лёгкой промышленности и многое другое.

 

С 15 января этого года обязательной маркировке подлежат пиво, сидр, медовуха и пуаре. Пока что речь идёт только о напитках в кегах, но с 1 июня 2024 года к ним добавят пластиковые, стеклянные бутылки и другую тару. Далее требования распространят на все безалкогольные напитки. Кроме этого, маркировка касается БАДов, антисептиков, детской воды и многих других товаров продовольственной и хозяйственной групп. Часть продукции попадёт в список обязательных к присвоению уникальных цифровых кодов в 2025 году.

 

- Предусмотрены разные способы маркировки, - рассказывает один из белогорских предпринимателей, торгующий меховыми изделиями. - Например, для шуб из натурального меха выбрали RFID-метки - это специальные микрочипы, в которых хранится информация о товаре. И все легальные, порядочные продавцы прекрасно понимают, что знающий покупатель об этом знает.

 

Сигареты, обувь и другие товары маркируют двухмерными штрих-кодами DataMatrix.

 

Небольшой квадратный код хранит в себе информацию о сроке годности продукта, его составе, а также о производителе и стране происхождения. Кроме этого, при необходимости с помощью маркировки проверить можно сопутствующую документацию, включая патенты и другие соответствия регламентам. Код невозможно скопировать или подделать.

 

- Но если дорогостоящие покупки мы проверяем на соответствие качеству, то продукты питания почему-то многие берут не глядя, - рассказывает о рядовых потребителях кассир одного из супермаркетов.- К примеру, покупатели знают торговую марку, которая им нравится, поэтому сомнения в подлинности товара не возникает. Другие и вовсе впервые сталкиваются с уникальной маркировкой только на кассах самообслуживания, когда понимают, что по обычному штрих-коду продукция не пробивается. Просят помочь, тогда и обращаем их внимание на чёрно-белые квадраты с уникальным цифровым кодом. Сейчас чаще всего помогать отыскивать на упаковке такие коды на кассах самообслуживания приходится на молочной продукции.

 

По сути общественный контроль и соответствие регламенту - главные рычаги в борьбе с фальсификатом и контрабандой. Так говорят в отделе экономики и инвестиций администрации Белогорска.

 

- На самом деле, требования к маркировке чётко регламентированы, - поясняет Мария Оганесова. - Нельзя сказать, что молочную продукцию в этом плане контролируют более строго, чем, скажем, детское питание. Главные особенности системы «Честный знак» - прозрачность и привлечение общественности. Весь маркированный товар занесён в единый реестр, где хранится информация о продукте и его изготовителе. На упаковку или этикетку товара наносится двухмерный код DataMatrix, сканируя который можно проверить, находится ли товар в системе.

 

Любой потребитель может отсканировать код на своём смартфоне и проверить качество продукции. А производителям и продавцам рекомендуют никогда не забывать про возможную ответственность. Согласно ст. 15.12 КоАП, для частного предпринимателя продажа, перевозка и производство немаркированной продукции грозит штрафом от 5 до 10 тысяч рублей. Для юридического лица эти суммы выше - от 50 до 300 тысяч рублей. Также все немаркированные изделия будут конфискованы. Административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 млн рублей. Согласно ч. 1 ст. 171.1 УК, виновному грозит лишение свободы и крупный денежный штраф.

 

Подробную информацию о маркировке товаров можно получить на официальном сайте «Честный знак». Также памятки на постоянной основе размещают на сайте Белогорск.ру. в разделе “Экономика - Потребительский рынок - Маркировка товаров”. Информируют о требованиях и в телеграм-канале «Предприниматели г. Белогорск».

фото “АП”

НазадАрхив